Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С

Содержание

Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности формирования политической системы 6
1.2. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 12
2. Оценка роли политических партий в избирательном процессе РФ 17
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс Роль избирательной и партийной системы в формировании государственного режима РФ (2).doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев, заявил, что муниципальный фильтр в его нынешнем виде мешает развитию даже минимальной конкуренции на выборах и может быть снижен до 5%. По его словам, логично было бы снижение необходимого количества собранных подписей до 5%, и установление верхнего порога возможного «количества собранных подписей на уровне 10-15%». Это предохранило общество бы от ситуации, в которой действующий губернатор собирал подписи всех «муниципалов», не оставляя ничего оппозиции. Ведь даже во Владимирской области, где сильны позиции Компартии, ее представителей в муниципалитетах всего 7-8%, отмечает руководитель Политической экспертной группы.

Главное в законодательстве — его стабильность. Такую точку  зрения высказал на заседании московского  политклуба «Росбалта» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, «включение протестных политиков в парламент, не значит их автоматическое включение в политический процесс».

По словам политолога, сложившаяся сегодня в России избирательная система не идеальна, но таковых и не бывает, поэтому «лишний раз лучше ничего не менять». В то же время, законодательные изменения наверняка приведут к приходу в парламент «белоленточников», однако, совершенно необязательно, к превращению их в системную политическую силу, поскольку принятие мандата «еще ничего не значит».

По словам Дмитрия  Журавлева, и восстановление в 2012 году губернаторских выборов «не большой  шаг вперед». Что же касается возможности  возвращения смешанной избирательной  системы, когда только половина депутатов избирается по партийным спискам, то необходимо учитывать, что мажоритарная система дает преимущество, в первую очередь, правящей партии. Так что и это изменение вряд ли изменит к лучшему российскую избирательную систему.

 

Заключение

 

На протяжении последних 12 лет в России сложилась уникальная система властеотношений, которую  специалисты по праву, политологии  и социологии именуют по-разному - управляемая демократия, неосоветский авторитаризм, полиархия, суверенная демократия, авторитарно-харизматическая республика и т.д.

Формирование горизонтальной структуры федеральных органов  исполнительной власти в годы реформ осуществлялось довольно хаотично-изменения  здесь происходили столь же постоянно, сколь и бессистемно Частые смены  правительств неизменно влекли за собой перетряхивание ведомственной структуры, причем противоположные по своей направленности действия каждый раз оправдывались нуждами совершения государственного управления.

Серьезное внимание в  деятельности партий уделяется функции политического рекрутирования, под которым понимаются подбор, подготовка и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других структур политической системы, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы власти и в исполнительный аппарат государства.

В современной России по мажоритарной системе абсолютного  большинства избираются: Президент  Российской Федерации и главы  исполнительной власти субъектов Федерации. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов избирателей, то проводится второй тур голосования, в который проходят кандидаты, занявшие первые два места. Второй тур проводится уже по мажоритарной системе относительного большинства.

Первый электоральный  цикл 1995–1999 гг. характеризуется становлением нового политического режима в России, закреплением институционального устройства, заложенного в Конституции, распределением властных позиций на политическом пространстве России. Наиболее выразительно межэлитную борьбу показывает состоявшаяся в этот период первая серия губернаторских выборов.

Период 1998–1999 гг. следует  характеризовать как переходный в силу особого наложения федеральной  и региональной повесток дня. Губернаторские выборы зачастую становились «пробным шаром» перед «госдумовской» и президентской  кампаниями, определяя основное соотношение политических сил не только в регионе, но и в стране.

Второй электоральный  цикл 1999–2003 гг. характеризуется консолидацией  правящего режима, пресечением самостоятельности  региональных элит, резкой сменой приоритетов  в отношениях Центр – регионы. После избрания в 2000 г. Президентом РФ В. Путина меняется политика федеральной власти по отношению к регионам в целом, что  отразилось и на содержании региональных выборов, особенно на  избрании губернаторов. Регионов с предсказуемыми и неконкурентными выборами в этот период по-прежнему немного.

Третий электоральный  цикл 2003–2007 гг. характеризуется усилением  централизаторской политики действующей  власти, снижением конкуренции на выборах федерального уровня и повышением конкурентности губернаторских выборов.  Властный режим в России становится предельно консолидированным. Однако на региональном уровне политические процессы становятся более разнообразными, что привлекает внимание к выборам губернаторов многие политические группы. В этот период преобладает тип конкурентных/предсказуемых выборов губернаторов.

Четвертый электоральный  цикл 2007–2012 гг. Избирательный цикл 2007–2008 гг. представляет спланированную последовательность действий властной элиты по дальнейшей корректировке  системы политической власти в РФ. Практически все нововведения были направлены на укрепление и консервацию действующей системы власти. Основные отличия от предыдущих парламентских выборов заключаются в переходе к пропорциональной избирательной системе с 7%-ным  проходным барьером для участвующих в выборах партий (фактически меняющим достоинства и недостатки данной системы на противоположные), отсутствие порога явки и графы «против  всех» в избирательном бюллетене и запрещение избирательных блоков. Таким образом удалось добиться присутствия в органах власти только тех партий, которые готовы к «конструктивной» работе с правительством и Президентом РФ.

2013 год может стать  счастливым для будущих политических  партий. Сразу два законопроекта,  позволяющие значительно упростить процедуру регистрации и дальнейшую деятельность политических партий, внесены Президентом на рассмотрение депутатов Государственной Думы России. Причем сделано это на следующий день после того, как было оглашено президентское Послание Федеральному Собранию, значительная часть которого и была посвящена именно этому вопросу.

По поводу выборов 2013-2014 гг. предварительно можно сказать  следующее.

КПРФ и ЛДПР, постепенно теряя избирателей под натиском новых партий (особенно это актуально  для коммунистов), тем не менее в целом сохранят свои позиции. У СР ситуация хуже, и даже нельзя исключать, что уже в перспективе она распадется (ее думская фракция уже раскололась).

Для того чтобы добиваться успеха на выборах новые партии должны формулировать новые электоральные предложения — выдвигая актуальные лозунги и инициативы, составляя и презентуя программы и пр. Тех, кто не сможет этого сделать ждет довольно скромное будущее подрядчиков-спойлеров. У тех, кто преуспеет с новыми электоральными предложениями со временем появятся собственные группы поддержки, что отразится как на явке (повысится) и результатах выборов.

Другой вариант для  «новичков» — позиционирование себя в качестве «перспективной» («честной», «вменяемой») альтернативы старым партиям  и «присвоение» их электоральных предложений. Этот путь уже избрали КПСС и «Коммунисты России» (относительно КПРФ).

Список использованных источников и литературы

 

  1. Агаев А. Изменение правового статуса участников избирательного процесса в РФ вследствие реформ избирательного законодательства 2000-2008 гг. / А. Агаев // Юрист ВУЗа. - 2009. - №5. - С. 37-39.
  2. Безруков А.В. Конституция РФ и современная модернизация федеративного законодательства / А. В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №6. - С. 24-26.
  3. Борисов И.Б. Некоторые конституционно-правовые аспекты организации выборов по пропорциональной системе в представительные органы муниципальных образований / И.Б. Борисов, А.В. Игнатов // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №9. - С. 56-63.
  4. Ванеев О.Н. К проблеме участия политических партий в муниципальных выборах / О. Н. Ванеев // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №4. - С. 50-54.
  5. Головин А.Г. Эволюция системы избирательного законодательства в российской федерации: тенденции и перспективы: монография. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008. – 212 с.
  6. Гонштейн В.Д. Историко-правовые аспекты избирательного процесса в рамках избирательного права в России / В. Д. Гонштейн // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №5. - С. 32-36.
  7. Ивайловский Д.А. К вопросу о проблемах соблюдения права граждан Российской Федерации на свободные выборы / Д. А. Ивайловский // Право и государство: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 40-45.
  8. Ишкова Е. Выборы уже начались: [о работе ярмарок выходного дня в Москве] / Е. Ишкова // Российская кооперация. – 1 октября 2009. –(№39). - С. 1-2.
  9. Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. – 68 с.
  10. Карлина Т.Д. Информационные технологии в избирательном процессе и зарубежный опыт их применения: (на примере работы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы") / Т.Д. Карлина; К. В. Гордеева; М. А. Агаджанян // Научный потенциал кооперативного образования как фактор инновационного развития социально-экономических систем: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Российского университета кооперации и 50-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, 27 января 2012 г. - Чебоксары, 2012. - С. 400-401.
  11. Кряжков В.А. Выборы в системе местного самоуправления: конституционно-правовая модель, тенденции и перспективы / В. А. Кряжков // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №9. - С. 53-56.
  12. Лукьянчикова Л.В. Политико-правовая роль наказов избирателей в истории России / Л. В. Лукьянчикова // Государство и право. - 2011. - №9. - С. 106-111.
  13. Любарев А.Е. О проблемах использования пропорциональной избирательной системы на муниципальных выборах / А. Е. Любарев // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №10. - С. 68-72.
  14. Мордовцева А. В. Региональные избирательные системы и практика их применения / А. В. Мордовцева / / Право и государство. - 2008. - N 6. - С. 33-36.
  15. Назарова И.С. Наиболее важные аспекты развития избирательной системы в контексте теории народного представительства / И.С. Назарова // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - №12. - С. 41-43.
  16. Ныркова Т.Ю. Избирательная система субъектов Российской Федерации: некоторые актуальные проблемы / Т. Ю. Ныркова // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - №5. - С. 13-19.
  17. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Монография / Петров А.А. - Иркутск, 2004. - 258 с.
  18. Порошин Е.Н. Избирательное законодательство и результаты выборов: взаимосвязь и взаимозависимость / Е. Н. Порошин // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №6. - С. 24-30.
  19. Трыканова С.А. Организационные и правовые ресурсы проведения выборов в условиях модернизации / С.А. Трыканова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - №4. - С. 32-35.
  20. Турищева Н.Ю. Пропорционализация российских выборов: общие направления и особенности / Н.Ю. Турищева // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №4. - С. 46-50.
  21. Шемелин А.В. Экономический фактор и электоральное поведение россиян в период становления избирательной системы / А. В. Шемелин // История государства и права. - 2008. - №19. - С. 2-4.

 

1 Зевелева А.К.  История политических партий России. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 41.

2 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 2. - С. 6.

3 Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. - С. 17.

4 Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. М., 2008. - С. 18.

5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1 - 2: Часть общая / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК, 2000. - С. 230.

6 Конституционное право за рубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА, 2004. - С. 140 - 149.

7 Шереметьева В.А. "Государственный режим": проблемы теории и типологии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 2. - С. 8.

8 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 149.

9 Сташ З.К. Политический режим современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. - С. 11.

10 Кареева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СГАП. Саратов, 1997. - С. 20.

11 Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999. - С. 256.

12 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. - 2003. - №11. - С. 17.

13 Гулиев В.Е. Протодемократическая государственность: актологическая феноменология отчуждения // Право и политика. - 2001. - №5. - С. 5-6.

14 Данные Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ) по состоянию на 17 ноября 2008 года, // www.cikrf.ru/politparty.

15 "Выборы по новым правилам: основные итоги и тенденции": доклад Фонда развития гражданского общества // http://www.regnum.ru/news/polit/1587109.html

16 О выборах, подробно // http://yablor.ru/blogs/o-viborah-podrobno/2677568

17 В 2013 году в России будет изменена избирательная система // http://irpr.ru/2012/11/01/v-2013-godu-v-rossii-budet-izmenena-izbiratelnaya-sistema/


Информация о работе Избирательная система