Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

В теоретическом  же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться  только опосредованно, в мысленном  эксперименте, но не в реальном.

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Что же касается теоретического познания, то в нем  применяются иные исследовательские  средства. Здесь отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов.

Их примерами  могут служить материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный  товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости.

Эмпирический  и теоретический типы познания различаются  не только по средствам, но и по методам  исследовательской деятельности. На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально

очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

 

8.Структура  теоретического и эмпирического исследования

Особого рассмотрения заслуживает  вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Сила теории состоит в том, что  она может развиваться как  бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью.

На эмпирическом уровне знания существует определенная совокупность общих представлений  о мире (о причинности, устойчивости событий и т.д.). Эти представления воспринимаются как очевидные и не выступают предметом специальных исследований. Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

 

10. Понимание  диалектики в истории философии

Диалектика — это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.

Быть материалистом — значит брать мир таким, каков он есть. А мир диалектичен. Д есть аналог природы. Ее содержание как науки  соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика — наука о закономерностях правильного мышления. З-ны Д-ки распространяются не только на развитие действ-ти, но и на раз-тие сознания. Это одни и те же з-ны. Логика мышления должна соответствует логике бытия - это Д, следовательно Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е науку о закономерностях познавательного процесса. Этот познавательный процесс может быть эффективным, если он развертывается в соответствии с з-нами Д-ки - это з-ны и теории познания. Содержание их едино.

12. Бытие как предмет онтологии

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией. К числу основных проявлений бытия относятся природная, социальная и духовная реальности. Современная философия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия. Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия — материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. В рамках

плюралистического подхода признается существование множества независимых  друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

Наряду с понятием «бытие» в  понятийный аппарат онтологии входит ряд других категорий: «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время» и т. д.

В процессе исторического развития философского знания имело место смещение исследовательского интереса в рассмотрении различных проявлений бытия.

Если для классической философии  этот интерес аккумулировался преимущественно в плоскости философского изучения природы и соответствующих ей форм бытия и их познания, то в постклассической философии в качестве центральной философской проблемы выступает бытие человека и его духовный опыт. В XX в. эта проблема получает наиболее детальную разработку в экзистенциально-феноменологической философии, основная тема исследования которой — аналитика человеческого бытия.

 

14. Исторические формы мировоззрения

 

Мировоззрение - система представлений  о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей.

В качестве субъекта мировоззрения  реально выступают общество в  целом, класс, социальная группа и личность

В состав мировоззрения входят и  играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

Существуют три основных формы мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское.

Житейское (обыденное) мировоззрение  порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.

Религиозное (мифологическое) мировоззрение  даёт специфически - преобразованную картину мира, связанную с признанием сверхъестественного мирового начала, и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме (опирается на веру).

В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Опираясь на достижения наук о природе и обществе (естественных и гуманитарных наук), философия создаёт новые умозрительные (понятийные, категориальные) модели мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает мировоззренческие ориентации, осуществляет свою прогностическую функцию (предвидеть, прогнозировать события). Опора философского мировоззрения - разум.

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности.

 

16. Функции  философии

Мы назовем четыре главные.

Мировоззренческая функция философии  состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

Методологическая функция философии  состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

Гуманистическая функция философии  также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно  внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому  достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии  состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о  благе людей.

 

18. Философия эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (XV-XVI вв.) - это время, когда Европа вдруг  заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная  ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Возрождение и было собственно возрождением античности как идеального образца. Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености.

В широком же смысле возрожденческий  гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой  корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Возрождение, таким образом, антропоцентрично; на первом месте или плане здесь - человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс - время безбожия или безразличия к религии. Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов. Просто авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. Просто от Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.

Мыслители и художники эпохи  Возрождения противопоставляли  эпоху света, в которую они  жили, средневековью как периоду  темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.

 

19. Эволюция русской идеи и русская философия XIX века

Оригинальная русская философия  появляется в XIX в. Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А. Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений (славянофилы, «русский социализм» А. И. Герцена и Н. П. Огарева, религиозная философия).

Русская философия в ХХ в. представлена трудами философов, связавших свою жизнь и творчество с СССР, а также трудами философов «русского зарубежья», покинувших родину в период с 1917 по 1925 г. За рубежом оказались многие видные русские мыслители: о. С. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Сорокин, братья и др. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских философских традиций, в частности французского экзистенциализма.

Русская философия крайне неоднородна. В ее контексте могут быть выделены три основные традиции: революционно-демократическая (Чернышевский), религиозная (А. С. Хомяков, В. С. Соловьев, о. С. Булгаков), мистическая (В. С. Соловьев, Е. П. Блаватская).

Среди отличительных черт русской  философии — подверженность религиозному влиянию, «некабинетный» стиль философствования, тесное переплетение с художественной литературой, ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам.

Информация о работе Человек как предмет философии