Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

Содержание

Введение
1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
2 Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
4 Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Современные процессы изменений  в школьной деятельности характеризуются  усложнением позиционного отношения  к ученику. Традиционная для прошлой  педагогики схема: «Учитель-Ученик»  постепенно заменяется гораздо более  сложной позиционной схемой .

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как  минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог  и социальный работник.

Деятельность социального  педагога обращена, прежде всего, к  личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено  вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит  не в адаптации учащегося, а в  создании условий для развития его  активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь  результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой  и реализацией индивидуальной программы  развития каждой конкретной личности.

4 Основные формы,  методы работы, документация, права  и обязанности школьного социального  педагога

Социальный педагог выполняет  большой объем работы. Его клиентами  являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Сюда можно дополнить  еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога.

Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие  понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут  педагогу представить положение  в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы некоторые  педагоги составляют «карту семьи», где  дается характеристика каждого члена  семьи, указываются даты рождения знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько  родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с  сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.

Важно представить, что знают  родители о своих детях, чем ребенок  интересуется, что читает, каковы его  мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что  знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и  авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в  каждой седьмой семье, дети, имеющие  от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице — трагедия, для других — тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок — это сверхтяжело.

Чаще всего в такой  семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей  искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у  ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать  с другими родителями, у которых  также больной ребенок; это поможет  им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.2

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с

Страницы: 1 2

Похожие рефераты:

Роль  семьи в подготовке детей к  школе

ОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА  КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Курс  математики в средней школе и  методика преподавания

Три фундаментальные комплексные  проблемы методики преподавания математики. Проблема содержания школьного курса  математики. Проблема структуры этого  курса. Проблема методов обучения математике в средней школе.

Формы обучения в высшей школе

Организационные формы обучения в вузе. Нетрадиционные формы проведения лекций. Семинарские и практические занятия высшей школе. Самостоятельная  работа студентов. Основы педагогического  контроля в высшей школе. Педагогическое тестирование.

Контроль  и оценка результатов обучения в  начальной школе

Эта система позволяет  установить персональную ответственность  учителя и школы в целом  за качество процесса обучения. Правильно  организованный контроль и оценка снимают  у школьников страх перед контрольными работами.

Своєрідність  роботи шкільного соціального педагога з гіперактивними дітьми

Основні причини і фактори  ризику у процесі розвитку дитини з гіперактивною поведінкою. Особливості  соціально-педагогічної та корекційної  роботи з гіперактивними дітьми у  шкільному просторі, висвітлення  її практичних аспектів та розробка рекомендацій.

Особенности статистической оценки качества теста  диагностики индивидуальног ...

Изучение базовых понятий  и методов статистики, которые  применяются для статистической обработки тестов. Содержание педагогического  теста. Обсуждение статистического  анализа, направленного на определение  качества заданий, индивидуального  прогресса.

Методические  особенности изучения темы "Железо" на уроках химии в ...

Тема "Железо и его соединения" в школьных программах по химии. Положение  железа в периодической системе  химических элементов и строение атома. Нахождение железа в природе, его получение и свойства. Причина  токсичности соединений железа в  щелочной среде.

Педагогически запущенные дети как объект деятельности социального педагога

Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей. Практическое исследование деятельности социального  педагога с педагогически запущенными  детьми на базе МОУ. Оценка эффективности  программы коррекции педагогической запущенности.

Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Теоретический анализ сущности и основ личностно-ориентированного обучения. Определение оптимального содержания урока как формы реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников. Разработка оптимальных  приемов обучения младших школьников.

Реализация  интегративного технологического образования  в школе

Этапы становления технологического образования в России. Современные  проблемы технологического образования  школьников. Методы изучения раздела "Профессиональное самоопределение". Планирование работы по изучению раздела. Методическая разработка урока.

Методика  работы с уже решенной задачей  на примере ее преобразования на урок ...

Процесс работы над задачей. Виды задач, умение и уровни умения их решать. Методика обучения преобразованию задач.Этапы работы над задачей. Понятие преобразования задачи. Методика обучения и преобразования задачи на уроках математики в начальной школе.

Педагогическая  деятельность и теория Яна Амоса  Коменского

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

Орфографические словари на уроках русского языка  в начальной школе

Методика и особенности  преподавания русского языка в начальной  школе, содержание и анализ действующей  программы. Возможности использования  орфографических словарей на урок. Методические проблемы и принципы организации  словарной работы при обучении.

Информационная  деятельность ООН

Информация в ее различных  формах все больше и больше признается ключом к усилению общественной заинтересованности и поддержки международных контактов, в том числе деятельности ООН.

Упреждающая адаптация как особая образовательная  деятельность преподавателе ...

Профессиональная адаптация  студентов ВУЗов. Возрастные и адаптационные  кризисы, переживаемые обучающимися. Теоретический  анализ существующих подходов к пониманию  и интерпретации упреждающей  адаптации. Конструирование профессиональной реальности.

Совместная  деятельность семьи и школы как  условие преодоления школьных невр ...

Влияние пережитого в детстве  насилия на возникновение личностных расстройств. Экспериментальное выявление  взаимосвязи между проявлением  школьной тревожности младших подростков и родительским отношением к ним. Методика по преодолению школьных неврозов.

Система послетекстовых упражнений при обучении аудированию в УМК в 5-6 клас ...

Лингвистическая характеристика аудирования как вида речевой  деятельности. Механизмы аудирования, условия восприятия. Аудирование  как цель и как средство обучения, его виды. Анализ послетекстовых упражнений при обучении аудированию в УМК в 5-6 классах.

Организация и педагогическая деятельность дошкольных учреждений для детей с ...

Основные направления  работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие  программы для детей с нарушением зрения.

Воспитательная  система в начальной школе

Способы и технологии насыщения  среды развития ребёнка подлинными ценностями. Сущность воспитательной работы в современных условиях. Компоненты моделирования воспитательной системы  школы. Специфика организации воспитательной работы в начальной школе.

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе