Общенациональные референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, реферат

Краткое описание

Референдум представляет собой институт непосредственной демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Понятие и виды референдума………………………………………..4
2.Общенациональные референдумы, проводимые во
Франции………………………………………………………………..5
3.Общенациональные референдумы, проводимые в Швейцарии…...6
4.Общенациональные референдумы, проводимые в РБ……………...9
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Общенациональные референдумы.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

30 ноября 2009 года состоялся очередной референдум, на который был вынесен вопрос  о запрете строительства минаретов. Данная идея родилась у руководства ШНП (Швейцарская народная партия), которая предложила воспрепятствовать "постепенной исламизации страны" и для этого нужно конституционно запретить возведение новых башен, однако "мусульмане могут, как и до этого, продолжать исповедовать свою религию, в индивидуальном порядке или  же сообща". Данное решение поддержало 57,5 % граждан страны, проголосовав на общенациональном референдуме «за» [14].

7 марта 2010 года  на референдуме решался вопрос о введении во всех кантонах должности судебного адвоката по делам животных. Как сообщалось  газете «Deutsche Welle», что только около 30 % поддержали это предложение. Остальные 70% граждан проголосовали против данной инициативы, ссылаясь на то, что швейцарский закон об охране животных и без того один из самых строгих законов в мире [13].

28 ноября 2010 года на очередном общенациональном референдуме, гражданам страны предстоит решить стоит ли высылать из страны иностранцев, совершивших на территории Конфедерации тяжкое преступление.

С такой инициативой выступила  Швейцарская народная партия. Ультраправая политическая сила, обладающая большинством в парламенте и входящая в состав коалиционного правительства, полагает, что из страны должны автоматически  депортироваться люди, признанные виновными  в убийстве, изнасиловании, торговле наркотиками или людьми.

Ультраправые утверждают, что иностранцы ответственны за половину совершаемых в Швейцарии преступлений. Депортированному лицу будет запрещено  возвращаться в страну на срок от 5 до 20 лет, сообщает ИТАР-ТАСС.

Согласно результатам  голосования 52,9% граждан поддержали предложение Швейцарской народной партии (ШНП), которая входит в состав правящей коалиции, и проголосовали за жесткие меры в отношении иностранцев, совершивших преступления. Против высказались 47,1%. 
Таким образом, теперь иностранных граждан, не имеющих швейцарского гражданства, которых признают виновными в таких тяжких преступлениях, как убийство, изнасилование, ограбление, торговлю наркотиками, будут автоматически депортировать из страны. Примечательно, что в разряд тяжких преступлений попало и "злоупотребление социальной помощью"[15].

Таким образом, Швейцария  – государство, которое проводит больше всего референдумов в мире. С 1948 года, когда здесь прошел первый общенациональный референдум, к подобной форме прямой демократии прибегали более 500 раз. Причем, на референдум могут выноситься различные темы вопросов, в зависимости от  политики, которая проводится государством.

 

 

 

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ  РЕФЕРЕНДУМЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство, которое обладает верховенством и полнотой власти на своей территории и самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику [5, c.4].

Для решения важнейших  вопросов государственной и общественной жизни на территории республики проводятся республиканские и местные референдумы [5,c.19].

Однако в период существования  СССР, когда Беларусь еще входила  в ее состав, практики проведения референдумов у нас не было, более того, соответствующий  закон о народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь был принят лишь 13 июня 1991года.

Право на референдум может  быть успешно реализовано при  законодательном закреплении механизма  его проведения. В этом отношении  принятие 13 июня 1991 г. Верховным Советом республики закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» явилось крупным шагом на пути к созданию демократического государства.

Однако, опыт проведения референдума  имеется и в Республике Беларусь. Особенность проведения республиканских  референдумов заключается в том, что республиканские референдумы  назначаются президентом РБ по собственной  инициативе, а также по предложению  Палаты представителей и Совета Республики, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска [4,c.26-27].

Первый референдум в современной  истории Беларуси был проведен 17 марта 1991 года.  На этот референдум был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности»: «Да» или «Нет».

  В этот день всенародное  голосование состоялось. Верховный  Совет 21 марта принял постановление  «Об итогах референдума СССР 17 марта 1991 года» . В принятом  постановлении было зафиксировано,  что за сохранение СССР высказались  в целом по стране 76 % голосовавших.

 Результаты голосования  в Белорусской ССР также свидетельствуют  о том, что абсолютное большинство  граждан (82,7 %), участвовавших в  референдуме, высказались за сохранение  СССР. Однако история распорядилась  иначе, несмотря на то, что решения,  принятые референдумом можно  изменить путем проведения нового  референдума. 

 14 мая 1995 года состоялся инициированный Президентом Лукашенко первый общенациональный референдум по вопросу о национальной символике. За предложенные Президентом варианты герба и флага проголосовало 75,1% принявшего участие в референдуме (или 47% имеющих право голоса). После опубликования результатов референдума Президент 7 июня 1995 года издал Указ №213 "Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь", в соответствии с которым республике возвращены герб и флаг, русскому языку дан равный статус с белорусским [7, c.187].

24 ноября 1996 года в РБ состоялся еще один республиканский референдум по важнейшим проблемам государственной и общественной жизни. Правовым основанием для проведения референдума послужило постановление Верховного совета Республики Беларусь от 06.09.1996 г. «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению». Выносились на обсуждение две группы вопросов: инициированные президентом и инициированные группой депутатов Верховного Совета [2, c. 159].

    Президент предложил следующие вопросы:

1. Перенести День независимости  Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - День освобождения Беларуси  от гитлеровских захватчиков  в Великой Отечественной войне. 2. Принять Конституцию Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. 3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли? 4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?

Вопросы, предложенные группой депутатов Верховного Совета:

1. Принять Конституцию  Республики Беларусь 1994 года с  изменениями и дополнениями, предложенными  депутатами фракций коммунистов  и аграриев.

2. Выступаете ли Вы  за то, чтобы руководители местных  органов исполнительной власти  избирались непосредственно жителями  соответствующей административно-территориальной  единицы? 3. Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?

В соответствии с результатами голосования, за перенесения Дня  Независимости РБ проголосовало 88,18% против 10,46%; за принятие Конституции  РБ с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом РБ, «за» проголосовали 70,45 % населения; за одобрение  вопроса «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в РБ?» только 17,93% проголосовали «за» , а остальные 80,44 против. На вопросы предложенные депутатами Верховного Совета РБ большинство населения проголосовала против [7, c. 190 - 191].

Олег Волчек в своей  статье, в газете «Народная воля»  писал, 4 ноября 1996 года Конституционный суд Республики Беларусь вынес решение: назначенный референдум по изменению Конституции не может быть признан законным, поскольку полностью противоречит ст.78 Конституции РБ, гласившей, что порядок проведения республиканских референдумов определяется законом. На тот момент отсутствовала регламентация порядка изменения и дополнения Конституции путем референдума. Также суд установил, что п.3 постановления Верховного совета от 06.09.1996 года в части того, что его результаты будут иметь обязательный характер, также противоречит действующей Конституции Белоруссии и законам Республики Беларусь. В ходе обсуждения предложенных проектов было установлено, что эти изменения и дополнения по сути являются новыми Конституциями, поскольку своим содержанием полностью меняют структуру Конституции 1994 года, что противоречило ст.149 Конституции, а поэтому результаты референдума по вопросам изменения действующей Конституции могут быть признаны только рекомендательными.

Несмотря на решение Конституционного суда, Лукашенко 5 ноября 1996 года в нарушение  Конституции и Закона «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» издал Указ №455, в котором  определил порядок вступления в  силу решений республиканских референдумов об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь. 
         7 ноября Лукашенко издает Указ №459, согласно которому все результаты референдума будут носить обязательный характер, несмотря на то что 6 ноября Верховный совет принял постановление: обязательный референдум может пройти только по вопросам о переносе Дня Независимости и о выборах руководителей местных органов исполнительной власти. Также этот Указ определял, что решение Конституционного суда от 04.11.1996 года является незаконным, поскольку ограничивает конституционное право граждан на участие в референдуме, а следовательно, не имеет юридической силы. Фактически президент растоптал Конституционный суд, создав антиправовой прецедент. Ведь в законе о Конституционном суде четко и ясно сказано, что решения Конституционного суда являются окончательными и пересмотру не подлежат [16].

Таким образом, 26 ноября 1996 года Верховный Совет принял закон  «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь».

17 октября  2004 года общенациональный референдум был вынесен вопрос:

«Разрешаете ли Вы первому  президенту республики Беларусь Лукашенко  А. Г. участвовать в качестве кандидата  в Президенты Республики Беларусь в  выборах президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:

«Президент избирается на пять лет непосредственно народом  РБ на основе всеобщего, свободного, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.»?»

Согласно данным Центральной  комиссии РБ в голосовании приняли  участие 89,3 % избирателей. 74,3% граждан  от общего числа внесенных в списки голосования высказались за новую  редакцию части первой статьи 81 Конституции, в которой нет указания на занятие  должности Президента РБ не более  двух сроков.

 Михаил Дубенчуков в газете «Белорусский партизан» писал о том, что Президент РБ, вынося на референдум вопрос о снятии ограничений на свое пребывание в должности президента, грубо нарушил Конституцию, не смотря на то, что он является ее гарантом [17].

Таким образом, в РБ начиная  с 1991 года, было проведено 3 республиканских референдума, в результате которых была изменена и дополненена Конституция РБ, а также принят флаг и герб республики.  

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования, проанализировав все  используемые источники, можно сделать  следующие выводы, что  референдум – это общенациональный опрос, по важнейшим проблемам внешней и внутренней политики государства.

В зависимости от политики проводимой государством, во многих странах предусмотрены различные виды референдумов и формы их проведения. В одних государствах (Франция) – инициаторами общенационального референдума выступают парламент, правительство и президент, в других (Швейцарии, РБ) – может инициироваться гражданами страны, парламентом или президентом.

 РБ, как и Франция  имеет значительно небольшой  опыт проведения республиканских  референдумов, так как в этих  странах они проводились лишь по поводу принятия или изменения конституции, развития и углубления европейской интеграции. В Швейцарии же, которая считается родиной референдумов, проводит референдумы наиболее интенсивно, причем на всех уровнях – коммунальном, кантональном и федеральном.

Таким образом, как любое социальное явление, референдум имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он способствует наиболее полному выявлению воли народа. С другой стороны, организаторы референдума, желая отвлечь внимание народа от жизненно важных проблем, предлагают на обсуждение второстепенные  вопросы. Например, результаты референдума, проведенного 17 марта 1991 года, которые были проигнорированы правящей элитой Советского Союза.

 

 

 

 

 

Информация о работе Общенациональные референдумы, проводимые во Франции, Швейцарии и Республике Беларусь с 1985 года