Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:28, дипломная работа

Краткое описание

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

Содержание

Введение
1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
2 Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
4 Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Деятельность  социального педагога в общеобразовательной  школе

Содержание

 

Введение

1 Актуальность работы  социального педагога в школе  в современных условиях

2 Содержание работы социального  педагога в общеобразовательной  школе

3 Взаимодействие школьного  социального педагога с другими  работниками школы и с семьями  учащихся 

4 Основные формы, методы  работы, документация, права и обязанности  школьного социального педагога

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 

Современная школа остро  нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской  преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная»  агрессия у детей, отсутствие системы  общечеловеческих ценностей у подрастающего  поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и  всем обществом в целом. Их решение  невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов.

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов  входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми  в семейно-бытовой среде, с подростковыми  и молодежными группами, объединениями.

Это означает, что главной  сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и  ее ближайшем окружении, по месту  жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским  окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей  и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального  педагога входит очень широкая сфера  деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с  социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и  социальных институтов, участвующих  в социальном воспитании подрастающего  поколения. 

В зависимости от профиля  местом работы социального педагога могут быть:

  • социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназийх, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);
  • социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
  • службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

Таким образом, социальный педагог:

  • организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
  • изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
  • выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
  • способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
  • создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  • участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной  школе.

 

1 Актуальность  работы социального педагога  в школе в современных условиях

 

Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях в  работе различных структур в области  социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой  занимается и социальный педагог. Это:

  • оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
  • организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
  • влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического  и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Что же является главным  в работе социального педагога, чем  она отличается от работы педагога школы, педагога – предметника и  даже классного руководителя или  воспитателя школы – интерната  или группы продлённого дня?

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной  личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь  с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или  медицинскую помощь; он должен уметь  организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, определив  в своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребёнка, формирования личности, изменяет своё содержание и  методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, – школа, и его работа в школе – особый вопрос.

В различных странах существуют два подхода к его работе. Или  социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным  работником.

Сотрудничая со школой, прикреплённый  социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками  школы. Он выявляет семьи, где жестоко  обращаются с детьми, детей, отстающих  в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача  он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Так, в Германии социальный педагог введён в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения  для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые  в силу своих способностей не могут  усвоить школьного курса. Это  дети, которые переживают стрессы  или в коллективе сверстников  в школе или в семье. Это  больные дети, с теми или иными  недостатками, школьники, которые приобщались  к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте  в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог  работает с одаренными детьми.

Иногда помощь этим детям  может состоять только в том, чтобы  разобраться в их отношениях с  окружающими. В другом случае – научить  контролировать свои поступки, быть в  себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических  и краеведческих отрядов. Как  следствие – внеучебное время  школьника мало занято в организационном  плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени  школьника, объединяясь в своей  воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью  микрорайона, что также немаловажно  сегодня. Он периодически информирует  педагогический коллектив школы  о психологическом климате в  классах, о каждом трудном ученике  и об оказании ему помощи, а также  играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется  от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться  в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно  заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень  остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение  всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает  ребёнка, его состояние, уровень  кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач  социального педагога.

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом  здоровье. Дети и подростки оказались  наиболее незащищенными среди населения страны. Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, – из неполной семьи; более 30% детей с  психическими отклонениями росли без  отца.

На сегодняшний день в  России 4 млн. беспризорных, ежегодно совершается  подростками 6 тыс. преступлений, 2 тыс. детских самоубийств. Комиссия по делам  женщин, семьи и демографии при  Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов  увеличилось на 70%. Резко сократилось  число детей, которых берут под  опеку. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% – мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили  школу, 69% – учились, 1% – окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие  девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего  втягивают в раннюю половую жизнь.

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили  смертность детей. Почти в 3 раза выросло  число инфекционных заболеваний.

Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% – функциональные отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной  школы здоровы. Число девушек, имеющих  к окончанию школы хронические  заболевания, составляет 75%, юношей – 35,3%.

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый вопрос – здоровье подростков. Всё более  распространяется раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой  жизни.

К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно  отнести и современную систему  образования. В детском саду наблюдается  переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную  неделю привел к переутомлению и  увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных  школ (с 91% до 85%) сократила возможность  лечения детей. Созданные школы-интернаты  для детей-инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств  для проведения оздоровительных  мероприятий.

Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе