Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление  философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Основателем экзистенциализма считается  датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия  занимается таким большим количеством  всевозможных вопросов — сущностью  бытия, материей, Богом, духом, пределами  и механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах?

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Философия экзистенциализма очень  популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

 

 

 

 

 

36. Ценности и их роль в жизни человека и общества

"Ценность" как философская  категория, имеющая универсальный характер вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х гг. XIX века. Это связано с немецким философом Г.Лотце, который в своих работах "Основания практической философии и «Микрокосм" четко ограничил мир явления и мир внутренних ценностей. Его заслуга состояла в постановке, но не в решении, вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное – в том, что само понятие "ценность" было введено в систему философских категорий.

На основе категориального статуса "ценности» сформировалась философия ценности или аксиология «как новый вид философской основной науки» Г.Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Поэтому задача философии состоит в истолковании смысла человеческой жизни на основе учения о ценностях. "Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической".

Дело в том, что жизнь человека немыслима без целеполагания, т.е. постановки и реализации своих целей. Основой их зарождения являются интересы и потребности человека, которые распространяются на всю его жизнь, на определение её смысла, отдельных жизненных этапов и средств достижения конкретных целей. Целеполагания нет как в неорганическом, так и в органической природе.

В религиозном мировоззрении существует иная, нежели в философии, трактовка целеполагания: лишь Бог является единственным "полагателем" основных целей бытия, а человек – исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины – она (эта деятельность) носит целеисполнительный характер.

Известный философ О.Г.Дробницкий (Россия) так определил понятие  ценности. "Ценность" – это  понятие, обозначающее, во-первых, положительную  или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно – оценочную сторону явлений общественного сознания

В конечном счете, большинство философов  сходятся во имени, что не всякая значимость есть ценность, а значимость положительная, способствующая как физическому и духовному развитию индивида, так и в целом, общественному прогрессу.

Более того, утверждается, что главной, высшей ценностью является сам человек.

Итак, ценность – это не любая  значимость, а та, которая своим  истоком имеет человека, его цели и идеалы.

 

38. Конфликтная модель общества и свобода личности.

У фаталистов необходимость и случайность  совмещены. “Всё предопределено”. Волюнтаризм  отрывает случайность от необходимости  и абсолютизирует случайность.

Проблема свободы заложена в  основной проблеме философии (мир в контексте человеческого бытия). Проблема решается всей логикой философских рассуждений. Собственно, можно назвать философию “теорией свободы”. Этот вопрос о том, способен ли человек достигать своих целей или же нет. Управляемость своими страстями - так понимает свободу Сократ. Спиноза видит только субъективную сторону свободы, вслед за Сократом. Гегель даёт вслед за Спинозой определение свободы: “Свобода - это познанная необходимость, и история есть прогресс в осознании свободы”. Гегелевские стадии свободы:

1)     природная воля (детское  сознание);

2)     произвол (в распоряжении  своей волей нет разумных оснований);

3)     свободная воля (основана  на познании необходимости).

Свобода по Марксу и Энгельсу: “Свобода - это власть над обстоятельствами, когда разумные цели человека осуществляются”. Власть человека над обстоятельствами - состояние свободы, власть обстоятельств над человеком - состояние рабства.

Субъективные и объективные  аспекты свободы по Марксу и Энгельсу. Субъективные:

1)     желания (цели) человека;

2)     решение вопроса  о средствах достижения. Объективные:  реализация целей деятельности  на практике.

Аспекты свободы:

1)     Власть человека  и человечества над силами  природы. Измеряется развитием  и производительностью сил и техники.

2)     Власть человека  над социальными процессами. Измеряется  состоянием общественных отношений,  их регулируемостью. 

3)     Власть человека  над своими силами.

Свобода - состояние общества. Свобода  индивида формируется на основе свободы общества. Определение свободы по Марксу: “Свобода - познанная необходимость и деятельность, основанная на знании этой необходимости”.

 

37. Феномен культуры. Основные  направления его философского  анализа

Философия культуры — относительно самостоятельная область философского знания, сследующая природу культурных универсалий, сущность и значение культуры как особого социального феномена. К числу основных концептуальных моделей культуры относятся следующие: натуралистическая, классическая, неклассическая и постмодернистская. Становление философии культуры началось в XIX в.    В XX в. сложились разнообразные исследовательские подходы к культуре, которые изучают ее в различных аспектах и дополняют друг друга: информационный, аксиологический, деятельностный, социологический и семиотический. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческой деятельности. Семиотический представляет культуру как совокупность взаимодействующих социокодов.

В рамках одного из самых значимых подходов — деятельностного —  культуру можно определить как сложную совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядро которых — социальная информация.

Культура, будучи своеобразным «генотипом»  общества, определяет его строение, функционирование и историческую судьбу. Культура носит открытый характер и отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Она не существует вне своего носителя — человека. Человек — творец и творение культуры. Осваивая культуру, он обретает определенную меру социокультурного содержания, меру «человеческого в человеке». В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека.

В качестве основных функций культуры можно выделить функцию освоения и преобразования мира, коммуникативную, нормативную, адаптационную, функцию накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

  В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную составляющие. Материальная культура связана с производством и освоением предметного мира. Духовная культура — это процесс активной творческой деятельности и созданные при этом духовные ценности. Материальная и духовная культуры взаимосвязаны, границы между ними подвижны. Культура — это системное образование. В современных условиях в ней можно выделить национальную и интернациональную, светскую и религиозную, народную, массовую и элитарную и другие подсистемы.

50. Практика  и ее роль в познании.

Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом в процессе познания. Практика в  современном материалистическом понимании - это взаимодействие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:

1)     Трудовая деятельность человека.

2)     Социальная практика  человечества (социальный опыт).

3)     Эксперимент. 

4)     Наблюдение.

Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса познания, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического результата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.

1)     Учение о практике  дало возможность представить  философское решение вопроса  о происхождении сознания. Вся  производственная деятельность  человечества даёт объяснение  всего исторического процесса - основная  идея материалистического понимания истории.

2)     В учении о практике  заложена ключевая идея теории  и практики педагогики человечества - возможность сформировать как  полноценное существо человека  только совокупностью деятельности  и обучения.

3)     Только учение о практике даёт возможность понять социальное назначение самой философии. Философия даёт ориентиры практической регуляции всей жизнедеятельности человеческого общества. Мировоззренческая мудрость - и итог, и предпосылка мудрости в решении практических жизненных вопросов.

41. Сознание- высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность; интенциональность; идеаторность.Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее. Возникающие в голове образы сами не являются материей. Сознание, его образы — самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все). Сознание во многих случаях предшествует материи - точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, "образ" данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) — строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт.

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

• окружающий мир, его предметы, явления;

• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

42. Сознание и язык

Проблемы сознания и языка, соотношения  мысли и слова интересовали философов с самого начало возникновения философии. Полагают, что сами философские проблемы, как они были сформулированы у первых философов (Анаксимандра, Гераклита, Парменида, Платона, Аристотеля), сама форма их постановки, в значительной мере были обусловлены именно возможностями языка выражать и формулировать мысли. Сама мысль, мышления понималось уже в Древней Греции неразрывно связанным с языком (это нашло выражение в понятии логоса, термине, обозначающем одновременно мысль и слово в их единстве).

Информация о работе Человек как предмет философии