Философско-правовые взгляды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:40, реферат

Краткое описание

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 г. до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре.

Содержание

Введение 3
1. Политика и этика 6
2. Общество и государство 9
3. Право 14
4. Идеальное государство по Аристотелю 19
Заключение 23
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

План

 

    Введение                                                                                                        3

  1. Политика и этика                                                                            6
  2. Общество и государство                                                                9
  3. Право                                                                                               14
  4. Идеальное государство по Аристотелю                                         19

Заключение                                                                                                   23

Список литературы                                                                                      26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Философская мысль Древней  Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 г. до н.э.), воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться у него философской культуре.

Аристотель родился  в ионийском полисе Стагира, расположенном  на македонском побережье, именно поэтому  нередко в литературе  его именуют Стагиритом. Его отец был врачом при дворе македонского царя. Возможно, что профессия отца сыграла роль в пробуждении у Аристотеля интереса к биологии. В любом случае, она во многом повлияла на стиль мышления Аристотеля и обусловила его стремление к классификации всего эмпирического многообразия.

В возрасте 17 – 18 лет Аристотель прибыл в Афины, где стал студентом, а потом и преподавателем в платоновской Академии. Там он оставался около 20 лет до смерти Платона в 347 г. Встреча с Платоном оказала серьезное влияние на Аристотеля, как философа, хотя он постепенно отошел от его философии и развил свою собственную, которая во многих аспектах противостояла взглядам Платона. Это относится как к учению об идеях, так и к платоновской политической теории. Если Платон в некотором смысле смотрел «вверх» на идеальные идеи, то Аристотель на многочисленные частные явления «вокруг».  Если Платон  пытался развить учение о вечном, совершенно идеальном государстве, то Аристотель, начав с изучения существовавших видов государства, пытался найти среди возможных наилучшее государство, которое можно было бы реализовать.  Но эти различия между  учениями Аристотеля и Платона не должны заслоняют то общее, что у них было.

После смерти Платона  Аристотель совершил несколько путешествий. В частности, он изучал жизнь подводного мира возле острова Лесбос. Будучи представителем описательной биологии, он научился наблюдать и классифицировать (но не экспериментировать – экспериментирование начало процветать во времена Ренессанса).

С 342 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его сына Александра. Свыше трех лет Аристотель был наставником наследника македонского престола, который позднее стал известен как Александр Македонский. Центром политических интересов всегда был полис, и он не разделял идеи Александра о создании империи, которая включала бы и греков, и персов.

После прихода Александра к власти Аристотель переехал в Афины  и основал собственную школу  – Лицей (335 г. до н.э.). Она просуществовала свыше 860 лет, то есть дольше, чем почти любой из современных университетов. Аристотель основал при Лицее библиотеку и первый естественно-исторический музей, в который присылались все виды животных со всей Греции. В Лицее  проводились  самые разнообразные  исследования. Часто для их организации создавались группы. Например, Аристотель с помощью своих молодых слушателей систематизировал описания 158 различных форм правления в греческих полисах. Из этого громадного труда сохранилась только часть, касающаяся конституционного развития Афин. Аналогичным образом осуществлялась работа по подготовке и изданию больших сборников и научных справочников. Читавшиеся в Лицее курсы касались различных областей знания: философии, истории, гражданского права, естествознания, риторики, литературы и искусства, поэзии. Большинство сохранившихся работ Аристотеля является записями его лекций.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. афиняне вспомнили о македонском прошлом Аристотеля. Он был вынужден покинуть город и через год умер в возрасте 62 лет.

Сохранилось много работ  Аристотеля, хотя и немало было утеряно. В основном его труды были записаны его учениками. В конце средних  веков работы Аристотеля были упорядочены  и систематизированы в качестве основного материала для преподавания  в различных образовательных центрах Европы. Однако сам Аристотель был ищущим философом, а не человеком, создавшим замкнутую и завершенную систему мышления, которая давала ответы на любые вопросы. Политико-правовая тематика подробно освещена в таких работах как: «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политика  и этика.

Аристотель  предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как  наука у него тесно связана  с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель  различает пойетические и практические дисциплины и относит к последним этику (учение о морали) и политику «учение о государстве»). Можно сказать, что для Аристотеля праксис является «поведением, содержащим цель в самом себе», а пойезис - является «поведением, цель которого отлична от него самого» (здесь прежде всего, что-то новое, порождаемое этим образом действий)1. Например, если в процессе игры дети как бы реализуют праксис, то политик, выпивающий в доме для престарелых чашку кофе, чтобы получить голоса его обитателей, как бы реализует пойезис. Стремящийся ради выгоды приобрести друзей, извращает то, что должно быть самоцелью, а именно дружбу, которую он использует для достижения чего-то другого. С этой точки зрения, многое, чем мы заняты, представляет сочетание различных степеней и пропорций праксиса и пойезиса.

Из аристотелевской  характеристики политики и этики  как праксиса, а не как пойезиса, вытекает, что для него политика и этика на самом деле являются образами действий, содержащими свою цель в себе. Этой целью является рациональное социальное взаимодействие, в ходе которого люди сообща обсуждают возникающие проблемы. При этом географически и популяционно общество не является слишком большим, чтобы живущие в нем люди знали друг друга и были в состоянии совместно обсуждать общественные проблемы. Его сложность не превосходит пределов, при которых каждый знает, что он делает, когда совершает то или иное действие. Иначе говоря, действия в нем не исчезают, как в усложненном и непонятном обществе, в котором сочетается так много различных действий, что человек утрачивает способность видеть, как они согласуются и к чему ведут. В то же время ясно, что даже во времена Аристотеля политика в условиях полиса не всегда могла быть чистым праксисом. Стремясь решить возникающие проблемы, граждане полиса в ходе их обсуждения были вынуждены одобрять действия, при реализации которых вещи и люди использовались в той или иной степени как средства для достижения внешних по отношению к ним целей, то есть действия подпадающего под понятие пойезиса. Например, могло быть пpинято решение об использовании рабов для доставки амфор с вином на борт галеры с рабами-гребцами, направлявшейся к побережью Черного моря, где вино использовалось как средство обмена на зерно.

В свете различия праксиса и пойезиса можно сказать, что понимание политики менялось вместе с изменением форм общества. В основных чертах это происходило следующим образом.

Одновременно  с переходом от полиса к эллинистической  империи возникли определенная «деполисизация» и политическая индифферентность, объяснимые юридическим и политическим бесправием человека в гигантской деспотии. Однако после Возрождения, когда национальные короли (абсолютные монархи, суверены) преобразовывали феодальную аристократию, возникла точка зрения на политику как на манипуляцию (Макиавелли). Эта политика известна под названием Realpolitik, или реальной политики. В терминологии Аристотеля, она может быть охарактеризована как пойезис. В дальнейшем, по мере индустриализации происходило все большее усложнение общества и общественных связей. Так, открытие золотых месторождений в Америке могло вызвать безработицу в Лондоне. Общество перестало быть непосредственно прозрачным для его членов. Стали необходимы специалисты, которые могли объяснять то, что мы делаем, и то, что возникает в результате наших действий. Развилась эмпирическая социология (Конт). Но постепенно, по мере возрастания бюрократизации и степени манипуляции (Вебер), возникла обратная реакция, в ходе которой человек, помимо прочего, стремится найти более важное место для праксиса, для разумных действий, которые являются значимыми сами по себе.

Итак, аристотелевское  различение праксиса и пойезиса снова стало актуальным в обществе, совершенно отличном от античного полиса.

Опираясь на знание полиса, Аристотель мог, по большому счету, трактовать политику и этику как рациональное и открытое взаимодействие, как праксис, а риторику и поэзию как пойезис, то есть как способ воздействия на людей (и создание нового). Учение Аристотеля о государстве (политика), таким образом, не включало каких-либо моментов Realpolitik в духе Макиавелли или эмпирической социологии в духе Конта. Для Аристотеля политика как дисциплина включает прежде всего: 1) сбор информации о различных городах-государствах и ее классификацию (классификацию политических систем); 2) выявление правил и способов жизни, которые обеспечивают наилучшую жизнь для граждан (нормативная политическая наука и учение о справедливости). Было бы анахронизмом требовать, чтобы Аристотель включал сюда эмпирическую социологию и политику манипуляции.

 

 

 

 

 

Общество и государство.

Природа государства. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов»2.

Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Государство — продукт естественного развития. Но государство — высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели (благой жизни) и завершения. Человек по природе своей существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди, не все народности достигли такого уровня развития.

С эллиноцентристских позиций Аристотель считал, что «варвары» — люди с неразвитой человеческой природой, и они не доросли до политической формы жизни. «Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные»3. Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Элементы  государства. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

Каждой форме  государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство.

Информация о работе Философско-правовые взгляды Аристотеля