Общенациональные референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие и виды референдума………………………………………..4
2.Общенациональные референдумы, проводимые во
Франции………………………………………………………………..5
3.Общенациональные референдумы, проводимые в Швейцарии…...6
4.Общенациональные референдумы, проводимые в РБ……………...9
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Общенациональные референдумы.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Общенациональные  референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года»

 

 

 

 

 

Подготовила

Студентка  ФБД, 2 курс, группа 911313                                                                                                 

Проверил

Старший преподаватель                                                                      

 

                                               

 

 

Пинск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………3

     1.Понятие и  виды референдума………………………………………..4

     2.Общенациональные  референдумы, проводимые во 

        Франции………………………………………………………………..5

     3.Общенациональные  референдумы, проводимые в Швейцарии…...6

     4.Общенациональные  референдумы, проводимые в РБ……………...9

     Заключение……………………………………………………………..14

     Список использованных источников…………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме  участвуют избиратели. Основное отличие  процедуры выборов от процедуры  референдума состоит в объекте  волеизъявления избирателей. При выборах  таким объектом является кандидат в  депутаты или на какую-либо другую должность  вне представительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме  объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса  соответствующей страны, внутриполитическая проблема. В Латвии на народное голосование  не могут быть переданы бюджет и  законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения, мобилизации  и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами.

В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к  избирательному корпусу для окончательного решения какого (большей частью законодательного или конституционного вопроса).

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно  проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким  понятием, чем референдум, который  считается разновидностью плебисцита. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и референдумом.

Референдум проводится по установленным законом правилам, нормам. Право участия в референдуме, как правило, имеют все, кто обладает избирательными правами. Инициатива проведения общенационального референдума  обычно принадлежит высшим и региональным государственным органам, группам  депутатов и определенному числу  избирателей. Причем итоги проведенного референдума не всегда характеризуются положительными результатами, а иногда даже и не состоятся.

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМА

        Термин референдум происходит от латинского «referendum» – «то, что должно быть сообщено» и представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии. Впервые в истории он был проведен в Швейцарии в 1449 году.

     Зададимся  вопросом: «Что же такое референдум?»

     Существует несколько трактовок к понятию референдум :

       По мнению, А. И. Кравченко, референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования [6, c.272].

      В. А. Бобков, под референдумом понимает особый тип всенародного голосования, объектом которого является какой – либо государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнения всего населения страны [1, с. 156].

    А. Н. Егоров же, рассматривает понятие референдум как один из элементов непосредственной демократии, степень реального демократизма которого зависит, прежде всего, от политического режима государства, где он проводится [2 , с.160].

    Таким образом, единого общепризнанного теоретического определения референдума не существует. Однако в теории выделяют единый консенсус, в качестве которого под референдумом понимают общенациональный опрос, по важнейшим проблемам внешней и внутренней политики государства.

Референдумы бывают разных видов:

     1.В зависимости от предмета голосования:

А) Конституционные – референдумы, с помощью которых проводится утверждение конституции или поправок к ней.

Б.) Законодательный – дает возможность проводить утверждение проекта акта текущего законодательства.

     2. По способу проведения:

           А) Обязательные (императивные)  без которых не могут быть решены      вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе

           Б) Факультативные – проводятся лишь по усмотрению   законодательного или любого другого компетентного на то органа.

    3. По сфере применения:

          А) Общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации.

         Б) Местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.) [1,с. 156].

            Наиболее глубже в следующих главах, мною будут рассмотрены общенациональные референдумы, которые проводились с 1985 года в таких странах, как Франция, Швейцария и Республика Беларусь.

 

 

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФЕРЕНДУМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ ВО ФРАНЦИИ

 

         Франция - унитарное государство, которое разделено на 95 департаментов, а департаменты - на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления - генеральные советы, которые избираются населением сроком на 5 лет. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых Президентом.

            Во Франции сочетаются элементы как парламентской, так и президентской республик. Для реализации  определенных решений, по поводу принятия конституции, развития и углубления европейской интеграции, в стране проводятся референдумы. Инициаторами референдума могут выступать не только парламент и правительство, а также и президент [16].

        Начиная  с 2000 года в государстве было  проведено 3 общенациональных референдума:

         Виталий Макарченко в своей статье, опубликованной 22 августа 2001 года писал, что 24 сентября 2000 года на общенациональном референдуме, французам пришлось решить вопрос, об одобрении сокращения срока пребывания у власти президента с 7 до 5 лет. По результатам опросов 73 % проголосовавших на референдуме высказались за сокращение срока президентских полномочий на 2 года. Остальные же 27 % посчитали, что нынешняя система должна быть сохранена.

Таким образом, по результатам  голосования срок выборов президента сократился с 7 до 5 лет. Первые выборы, на которых президента Французской Республики избрали на пятилетний срок, состоялись в 2002 году [9].

В соответствии со сведениям  журналиста Василия Сергеева, 25 мая 2005 года состоялся очередной референдум, на который был вынесен вопрос на обсуждение о единой конституции Евросоюза. Французские граждане, более 70%  проголосовали против ее вступления в ЕС, так как испытывали опасения по поводу того, что это важнейшее для страны решение будет принято помимо их воли. В результате принятие институциональных реформ, необходимых для функционирования Европейского союза в новом составе, было заблокировано. После этого Франция больше не могла претендовать на роль локомотива европейской интеграции. Многие сторонники проекта конституции как во Франции, так и за ее пределами обвинили французов в замораживании процесса евростроительства [8].

11 января 2010 года на референдум был вынесен вопрос о предоставлении Гвиане и Мартинике большей части автономии от Парижа. Инициаторами проведения референдума выступали местные политики Гвианы и Мартиники, уверенные в том, что в далёком Париже не имеют адекватного представления о том, каковы действительные нужды заморских департаментов.

Результаты референдума  показали, что около 70% жителей Гвианы с правом голоса и почти 80% Мартиники высказались за сохранение “статуса кво”. Весомым аргументом в пользу такого выбора стало опасение населения потерять социальные привилегии, гарантируемые французским государством [10].

Проанализировав ряд источников, можно сделать следующий вывод, что референдум – дело достаточно сложное и дорогостоящее, с помощью  которого народ способен непосредственно  выразить свою волю, приобщиться к активному участию в демократической жизни и способствовать влиянию на принятие тех или иных политических решений.

 

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ  РЕФЕРЕНДУМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ В ШВЕЙЦАРИИ

 

         Швейцария — государство в Западной Европе. Одна из самых богатых стран мира, традиционный мировой финансовый центр. Она представляет собой конфедерацию, которая состоит из 20 кантонов и 6 полукантонов, которые имеют достаточно высокую степень автономии. При этом большинство вопросов политической жизни кантонов и страны в целом решаются с помощью общенациональных и региональных референдумов.

        Швейцария  имеет уникальную политическую систему референдумной демократии. В этой стране наиболее интенсивно проводят референдумы, чем в других странах, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном. Важной особенностью является то, что проведение референдумов может инициироваться не только президентом или парламентом, но и самими гражданами страны [3, с.21].

Ганнибал Кадаффи в  журнале «Частный корреспондент» 12 сентября   2010 года опубликовал  статью о том, что на международной арене Швейцария традиционно выступает посредником во многих конфликтах, при этом не входит практически ни в одну международную организацию (в том числе ни в НАТО, ни в ЕС) и даже членом ООН стала лишь в 2002 году [12].

Начиная с 1992 года, в стране было проведено 6 общенациональных референдумов:

6 декабря 1992 года, этот день многие швейцарцы называют «черным» днем, на обсуждение был вынесен вопрос о вступлении страны в ЕЭС. В ходе обсуждения законодательной инициативы, более 50.3% граждан проголосовало против присоединения страны к единому европейскому экономическому пространству. Еще разительнее оказались результаты выборов в Совет кантонов. Здесь против вступления в ЕЭС высказались 16 кантонов, тогда как "за" - всего 7. Сухие цифры, которые не упрекнешь в предвзятости, показывают большие различия между городами и сельской местностью. Так, в Базеле за вступление в ЕЭС высказались 16% жителей, а в кантоне Ури против такого вступления проголосовали 74% избирателей. Еще заметнее разница между двумя крупнейшими языковыми общинами. В то время как все германоязычные кантоны, за исключением Базеля, выступили против, вся западная Швейцария проголосовала за вступление в ЕЭС, причем в Невшателе число голосов "за" составило 80%. Конечно, проще всего было бы свести все дело к пресловутым "отеческим гробам", к различиям в менталитете германоязычных и франкоязычных швейцарцев. На самом деле проблема гораздо глубже. В то время как в древнейшем ядре конфедерации, традиционно пользующемся перевесом в Совете кантонов, преобладает менталитет "хозяина в собственном доме". В крупных экономических центрах заметно выше стремление к сближению с соседями. К тому же соседство с Францией, в отличие от Германии, не вызывает у жителей запада страны никаких оборонительных рефлексов. Изоляция Швейцарии от стран ЕС имела отрицательные последствия, прежде всего, в плане экспорта и туризма [18].

3 марта 2002 года в Швейцарии на обсуждение был вынесен важный вопрос о вхождении страны в ООН. Поскольку еще в 1945 году государство отказалось от вступления в ООН, так как считало, что это лучший способ сохранить свое положение нейтральности страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене и поэтому долгое время оно принимало статус наблюдателя.  Однако, со временем, Швейцария стала более серьёзно осмысливаться необходимость преодоления внешнеполитической изоляции страны. По этой причине она решила принять попытки вступить в ряды ООН. На что большинство населения страны проголосовало «за». В результате  11 марта 2002 года Швейцария стала полноправным членом Организации Объединённых Наций [11].

6 июня 2005 года перед гражданами Швейцарии встал вопрос о вхождении страны в Шенгенскую зону. Это решение поддержали 54,6% граждан, принявших участие в голосовании, а также высказались за лигализацию однополых браков.

До этого времени участниками  Шенгена были 13 стран Евросоюза  и два государства, не входящие в  ЕС – Исландия и Норвегия. Принятие этого соглашения характеризуется определенными как достоинствами, так и недостатками.

К положительным чертам подключения  к Шенгену относятся:1) возможность  альпийской республике получить доступ к европейской электронной базе данных на лиц, находящихся в розыске, и в целом облегчить контакты между правоохранительными структурами.

2) эффективность развития туристического бизнеса страны.  Теперь иностранцам, обладающим шенгенской визой, не потребуется получать швейцарскую визу для въезда в Швейцарию, что способствует увеличение притоков туристов из России и других стран СНГ, а также из Индии и Китая.

К отрицательным – увеличение наплыва дешевой силы из стран  Восточный Европы, что способствует подрыву рынка труда. А также участие страны в Шенгене – Дублине не только ставит под угрозу безопасность страны, но и способствует нанесению ущерба швейцарскому суверенитету.

На референдуме одобрение получил также закон об официальной регистрации союзов однополых партнеров. Гомосексуальные пары получат те же права, что и гетеросексуальные, в том числе и в вопросах наследования. Однако усыновлять детей и прибегать к искусственному оплодотворению швейцарским геям по-прежнему запрещено.

Президент Швейцарской Конфедерации также приветствовал результаты прошедшего в стране референдума. Как заявил глава государства, выбор, сделанный гражданами страны, означает, что они поддерживают правительственный курс на развитие более тесных связей с остальной частью Европы [12].

Информация о работе Общенациональные референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года