Политико-правовые взгляды Т. Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

При написании контрольной работы была поставлена цель – исследовать политико-правовое учение Т. Гоббса. На основании поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества;
- изучить теорию Т. Гоббса о возникновении, функциях и формах государства;
- охарактеризовать правовые взгляды Т. Гоббса.

Содержание

Введение 3
Учение Т. Гоббса о естественном состоянии человечества 5
Возникновение, формы и функции государства 9
Правовые взгляды Т. Гоббса 17
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Политико-правовое учение Гоббса.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти; поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на «рационально-бюрократических» принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) мыслитель считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских

Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог»[1, с. 134], безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Это значит, что власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подвластных; причем «все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле».[1, с. 134] Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Вместе с тем автор «Левиафана» оставляет индивиду возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе преступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить  порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование. Но для сохранения состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами.

Эти права следующие. Первое право Гоббс называет «мечом справедливости» - то есть право награждать и наказывать той мерой, какую суверен сам сочтет разумной. Суверену предоставлено право награждать богатством и почестями, а также накладывать телесные и денежные наказания, как и наказание бесчестием, на всякого подданного в соответствии с ранее изданным сувереном законом. А если такого закона не было, то суверену предоставлено право награждать и наказывать соответственно тому, как он это сочтет разумным, чтобы поощрить людей к служению государству или удержать их от нанесения вреда ему.

Второе право суверена есть «меч войны», то есть право объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что он найдет полезным. Сюда можно также отнести право установления количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти.

Третье право - право  юрисдикции. Суверену принадлежит судебная власть и право решать споры. Составной  частью верховной власти является право  юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущих  возникнуть относительно закона, как  гражданского, так и естественного, или относительно того или иного факта. Ибо без решения споров не может быть защиты подданного от обид со стороны другого.

Четвертое право - право  установить законы о собственности, потому что до установления государственной  власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит.

Пятое право - право устанавливать  подчинение власти, с помощью которых  можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти. Шестое право - право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства. Седьмое право - право раздавать почетные титулы и определять то положение в обществе, которое каждый человек должен занимать, и те знаки уважения, которые подданные должны оказывать друг другу при публичных и частных встречах. Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Стоит отметить, что Гоббс  понимал, что предлагавшийся им подход к определению размера правомочий суверена, объема содержания абсолютной власти способен отвратить людей  от нее. Однако, он уверяет: «В абсолютной власти нет ничего тягостного, если не считать того, что человеческие установления не могут существовать без некоторых неудобств. И эти неудобства зависят от граждан, а не от власти».[1, с. 135] Своеобразно отвергает мыслитель и мнение, что неограниченная власть должна вести ко многим дурным последствиям. Его главный довод - отсутствие такой власти чревато значительно худшими последствиями. Как теоретика политического абсолютизма Т. Гоббса возможность тиранического использования неограниченной и бесконтрольной власти государства беспокоит гораздо меньше, чем необузданные конфликты частных интересов и порождаемая ими смута социальной анархии.

Если государственная  власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов. Все они, как считает мыслитель, содержатся в одном положении: благо народа - высший закон.

Долг суверена, по Т. Гоббсу, хорошо управлять народом, ибо государство  установлено не ради самого себя, а ради граждан. Так как это благо народа есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является, стало быть, обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан, которая состоит в пользовании различными благами жизни.

Но наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гоббсу не одни только полицейско-охранительные функции. Его задача: «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки» [1, с. 135]; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы.

Ему надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью (в особенности внушением подданным  сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним).

Активная роль государства  проявляется в энергичной борьбе с теми учениями, которые ослабляют  или ведут государства к распаду. Однако Гоббс, призывал использовать силу государства «не против тех, кто  заблуждается, а против самих заблуждений» [1, с. 136].

В качестве теоретика  политического абсолютизма, ратовавшего  за неограниченную власть государства  как такового, Т. Гоббс не уделяет  большого внимания проблеме государственных  форм. По его мнению, «власть, если только она достаточно совершена, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах».[1, с. 136]

Согласно Т. Гоббсу, может  быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет права голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их.

По мнению мыслителя, эти формы государства отличаются друг от друга не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, он убежден, что она лучше других форм выражает и реализует абсолютный характер власти государства; в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными (т.е. с собственными, особыми) интересами суверена. Верховной власти удобнее быть именно монархической, поскольку «в личности короля олицетворено государство» [1, с. 137].

В заключении вышеизложенного  можно сделать следующий вывод. Естественные законы гласят, что следует  искать мира. В этих в целях нужно взаимно отказаться от права на все. Отказываясь от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство. Получившее право на все государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог.

Власть государства  абсолютна: ему принадлежат право  издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей, даже мысли подданных подчинены суверену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

Государство должно выполнять не только полицейско-охранительные функции, но и экономические, воспитательные, просветительские функции для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь своих граждан.

Т. Гоббс признает только три формы государства - монархию, демократию и аристократию. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.).

 

 

 

Правовые взгляды Т. Гоббса

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализация естественных законов.[1, с. 102] Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства.

Гражданские законы мыслитель называет искусственными цепями для подданных, свобода которых состоит лишь в том, что обойдено молчанием суверена (законодателя) при регулировании поведения людей.

Однако подобная свобода  никак не упраздняет и не ограничивает власть суверена над жизнью и смертью подданных. Единственное ограничение суверена связано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Но если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб подданным, он, по смыслу гоббсовской концепции суверенитета, лишь совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по отношению к подданным.

В гражданском состоянии  речь, собственно, может идти лишь о  свободе государства, а не граждан. Цель гражданских законов как раз и состоит в том, чтобы «ограничить свободу отдельных людей» [1, с. 103]. В этом вопросе отчетливо проявляется основной смысл гоббсовского различения права (естественного) и закона (гражданского, положительного). «Ибо право, - подчеркивает Гоббс, - есть свобода, именно та свобода, которую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить свою безопасность своей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа. Гражданский же закон лишает нас этой свободы во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность»[1, с. 103].

При характеристике гражданских  законов Гоббс подчеркивает, что  лишь суверен является во всех государствах законодателем, причем свобода суверена носит надзаконный характер: суверен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.

Свой этатистский подход к закону Гоббс формулирует в следующих программных словах: «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена»[1, с. 105]

Существенный признак  гражданских законов, по Гоббсу, состоит  в том, что они доводятся до сведения всех тех, кто обязан повиноваться им, посредством устного или письменного опубликования или в иной форме, заведомо исходящей от верховной власти.

Толкование всех законов (и гражданских и естественных) - прерогатива верховной власти, поэтому толковать их могут лишь те, кому это поручено сувереном. Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся действительными законами («приказаниями государства», «гражданскими законами») - в силу того, что верховная власть обязывает людей повиноваться им. С учетом этого Гоббс говорит о том, что «естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем», что «естественный закон является во всех государствах мира частью гражданского закона, а последний, в свою очередь, - частью предписаний природы»[1, с. 105].

Далее он поясняет, что  гражданский и естественный законы являются «не различными видами, а различными частями права, из которых одна, писанная часть, называется гражданским, другая, неписанная, называется естественным законом»[1, с. 106] Повиновение гражданскому закону - одно из требований естественного закона.

В целом Гоббс дает следующее определение гражданского закона: «Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, с тем чтобы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом»[1, с. 106].

Информация о работе Политико-правовые взгляды Т. Гоббса