Абсолютные и относительные преимущества международной торговли: классические принципы и современные реалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

1. Международная торговля - одна из важнейших факторов развития экономических отношений…………………………………………………......4
1.1. Понятие международной торговли…………………………………….....4
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли……………………........6
1.3. Отраслевая структура мировой торговли…………………………......….9
2. Противоречия и специфика действующей международной торговли..12
2.1 Абсолютные и относительные преимущества международной торговли………………………………………………………………………..12
2.2. Противоречия современной международной торговли…………….....15
3. Система регулирования международной торговли……………………..20
3.1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………..20
3.2. Нетарифные методы регулирования международной торговли….......24
Заключение……………………………………………………………….……

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Tтатистика цен .doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретические основы статистики  цен

     1.1. Понятие и сущность  цен и инфляции

     1.2. Задачи статистики  цен

     1.3. Система показателей  статистики цен

     1.4. Принципы и методы  регистрации цен

     1.5. Методы расчета  и анализа индексов цен .

     1.6. Методы оценки  уровня и динамики инфляции

2.  Анализ цен и инфляции  в Амурской области

     2.1. Расчет и анализ  индексов цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей  России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части  работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.

Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Амурской области.

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН

 

1.1. П о н я т и е   и   с у щ н о с т  ь   ц е н   и   и  н ф л я ц и и 

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

С другой стороны, цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

   Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и  т. д.);

     -  маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

      Диспропорцию вызывает  ряд взаимозависимых причин:

-  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);

-  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

1.2. З а д а ч и    с т а т и с т и к  и    ц е н 

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу  в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен  как опосредованную реакцию на  изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

2. Характеристика цены как инструмента  управления рынком. С этой позиции  статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические  рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение  цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен  качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию цен, наблюдение за  их изменением;

- анализ уровня цен, его дифференциации;

- характеристику структуры цен;

- изучение соотношений цен различных  товаров, субрынков и перекрестной  эластичности   цен;

- оценку, анализ и моделирование  колеблемости, цикличности и сезонности  цен;

- региональный анализ цен;

- анализ и моделирование динамики цен;

- выявление и моделирование  факторов, влияющих на уровень, вариацию  и динамику цен;  

- прогнозирование цен.

  

1.3.   С и с т е м а   п о к а з а те л е  й   с т а т и с т  и к и   ц е н

 Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.

 Таблица 1. –  Система показателей  статистики цен 

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная   цена   товарного   вида,   сорта товара-представителя

 

Средний уровень

Средняя   цена  на   дату   и   за   период:  по товарной       группе        ( комплексу );      по территории, в том числе городу  и  селу;  по субрынкам; по группам покупателей

 

Обобщающий уровень

Стоимость      потребительской     корзины; отношение   индивидуальной,   средней   и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость,   наценки, скидки    (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения цен регионов, субрын-ков, товаров

Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариа-ции цен в прос-транстве (социаль-но-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)


 

 

 Продолжение таблицы 1.– Система  показателей статистики цен.

 

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Динамика цен

Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен

 

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

 

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

 

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других

Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности


 

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

 

2.4.   П р и н ц и п  ы   и   м е т о д  ы   р е г и с т р  а ц и и   ц е н

Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

Информация о работе Абсолютные и относительные преимущества международной торговли: классические принципы и современные реалии