Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций
Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).
Русская философия — феномен мировой философской мысли. В то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде так называемой «русской идеи».
Отличительные особенности классической русской философии — ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности и стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания.
Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом «русском космизме», весьма самобытно воплотившем в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. Начиная с 20-х и вплоть до начала 90-х гг. XX в. в СССР русская философия (как и философия других народов Советского Союза) развивалась главным образом в русле марксистских идей. В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья», представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли.
20. Философия
Древнего Востока и ее
Философское мировоззрение возникло в середине I тысячелетия до н. э. в трех географически и культурно относительно обособленных регионах: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Первые философские школы выступали наследниками мифологических традиций, что определило приоритет космологической и мифологической проблематики на ранних стадиях философской эволюции. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на критической оценке предшествующих традиций.
Философия Древней Индии была глубоко традиционалистской, она сформировалась как результат обособления интеллектуальной стороны религиозно-мифологического ритуала и практически всегда сохраняла тесную связь с религиозно-мифологическими элементами культуры Древней Индии.
Важнейшими элементами понятийного аппарата древнеиндийской философии являются категории «сансара», «карма», «нирвана». «Сансара» означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. «Карма» указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее. Понятие «нирвана» фиксирует цель усилий личности по преодолению сансары, кармы, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.
Создателем оригинальной философской концепции буддизма и основателем одной из мировых религий явился Сиддхартха Гаутама (Будда), живший на рубеже VI—V вв. до н. э. Центральным догматом этики буддизма стало учение о страдании, а главной целью учения — указание человеку восьмеричного пути самосовершенствования, ведущего его к освобождению от мирского страдания и обретению конечного успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.
Наиболее влиятельные
21. Античная философия
Античная философия возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII— VI вв. до н. э. Социальными предпосылками, обусловившими специфику философии Древней Греции, были: высокая степень социального динамизма по сравнению с традиционными обществами Древнего Востока; демократическая форма государственного правления и торгово-ремесленные отношения, которые способствовали переходу древнегреческого общества к товарно-денежным экономическим отношениям.
Античная философия
Отличительными чертами
В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа — натурфилософский (досократический), гносеологический (сократический) и эллинистический.
В рамках сократической философии в V—IV вв. до н. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения. Творчество Платона послужило основой для развития эстетической, этической и социально-политической мысли стран Запада, конституирования европейской науки и европейской культуры в целом.
Аристотель — великий философ-
Завершающий этап в истории античной философии проходит под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии.
22. Средневековая философия
Средневековье - это целое тысячелетие, начала и концы которого имеют очертания конкретных исторических событий: падение Рима (476 г.) и падение Византии (1453).
Культурной доминантой средних веков была религия.
Средневековое мышление, в т. ч. и мышление философское, обладало рядом отличительных особенностей. Пожалуй, главная из них - теоцентризм. Все определяет в конечном счете Бог. Религия, церковные догмы были исходным пунктом и основой всякого мышления. Авторитетом истины становилось только то, что было освящено Библией и трудами святых отцов. Истину не надо было искать и открывать - она уже дана в Священном Писании, ей нужно только причаститься, полагаясь при этом не столько на ум, сколько на сердце.
Средневековое мышление отличалось также
психологической
Символизм - еще одна особенность средневекового мышления. Все явления мира - знак и символ божественного присутствия, творения и неоставления. Постижение смысла божественных символов - основная задача любого - и "светского", и религиозного - мыслителя. Главные символы были представлены текстом Библии. Ее толкование составляло сердцевину духовной культуры средневековья. Символизм породил особый способ познания - комментирование как речевую встречу божественного откровения и человеческого постижения.
Средневековая философия квалифицируется в целом как схоластическая. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующейся соединением догматики с рационалистической методикой, прежде всего ее формально-логическим инструментарием. Буквальный же смысл термина "схоластика" - "школьная, учебная" философия, преподаваемая в университетах и школах. Все, кто занимался науками и особенно философией в средние века, были "схоластиками". В то время это звание было почетным, близким по смыслу понятию "ученый теоретик". Вообще же схоластика в широком (и негативном) смысле слова - символ оторванности от жизни, пустого словопрения, эстетствующего теоретизирования.
23. Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия — это период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII до середины XIX в., представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.
Для немецкой классической философии характерны систематическая целостность и внутренняя завершенность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике, глубокое убеждение в естественной упорядоченности мироздания, постигаемой рациональным путем. Критицизм, подвергающий все суду разума, — отличительная особенность стиля мышления новой философской традиции. Вместе с ней в философию вошла деятельностная парадигма.
Впервые в истории философской мысли в немецкой классической философии была создана целостная диалектическая концепция развития. Начало традиции немецкой классики было положено И. Кантом, совершившим гносеологический поворот в философии. Критически анализируя познавательную
деятельность человека, он обосновал творческий характер познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания. Деятельностная парадигма немецкой классической философии получила свою дальнейшую разработку в субъективно-идеалистической концепции И. Фихте, внесшего значительный вклад в становление диалектики как теории развития.
Неотъемлемая часть немецкой классики — натурфилософия Ф. Шеллинга, в основе которой лежала объективно-идеалистическая картина развития природных процессов и форм.
Создателем одной из последних систем классического новоевропейского рационализма был Г. Гегель. На основе объективного идеализма он разработал теорию диалектики. В творчестве Г. Гегеля диалектика была в качестве теории развития. Все мировое развитие философ представил как развитие духа (Абсолютной идеи), подчиненное законам диалектической логики. Тем самым в философии Г. Гегеля утверждался принцип тождества бытия и мышления.
А. Шопенгауэр выступил первым критиком гегелевской философии. Отправной точкой его рассуждений послужило представление о воле как абсолютном начале бытия, создающем и мир, и человека. Истинная сущность вещей представлялась философу сугубо иррациональной, постигаемой лишь интуицией, которая основана на запредельной воле к познанию.
Таким образом, отвергнув парадигмальные установки классики, иррационалистическая традиция в философии XIX в. (наряду с марксизмом) заложила основы формирования постклассической философии и оказала огромное влияние на философскую мысль XX в.
25. Социально-философские идеи и национальная культура Беларуси
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся впроцессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.
Философия в Беларуси развивалась под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Эти культурные факторы определяли кросснациональный, кроссязыковой и кроссконфессиональный характер философии в Беларуси, отличавшейся комплексностью и синкретичностью.
Предтеча философской мысли в Беларуси — просветительская деятельность Кирилла Туровского и Евфросиньи Полоцкой. Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф. Скорины, гуманиста и первопечатника 1-й половины XVI в. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Тяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким, а в XVIII в. — Г. Конисским. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями.
В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызывала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.
В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лыщинского.
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX—XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.
27. Философия в современном мире
Во 2-й половине XIX в. в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров. Этот поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры — в науке, искусстве, религии.