Анализ розничного товарооборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Содержание

Введение ………………………..………………………………………….3
1 1. Задачи анализа розничного товарооборота в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа……..5
1.1 Товарооборот и его виды.
1.2. Задачи розничного товарооборота …………………………………7
1.3. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота ……………………………………………………………13
2 2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка».
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Уралочка» ……………………………………...………………………..17
2.2. Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка» …………..23
2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота ………….30
3 3. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема …………….………………..37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список использованной литературы ……………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика предприятия.docx

— 88.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

                        

     

 

Введение ………………………..………………………………………….3

1

1. Задачи  анализа розничного товарооборота  в условиях рыночной экономики.  Источники экономической информации  для анализа……..5

 

 

1.1   Товарооборот и его виды.

 
 

1.2.  Задачи розничного товарооборота …………………………………7

 
 

1.3. Модели        стратегического         регулирования        розничного товарооборота ……………………………………………………………13

2

2.   Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка».

 
 

2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Уралочка» ……………………………………...………………………..17

 

 

2.2.   Анализ розничного товарооборота ООО «Уралочка» …………..23

 
 

2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота ………….30

 

3

3.    Выводы  и  предложения   по   развитию   розничного товарооборота и увеличению его объема …………….………………..37

 

 

Заключение ……………………………………………………………….41

 

Список  использованной литературы ……………………………………42


 

 

Введение

 

Розничный  товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние  как  на  производство, так  и  на  потребление. От  степени  выполнения  плана  товарооборота  зависит  выполнение  кассового  плана  Государственного  Банка  РФ.

Розничный  товарооборот  по  своему  составу  не  является  однородным. В  его  состав  входит  сумма  продажи  товара  населению  через  розничную  торговую  сеть  и  предприятия  общественного  питания, а  так  же  продажи  товаров  предприятиям, учреждениям  и  организациям. Большая  часть  розничного  товарооборота  непосредственно  связана  с  личным  потреблением  и  покупательными  фондами  населения. 

В  динамике  розничного  товарооборота  находят  отражение  систематический  рост  производства, с  одной  стороны, непрерывный  подъём, благосостояние  культуры  населения – с  другой. Он  оказывает  также  большое  влияние  на  все  количественные  и  качественные  показатели  работы  торговых  предприятий  и  организаций. От  объёма  и  структуры  товарооборота  зависят  также  такие  показатели, как  доходы, прибыль, рентабельность, сумма  и  уровень  издержек  обращения, фонд  оплаты  труда, численность  торговых  работников, финансовое  состояние  предприятий  и  др. Большое  значение  в  выполнении  и  перевыполнении  планов  товарооборота, изыскании  резервов  по  его  увеличению, улучшению  обслуживания  населения  имеет  систематический  контроль  и  тщательный  анализ  этих  планов.

Объектом, как известно, является то, на что направлены действия, в  данном случае мои действия направлены на рассмотрение предприятия ООО  «Уралочка», в частности объектом являются результаты деятельности предприятия, а так же бухгалтерский учет.

Целью моей курсовой является анализ розничного товарооборота. Для  раскрытия данной темы предлагаю  рассмотреть деятельность общества с ограниченной ответственность  «Уралочка» за 2008-2010 года.

После введения, в теоретической части курсовой работы, я сочла нужным рассмотреть задачи и модели розничного товарооборота.

Затем в аналитической  части я дала краткую характеристику хозяйственной деятельности и там же сделала анализ розничного товарооборота общества с ограниченной ответственностью «Уралочка», основным видом деятельности которого является розничная и оптовая торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

А в практической части  я сделала выводы и предложила насколько идей по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.   

 Курсовая работа завершается  заключением. В нем я завершила и подытожила  проделанную работу.

 

  1. Задачи анализа розничного товарооборота в условиях рыночной экономики. Источники экономической информации для анализа

 

1.1. Товарооборот и его  виды

 

Товарооборот — обращение товаров — стадия воспроизводственного процесса, связывающая производство и потребление. В сфере товарного обращения происходит реализация произведенной продукции (средств производства и предметов потребления) путем их купли-продажи. 
         Для отраслей сферы товарного обращения (торговли, материально-технического снабжения, заготовок) товарооборот является основным показателем деятельности. В то же время товарооборот — один из важнейших народнохозяйственных показателей, характеризующий масштабы товарного обращения. Различают товарооборот розничный, оптовый, заготовительный и внешнеторговый. Розничный товарооборот — продажа товаров народного потребления непосредственным потребителям. 
          На этой стадии процесс товарного обращения окончательно завершается, и товары переходят в сферу непроизводственного (общественного и личного) потребления. К розничному товарообороту относятся проданные населению товары и услуги, оказанные предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания (кроме прачечных); мелкооптовая продажа товаров коллективным потребителям (детским, оздоровительным и лечебным учреждениям, другим предприятиям и организациям, колхозам); продукция, реализованная на колхозных рынках. 
         Розничный товарооборот планируется по отдельным торговым системам. В объеме и структуре розничного товарооборота отражается уровень жизни народа, так как преобладающую часть материальных благ население приобретает через торговую сеть. В 1986 г. общий объем розничного товарооборота страны составил 335 млрд руб., в том числе государственной торговли — 242 млрд, кооперативной — 90 млрд и колхозной — 3 млрд руб. 
         Оптовый товарооборот — объем продукции, реализованной одними предприятиями другим для последующей продажи населению или производственного потребления. Оптовый товарооборот средствами производства осуществляется в форме материально-технического снабжения отраслей народного хозяйства. Оптовый товарооборот товарами народного потребления характеризует снабжение торговых организаций и предприятий, а также внерыночных потребителей (для промышленной переработки и потребления). 
          Заготовительный товарооборот — объем заготовленной и реализованной сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении. Благодаря закупкам государство создает централизованные фонды продуктов, произведенных в агропромышленном комплексе. 
Они предназначены для планомерного обеспечения промышленности сырьем, населения — продуктами питания, создания резервных и экспортных фондов. Заготовки ведут предприятия Госагропрома, Министерства хлебопродуктов, потребительской кооперации и др. 
          Объем государственных закупок зависит от объема товарной продукции сельского хозяйства. Через систему государственных заготовок колхозы реализуют свыше 90 %, а совхозы почти всю товарную продукцию. Внешнеторговый товарооборот — общая сумма экспорта и импорта товаров (см. также Колхозная торговля, Кооперативная торговля, Торговля государственная).  

 

 

1.2. Задачи розничного товарооборота.

 

К  задачам  анализа  розничного  товарооборота  относятся:

-   контроль  за  выполнением   плана  розничного  товарооборота   по  общему  объёму  и  по  товарным  группам; 

-   оценка  выполнения  плана  по  предприятиям  и   организациям, входящим  в  данную  систему;

-  изучение  ритмичности   выполнения  плана  розничного  товарооборота  как  в   целом  по  системе, так   и  по  организациям  и   предприятиям;

-   изучение  динамики  розничного  товарооборота  за  ряд  лет; 

- выявление  изменений,  произошедших  в  объёме  и   структуре  товарооборота, товарных  запасов  и  поступлении   товаров; 

- определение  степени   охвата  покупательных  фондов  населения, обслуживаемого  данной  торговой  организации  или   предприятием;

- вскрытие  и  изучение  причин, способствующих  выполнению  или, наоборот, тормозящих  выполнение  плана  товарооборота; 

-  изучение  качества  обслуживания  населения; 

- выявление  внутренних  резервов  и  разработка  мероприятий   по  устранению  выявленных  недостатков,  дальнейшему  увеличению  товарооборота   и  улучшению  обслуживания  населения.

Для  анализа  розничного  товарооборота  используются:  данные  о  социально-экономических  показателях  района  деятельности  организаций  и  предприятий  (численность  и  структура  населения, их денежные и покупательные фонды  и  др.); планы, составляемые  самими  организациями  и  предприятиями; данные  бухгалтерской, статистической  и  оперативной  отчётности; первичные  документы, товарно-денежные  отчёты  и  учётные  регистры, отражающие  движение  товаров; инвентаризационные  описи  товаров; акты  документальных  ревизий, обследований  и  др.

Анализ  производится  путём  расчёта  различных  показателей, которые  можно  сгруппировать  по  следующим  признакам: стоимостные  и  натуральные, количественные  и  качественные, объёмные  и  удельные.

Особенно  широко  при  экономическом  анализе  применяются  стоимостные  показатели. Важнейшим  таким  показателем  является  объём  товарооборота  предприятий  и  организаций.

В  стоимостном  выражении  также  определена  реализация  товаров  в  ассортименте, по  формам  и  методам  торговли, по группам  покупателей  и  т.д.  стоимостные  показатели  являются  основными  при  оценки  выполнения  плана  розничного  товарооборота  (в  дальнейшем РТО).

Для  характеристики  РТО  отдельных  сторон  деятельности  торговых  предприятий, углубления  анализа  применяются  натуральные  показатели. в  связи  с  тем, что  в  последнее  время  появилось  много  бухгалтерских  программ, которые  позволяют  вести  учёт  как  в  суммовых, так  и  в  натуральных  показателях  стало  легко  применять  эти  показатели  в  анализе.

Количественные  показатели  используются  при  характеристике  отдельных  сторон  деятельности  торгового  предприятия  и  организации. К  ним  относятся: объём  РТО  отдельных  магазинов, торговых  предприятий  и  организаций; остатки  товаров  на  начало  и  конец  периода; поступление  товаров  и  т.п.

Очень  важное  значение  в  анализе  имеет  показатели, характеризующие  качество  работы  торговых  предприятий. К  ним  относятся: процент  выполнения  плана  РТО; показатели  его  ритмичности  и  динамики; применение  прогрессивных  форм  и  методов  обслуживания  населения; охват  денежных  доходов  и  покупательных  фондов  населения  розничным  товарооборотом  и  т.д.

Объёмные  и  удельные  показатели  широко  применяются  при  анализе  РТО. К  объёмным  показателям  относится  РТО  в  целом  по  системе, а  к  удельным – уровень  товарооборота  отдельных  предприятий  и  организаций  в  общем  объёме  товарооборота, товарооборот  на  одного  продавца, на  один  кв. м., товарооборот  на  душу  населения и т.д.

В  процессе  анализа  РТО  применяют  систему  показателей,  на  основе   которых  даётся  характеристика  выполнения  плана  РТО, выявляются  резервы  увеличения  товарооборота  и  улучшения  качества  торгового  обслуживания.      

Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий  и организаций торговли. Главной  целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли  и товарооборот выступает как  важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие  получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых  товаров, то задача максимизации прибыли  вызывает необходимость постоянного  увеличения объема товарооборота как  основного фактора роста доходов  и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного  развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования  товарных ресурсов.

Формирование рыночных отношений  в стране,  переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют  дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа  розничной продажи товаров как  составной части единой системы  управления экономикой предприятия.

С другой стороны, розничный  товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические  отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы  обращения в сферу потребления  путем их обмена на денежные доходы.

Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских  товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Она может быть произведена:

- юридическими лицами, осуществляющими  розничную торговлю и общественное  питание, для которых торговая  деятельность является основной (магазины, предприятия общественного  питания, палатки);

- юридическими лицами, осуществляющими  торговлю, но для которых торговая  деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для  промышленных предприятий и др.);

- физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на вещевых,  смешанных и продовольственных  рынках.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические  отношения, связанные с обменом  наличных денежных средств населения  на приобретенные товары.

Однако в состав розничного товарооборота может быть также  включена:

- продажа по безналичному  расчету продовольственных товаров  юридическими лицами социального  назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

-  продажа товара юридическим  лицам, но исключительно за  наличный расчет с использованием  кассовых аппаратов. 

Розничный товарооборот учитывается  в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных  документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен  на товар.

Основными задачами розничного товарооборота являются:

- проверка степени выполнения  планов (прогнозов) товарооборота,  удовлетворение спроса покупателей  на отдельные товары, освоения  долгосрочных нормативов по показателям  торговой деятельности;

- определение тенденций  экономического и социального  развития предприятий розничной  торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

-   изучение, количественное  измерение и обобщение влияния  факторов на выполнение плана  и динамику розничного товарооборота;  комплексная оценка торговой  деятельности предприятия; 

Информация о работе Анализ розничного товарооборота предприятия