Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы. Партийная система страны - отражение соотношениям расстановки действующих в стране политических сил. С

Содержание

Введение 3
1. Место и роль политических партий в политической жизни России 6
1.1. Понятие и особенности формирования политической системы 6
1.2. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государственной власти 12
2. Оценка роли политических партий в избирательном процессе РФ 17
2.1. Общая характеристика парламентских и президентских выборов за последние десять лет 17
2.2. Основные изменения в избирательной системе
после выборов 2011-2012 гг. 31
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс Роль избирательной и партийной системы в формировании государственного режима РФ (2).doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Динамика средних  результатов партий на выборах в  региональные парламенты 2011-2012 гг.

 

Хотя преодолеть барьер, как сказано, смогла лишь РПР-ПАРНАС и лишь в Барнауле, в общем новые  партии сыграли достаточно заметную роль.

1.   В выборах  в парламенты приняли участие 16 новых партий, в выборах в муниципальные ассамблеи региональных центров — 11. Наиболее активными на региональных выборах по количеству зарегистрированных списков были: ДПР Андрея Богданова — 6, «Коммунисты России» — 5, «Зеленые» — 5, КПСС — 4, «Города России» — 4. На местных выборах по 5 списков зарегистрировали  «Зеленые» и «Коммунисты России», по 4 ДПР, КПСС и «Союз горожан». Перечни почти идентичные.

2.      Суммарно  новые партии собрали от 3,63% в  Саратовской области до 7,53% в Северной Осетии. И от 2,77% в Курске до 12,73% (!) во Владивостоке.

3.     В отдельных  случаях результаты новых партий  превысили или вплотную приблизились  к результатам старых. Так, в  Пензенской области например  СР набрала 2,87%, а «Коммунисты  России» — 2,69%. В Черкесске ЛДПР взяла всего 1,32% голосов, в то время как «Зеленые» — 1,67%, а «Коммунисты России» 1,66%. В Ярославле у «Зеленых» 4,79%, при том что у ЛДПР только 3,73%.

4.      Наиболее  заметно и результативно выступили  (кроме РПР-ПАРНАС) «Зеленые», КПСС и «Коммунисты России». «Зеленые», как сказано, едва не преодолели 5-процентный барьер в Ярославле.

5.   Не подлежит  сомнению, что КПСС и «Коммунисты  России» оттягивали голоса у  КПРФ. В Краснодарском крае они  вместе «отъели» 4,86%, в Северной  Осетии — 2,84%. На Сахалине одна КПСС («Коммунисты России» там не участвовали) — 3,04%.  Опять же сообща «новые коммунисты» забрали у старых 4,24% в Петропавловске-Камчатском, 3,73% во Владивостоке и 3,57% в Твери.

Определить визуально, в каком случае – в 2008 г. или в 2012 г. – фальсификации были более масштабными, затруднительно. Ответ на этот вопрос можно получить путем сопоставления соответствующих значений Индекса фальсификации – рис. 2.

Рис. 2. Индекс фальсификации  голосования в России за 1991-2012 гг.

 

В качестве величин Индекса фальсификации для каждого случая президентских и парламентских выборов, а также референдума использованы значения коэффициента детерминации линии тренда регрессии желаемого для действующей власти результата выборов (голосование за желаемого кандидата и за желаемую партию на выборах, за желаемый ответ на референдуме) от величины явки избирателей по регионам России. Значение индекса, равное 0, говорит о том, что искажение результатов выборов (референдума) из-за (возможного) вмешательства действующей власти равно нулю. Значение индекса, равное 1, говорит о том, что результаты выборов (референдума) полностью фальсифицированы.

Судя по значению ИФ для  первого тура президентских выборов 1996 г. он проходил практически без  какого-либо заметного вмешательства со стороны исполнительной власти. Однако во втором туре президентских выборов 1996 г. власти вмешались в их ход, так что результаты голосования оказались искаженными. Тем не менее масштаб этих искажений был еще относительно скромным, опережение Б. Ельциным Г. Зюганова во втором туре выборов даже без этих искажений было значительным, и их масштаб не мог повлиять на определение победителя по результатам голосования.

Однако наибольший ущерб  осуществленные тогда искажения  нанесли не столько результатам выборов непосредственно в 1996 г, сколько складывавшейся и пока тогда еще не устоявшейся практике объективного подведения итогов голосования – институту честного подсчета отданных голосов. Начав с весьма скромных искажений во втором туре 1996 г., власти с каждым новым голосованием увеличивали масштабы фальсификаций, доведя их в 2004-2012 гг. до границ теоретически и практически возможного.

Тем не менее значение ИФ даже для второго тура президентских  выборов 1996 г. оказалось существенно  ниже, чем его значение для президентских выборов в России в июне 1991 г. (тогда, когда союзная власть пыталась фальсифицировать результаты голосования в пользу своего кандидата Н. Рыжкова). Масштабы искажений во время президентских выборов 1996 г. (обоих туров – и первого и второго) и во время президентских выборов 1991 г. – какими бы они ни были – не имеют ничего общего с вакханалией тотальных фальсификаций, характерных для референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 г. и особенно для парламентских и президентских выборов 1999-2012 гг.

Следует отметить, что  судя по значениям Индекса фальсификации  утверждения властей и некоторых  наблюдателей о том, что голосование 4 марта 2012 г. оказалось существенно  более честным, чем предыдущие голосования, не соответствуют действительности. Масштабы фальсификаций в 2004-2012 гг. сохраняются без принципиальных изменений приблизительно на одном и том же уровне.

 

 

 

 

 

2.2. Основные изменения в избирательной системе

после выборов 2011-2012 гг.

 

В 2013 год сразу два законопроекта, позволяющие значительно упростить процедуру регистрации и дальнейшую деятельность политических партий, внесены Президентом на рассмотрение депутатов Государственной Думы России. Причем сделано это на следующий день после того, как было оглашено президентское Послание Федеральному Собранию, значительная часть которого и была посвящена именно этому вопросу.

Согласно первого предложенного  законопроекта «О внесении изменений  в Федеральный закон «О политических партиях», максимально упрощается сам  порядок регистрации партий, а именно:

- с 01.01.2013 г., регистрация политической партии может быть осуществлена при условии, что ее численность составляет свыше 500 человек, и они представляют не менее чем половину регионов России (в соответствии с действующим законодательством, в состав политической партии должно входить не менее 45000 человек)

- минимальная численность членов партии, входящих в состав ее региональных отделений, не ограничена и может определяться партийным уставом (существующий же закон предусматривает, что не менее чем в половине субъектов РФ численность региональных отделений должна составлять свыше 450 человек и не менее 200 человек – в остальных регионах)

- соответственно, запрещается ликвидация политических партий на основании недостаточной численности членов в ее региональных отделениях

- для проведения учредительного съезда и основания политической партии, достаточно двух представителей от каждого из регионов (действующий закон предполагает наличие трех депутатов)

- сводный финансовый отчет, а также: сведенья о количестве членов партии состоящих на учете в региональных отделениях; сведенья о структурных подразделениях партии, не обладающих правами юридического лица, но в соответствии с уставом, наделенных правом участвовать в выборах и референдумах; информация о намерении партии продолжать свою политическую деятельность – предоставляется в уполномоченные органы один раз в три года (существующие законодательные нормы, предусматривают ежегодную форму отчетности)

- знакомство с документами, подтверждающими действительное существование региональных отделений и количество членов партии, специальные уполномоченные органы смогут осуществлять также всего один в три года (в настоящее время – ежегодно).

На протяжении 2011-2012 гг., положения данного законопроекта не будут распространяться на зарегистрированные и уже действующие политические партии («Единая Россия», «Справедливая Россия», «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко», КПРФ, ЛДПР). До 01 января 2013 г. им придется осуществлять свою деятельность в рамках существующего закона. Но если новая партия будет зарегистрирована в промежутке времени между датой официального опубликования закона и 01.01.2013 г., к ней будут применяться новые правила.

Существенно упрощается и процедура участия политических партий в выборах в Государственную Думу, в региональные законодательные собрания, а также процесс выдвижения кандидатов, претендующих на пост Президента России. Соответствующие изменения к действующим законодательным нормам и предусматривает второй законопроект, внесенный Президентом на рассмотрение депутатов. Так, согласно внесенному законопроекту:

- политические партии, которые по результатам предыдущих выборов не вошли в парламент, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ или в представительные органы муниципальных образований, освобождаются от сбора подписей избирателей, необходимых для участия в следующих выборах соответствующего уровня. К примеру, для участия непарламентских партий в выборах в Государственную Думу, в настоящее время они должны заручиться поддержкой не менее 150000 человек

- сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата, предусматривается только во время проведения выборов органов местного самоуправления и только для общественных объединений, не являющихся политическими партиями

- количество подписей избирателей, которые необходимы для регистрации кандидатов в органы местного самоуправления, не может превышать 0,5% от общего числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе (сейчас эта цифра составляет 2%)

- количество подписей избирателей, которые необходимы для регистрации кандидатов на пост Президента Российской Федерации от непарламентских политических партий, составит 100000 человек (действующий закон, предусматривает не менее 2000000 подписей)

- претенденты, самостоятельно выдвинувшие свою кандидатуру на должность Президента, должны представить не менее 300000 подписей в свою поддержку

- при выдвижении кандидата на пост Президента России от политической партии, на каждый из субъектов Российской Федерации может приходиться не свыше 2500 подписей избирателей, проживающих на данной территории и не свыше 2500 подписей избирателей, проживающих за пределами РФ (сейчас эта норма составляет не более 50000 подписей)

- для самовыдвиженцев, устанавливается норматив в 7500 подписей как для одного субъекта РФ, так и за пределами территории России.

Соответствующие изменения, планируется внести и в федеральные  законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

По поводу выборов 2013-2014 гг. предварительно можно сказать следующее. КПРФ и ЛДПР, постепенно теряя избирателей под натиском новых партий (особенно это актуально для коммунистов), тем не менее в целом сохранят свои позиции. У СР ситуация хуже, и даже нельзя исключать, что уже в перспективе она распадется (ее думская фракция уже раскололась).

Для того чтобы добиваться успеха на выборах новые партии должны формулировать новые электоральные предложения — выдвигая актуальные лозунги и инициативы, составляя и презентуя программы и пр. Тех, кто не сможет этого сделать ждет довольно скромное будущее подрядчиков-спойлеров. У тех, кто преуспеет с новыми электоральными предложениями со временем появятся собственные группы поддержки, что отразится как на явке (повысится) и результатах выборов.

Другой вариант для  «новичков» — позиционирование себя в качестве «перспективной» («честной», «вменяемой») альтернативы старым партиям и «присвоение» их электоральных предложений. Этот путь уже избрали КПСС и «Коммунисты России» (относительно КПРФ).

У губернаторов, желающих избраться, будет много проблем  с конкурентами, в том числе с «варягами». За предстоящий год (два года) они способны подготовить для себя электоральные плацдармы (а есть и такие претенденты, которым готовить ничего не нужно). Вопрос в том, насколько в каждом конкретном случае губернатор будет осознавать масштаб угрозы и насколько эффективно он сможет с нею бороться. На этих выборах мы видели разные варианты.

Уже в 2013 году в единый день голосования, который назначен на второе воскресенье сентября, в  выборах будут участвовать предвыборные блоки. С таким прогнозом выступил на московском политклубе в столичном пресс-центре «Росбалта» политолог Дмитрий Орлов. По его мнению, к 2016 году в России будет восстановлена и смешанная избирательная система, при которой половина депутатов будет по-прежнему избираться по предвыборным спискам, а вторая половина — по мажоритарной системе, то есть, видимо, по многомандатным или одномандатным округам.

По словам Дмитрия  Орлова, изменения в избирательном  законодательстве не закончены. Он прогнозирует, что уже в 2013 году в России будет на региональном и федеральном уровне восстановлена возможность для политических партий создавать предвыборные блоки. Правда, для них будет действовать повышенный проходной барьер, вероятно, в 7%, хотя нельзя исключать, что даже и в 10%. Кроме того, их должны законодательно обязать сохранять единую структуру, то есть фракцию, уже после выборов.

Кроме того, вероятно уже  в 2013 году возвращение к смешанной  избирательной системе. Это, по мнению Орлова, позволит соблюсти «два необходимых  условия для работоспособности политической системы»: установление контакта с людьми и «представительство непартийных интересов» в органах законодательной власти17.

Около 30 человек из числа  представителей нынешней несистемной  оппозиции могли бы избираться депутатами Госдумы в случае изменения избирательного законодательства. Это может произойти, если в России будет возвращена смешанная избирательная система, полагает политолог Дмитрий Орлов. По его словам, Владимир Рыжков, Евгения Чирикова и некоторые другие оппозиционеры, если бы они имели возможность выбираться, были бы представлены в парламенте. А те представители «улицы», которые сегодня выступают под радикальными лозунгами, были бы «включены в клиентелу этих депутатов».

Информация о работе Избирательная система