Абсолютные и относительные преимущества международной торговли: классические принципы и современные реалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

1. Международная торговля - одна из важнейших факторов развития экономических отношений…………………………………………………......4
1.1. Понятие международной торговли…………………………………….....4
1.2. Основные этапы в развитии мировой торговли……………………........6
1.3. Отраслевая структура мировой торговли…………………………......….9
2. Противоречия и специфика действующей международной торговли..12
2.1 Абсолютные и относительные преимущества международной торговли………………………………………………………………………..12
2.2. Противоречия современной международной торговли…………….....15
3. Система регулирования международной торговли……………………..20
3.1. Таможенно - тарифное регулирование внешнеторговой деятельности…………………………………………………………………..20
3.2. Нетарифные методы регулирования международной торговли….......24
Заключение……………………………………………………………….……

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

Tтатистика цен .doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

где inp =  in * ip  = n1p1 / n0p0

Формула индекса цен массового питания имеет вид:

                                  

                                      (9)

Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом).  Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

 Применение  системы переменных весов (по  количеству товаров отчетного  года) в индексном ряду цен  порождает ошибку при переходе  от цепных индексов к базисным  и обратно, так как позитивна  корреляция между текущим изменением цен и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.

1.6. М е т о д ы   о  ц е н к и   у р о  в н я   и   д и н  а м и к и   и н ф  л я ц и и

Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного отделить один из другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.

Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен  (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.

Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран  ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.

В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:

                                      

                                           (10)

где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×…× pt/p(t-1) .

Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен.

ДВВП в большинстве стран определяется по методу  Пааше. Известная формула может быть представлена в виде:

                       

                              (11)

Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

                                                          N=(It - It-1) / It                                             (12)

где  It  и  It-1   –  индексы цен смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

                                          IП.С.= 1 / Ip                                                                                           (13)

Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в обращении и скорости их обращения

Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).

Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств,  сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается  с помощью ряда показателей:

- соотношения денежной и товарной  массы в статистике и динамике;

- соотношения темпов роста денежной  эмиссии и цен;

- соотношения темпов роста доходов и цен.

Изменение номинальных   доходов (p1q1-p0q0)  складывается    из изменения    реальных   (пересчитанных   в   сопоставимые    цены)   доходов  (p0q1-p0q0) и роста доходов за счет изменения цен (p1q1-p0q1). Сопоставление этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или насколько рост доходов  населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично  осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений  населения.

В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются статистикой методом выборочного наблюдения; структура потребительских расходов определяется статистикой семейных  бюджетов в ходе регулярных обследований; система статистической отчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статистические органы получают от банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

  1. АНАЛИЗ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1. Р а с ч е т   и   а н а л и з   и н  д е к с о в   ц е  н 

Для применения на практике представленной в первой части информации рассмотрим цены в Амурской области  за период с 1998 по 2002 годы.

Большой интерес для статистического анализа представляют данные о средних ценах в Амурской области. В табл. 2 представлены данные о средних ценах на некоторые продовольственные и непродовольственные товары.

Таблица 2. – Средние цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары.

Рублей за килограмм, литр, штуку

 

1995 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Продовольственные товары:

мясо и птица

36,03

39,67

43,24

49,27

74,95

колбасные изделия

44,20

53,22

72,14

74,01

93,29

рыбопродукты

23,90

25,00

32,76

42,86

46,18

молоко и молочная продукция

9,28

10,93

17,61

17,48

12,62

сыр

51,89

53,84

77,12

90,10

113,79

яйца

16,45

17,12

13,59

17,41

22,42

сахар-песок

15,45

17,04

10,70

17,39

15,89

хлебобулочные изделия

3,99

4,87

9,38

9,61

10,57

Непродовольственные товары:

костюм мужской

817,34

833,50

1461,03

1530,73

1730,88

ботинки кожаные

663,76

735,59

806,58

1095,02

1238,89

моющие средства

(за кг.)

25,82

35,09

49,61

50,82

53,61

табачные изделия

4,60

5,99

6,73

7,02

7,22

электропылесос

935,37

1170,00

2086,65

1982,26

2113,00

пиломатериалы (за м3)

540,46

600,00

115,00

1445,00

1900,00

Эритромецин (за 10 таблеток)

9,34

10,43

16,77

22,35

21,83

бензин

3,06

3,23

7,85

9,53

9,77


 

Кроме потребительских цен, для статистического анализа важны цены производителей промышленной продукции (табл. 3).

Таблица 3. – Средние цены производителей на основные виды промышленной продукции.

В рублях

 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Электроэнергия,

тыс. кВт час.

457,61

463,62

449,06

649,31

Уголь бурый, т.

200,00

200,00

200,00

291,70

Древесина деловая, м3.

612,34

644,22

736,80

861,57

Железобетонные конструкции, м3

1525,85

1665,57

1787,64

2092,62

Кирпич, тыс. усл. кирп.

1131,25

1261,24

1998,00

2066,53

Макаронные изделия, т.

9532,25

9958,00

9958,00

9812,87

Спирт этиловый, дкл.

102,36

118,15

175,00

182,45

Мясо, т.

37225,58

38004,43

39003,43

43716,49

Молочная продукция, т.

19258,63

20379,11

16653,89

18529,77

Мука, т.

5124,25

5399,95

4819,51

5648,79

Комбикорма, т.

2032,78

2065,00

4500,00

3800,00


 

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют индексы цен, показывающие изменение цены.Рассмотрим динамику индексов цен по секторам экономики (табл. 4).

Таблица 4. – Динамика индексов цен по секторам экономики в 1995 –  2001 гг. в Амурской области.

в  процентах

 

Индексы

Потребитель-ских цен

цен произво-дителей про-мышленной продукции

цен произво-дителей в строительстве

тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом

1995 г.

220,4

251,2

262,0

210,9

1996 г.

122,1

142,1

147,1

132,0

1997 г.

112,0

115,3

113,7

100,0

1998 г.

171,5

111,2

105,8

100,0

1999 г.

124,0

121,4

134,1

131,0

2000 г.

118,0

108,4

130,5

181,7

2001 г.

119,7

134,8

133,8

150,9

Информация о работе Абсолютные и относительные преимущества международной торговли: классические принципы и современные реалии