Cоциально-психологические особенности климата коллектива управляемого женщиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить социально-психологического особенности климата коллектива управляемого женщиной.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить и изучить социально - психологические особенности климата коллектива под руководством женщины-руководителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 8
1.1. Категория деятельности в современной психологии 8
1.2. Основные теоретические подходы к изучению деятельности в отечественной психологии 20
1.3. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 28
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей климата коллектива под управлением женщины 42
2.1. Организация и методы исследования социально-психологических особенностей климата коллектива коммерческих структур………………………….........................................................................42
2.2. Результаты эмпирического исследования , их анализ и интерпретация 49
Выводы по главе 2 85
2.3. Программа психологической профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческих структур ………………................……………….86
Заключение 119
Список использованной литературы 122
Приложение 129

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Арбузовой Ирины ( 1 вариант).docx

— 488.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Факультет психологии

 

Кафедра «Психология»

 


 

 

ТЕМА: «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА УПРАВЛЯЕМОГО ЖЕНЩИНОЙ»

 

Дипломная работа:

студентки группы ЗПЛв-110

специальности 030301

Арбузовой Ирины Николаевны

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Медицинский психолог        к.пс.н., доцент,

ГКУЗ ВО ОПБ №1         кафедры «Психология»

Гужова            Черкасова

Татьяна Александровна        Ирина Петровна

____________________________

 

Дата защиты: ___13 июня 2013___ г.                   Оценка:_______________

 

Владимир 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

 

Глава 1. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 8

 

1.1. Категория деятельности в современной психологии 8

 

1.2. Основные теоретические подходы к изучению деятельности в отечественной психологии 20

 

1.3. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 28

 

Выводы по главе 1 39

 

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей климата коллектива под управлением женщины 42

 

2.1. Организация и методы исследования социально-психологических особенностей климата коллектива коммерческих структур………………………….........................................................................42

 

2.2. Результаты эмпирического исследования , их анализ и интерпретация 49

 

Выводы по главе 2 85

 

2.3. Программа психологической профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческих структур ………………................……………….86

 

Заключение 119

 

Список использованной литературы 122

 

Приложение 129

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 
       

 

 

                                          ВлГУ.030301.__.02.00.ПЗ

 

         

Изм.

Лист

№.док-та

   

Разраб.

Арбузова И. Н.

   

Консульт.

Макарова Е. Н.

   

 

Тема: «Социально-психологические особенности климата коллектива  управляемого женщиной» 

     Лит.

      Лист 

 Листов

                 

Руковод.

Черкасова И.П.

   

 

                        гр. ЗПЛв-110

Утв.

Зав. каф.

Филатова О.В.

   

                                             Копировал

               Формат


Введение

Актуальность. В последние годы резко поднялся интерес исследователей разных направлений науки и практики к деятельности руководителя. Это понятие объединяет довольно широкий спектр проявлений жизнедеятельности индивида и группы, направленный на производство материальных ценностей и их потребление в конкретных социально-экономических условиях.

Особый интерес  российских психологов представляет исследование той части профессионального поведения, которая связана с руководством. Однако в отечественной литературе до сих пор отсутствует четкое выделение отличительных социальных и экономических признаков этой группы, не говоря уже об анализе социально-психологических особенностей ее типичных представителей.

Обращение к литературным источникам показало, что как в  отечественной, так и в зарубежной литературе внимание исследователей акцентируется на творческом аспекте руководства. Руководство, как особый, связанный с риском, вид деятельности по организации нового потенциально прибыльного дела, не смешивают ни с каким другим видом творчества.

П. Друкер считает руководство специфическим видом деятельности, неотъемлемо связанным с инновациями и, в некоторых случаях, с риском.Управление не ограничивается только экономической сферой, а соотносится со всеми социальными сферами. В рамках его концепции вне зависимости от сферы приложения смысл управления остается неизменным: как руководитель в сфере образования, так и руководитель в сфере здравоохранения по решаемым задачам, используемым инструментам и встречающимся трудностям мало чем   отличаются   от   предпринимателя   в   коммерческо-производственной деятельности [73]. Вместе с тем, другой исследователь управления И.Шумпетер выделял руководящий тип поведения, а не тип людей. Управление не является профессией и в подобном состоянии нельзя находится долгое время. Эту трактовку разделяют и некоторые отечественные авторы. По В. Радаеву, с функциональных позиций управленческая роль неустойчива. Никто не способен находиться в этой роли постоянно, даже если имеет к тому психологическую склонность [73].Руководство, по мнению Р. Хизрич, связывается только «с поиском и использованием новых способов производства и ведения бизнеса». Это скорее тактическая готовность к использованию благоприятных случайностей и спонтанное преодоление старых ограничений, нежели закономерная хорошо продуманная стратегия экономического поведения [192].

Р. Хизрич предлагает определение, которое, по его мнению, характеризует руководителя с разных сторон - экономической, управленческой и личностной. Руководство, согласно Р. Хизрич, -это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Развитие и  усложнение производства привело к  разъединению функций собственника и управляющего (менеджера). В работах  Роберта Хизрича заслуживает внимание вопрос о различиях между предпринимателем и менеджером. Ключевыми позициями таких расхождений он называет тип стратегической ориентации, подход к осуществлению замысла, метод задействования ресурсов, форма привлечения и приобретения ресурсов и разновидность организационной структуры предприятия.

Цель: изучить социально-психологического особенности климата коллектива управляемого женщиной.

          Объект исследования: коллектив под руководством женщины-руководителя.

 Предмет исследования: социально - психологические особенности климата коллектива под руководством женщины- руководителя.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Выявить и изучить социально - психологические особенности климата коллектива под руководством женщины-руководителя.
  3. Провести математический анализ полученных результатов.
  4. Разработать и внедрить программу психологического сопровождения  по оптимизации социально-психологических особенностей климата коллектива  под руководством женщины.
  5. Оценить эффективность программы психологического сопровождения по оптимизации социально-психологических особенностей климата коллектива под руководством женщины.

Гипотеза: коллектив под управлением женщины- руководителя имеет определенные социально – психологические особенности климата : низкий уровень стрессоустойчивости к организационному стрессу, доминирование в отношении с другими людьми, высокий уровень личностной тревожности сотрудников, низкий уровень рефлексии.

Методами исследования в данной дипломной работе выступили:

  1. Теоретический анализ и обобщение психологических источников по рассматриваемой проблеме;
  2. Тестовый метод:
  • «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»  Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина
  • «Методика диагностики межличностных отношений» Т.Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека
  • «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова, В.В. Пономаревой
  • «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
  • «Шкала организационного стресса» Маклина (адаптирована Водопьяновой Н. и Старченковой Е.)
  • «Многофакторный личностный Опросник 16 PF» Р.Кеттелла
  1. Методы количественного и качественного анализа данных:
  • Нахождение средне групповых значений
  • Корреляционный анализ
  • Критерий Манна-Уитни (U)
  • G – критерий знаков

Методологической  основой исследования являются:

  1. Теоретические концепции отечественных психологов, разрабатывающих деятельностный подход (Выготского Л.С.,  Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Ломова Б.Ф.);
  2. Работы ряда авторов, посвященные изучению стресса: Г. Селье, Водопьяновой Н., Старченковой Е., Брайт Д., Джонс Ф., Гинберга Дж., Щербатых  Ю.В., Абабкова В.А., Перре М., Китаева-Смыка Л.А., Тигранян  Р. А., Эверли  Дж.С., Розенфельд Р. и др.;
  3. Работы ряда авторов, которые были основой для построения тренинга: Вачкова И.В., Зайцева Т.В., Кочюнаса Р., Сандомирского М.Е., Цзен Н.В., Рудестам К., Гейссельхарт Р., Горбушиной О.П., Плаксиной И.В., Гринберга Дж., Щербатых Ю.В., Сандомирского М.Е., Самоукина Н., Абабкова В.А., Водопьяновой Н.Е. и др.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что в нём была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, были изучены психологические аспекты деятельности сотрудников коммерческой организации, были проведены психодиагностические исследования особенностей личности данных сотрудников.

Экспериментальной базой исследования выступила Владимирская коммерческая организация «Де Шели». В исследовании приняли участие 27 сотрудников отдела продаж под руководством женщины, в возрасте от 20 до 45 лет и 27 сотрудников технического отдела под руководством мужчины,

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.

Список  использованной литературы включает 76 наименований источников.

Общий объём работы –194 страницы 

Глава I. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций

1.1. Категория деятельности  в современной психологии

Категория «деятельность» наряду с другими основополагающими  психологическими понятиями, такими как  «сознание», «личность», «общение»  и т. д., имеет статус общенаучных  понятий и даже междисциплинарных  категорий. Деятельность – предмет  изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

В психологической науке  долгое время не могли достаточно четко определить понятие «деятельности». Так, например, Рубинштейн С. Л.  еще  в 1935 г. писал о единстве сознания и деятельности: «Деятельность и  сознание — не два в разные стороны  обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство» (С.Л. Рубинштейн. Основы психологии. М., 1935, стр. 51.). Но в своих учебниках четкого определения деятельности он не дал. В дальнейшем он отмечал, что деятельность — это «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» (С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание, стр. 256-257.) [48; 147].

В учебном пособии по психологии ленинградских авторов деятельность определяется через действие: «Совокупность  действий, которые объединены общей  целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность» («Психология». Под ред. А.Г. Ковалева и др. М., 1966, стр. 426.). В свою очередь  действие они определяют через движения: «Движения, направленные на предмет  и преследующие определенную цель, называются действиями».

Так же через действия определяет деятельность и Рудик П. А. (Психология. М., 1964, стр. 409.): «Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов». Такое понимание  этой категории не учитывает специфики  умственных действий и деятельности.

Леонтьев А. Н. понимает деятельность иначе: «Мы называем деятельностью  не всякий процесс, – пишет он. –  Этим термином мы обозначаем только такие  процессы, которые, осуществляя то или  иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности» (А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М., 1959, стр. 415) [48; 148].

Костюк Г. С. пишет, что  деятельность – это «важнейшая форма  проявления активного отношения  человека к окружающей действительности» (Педагогическая энциклопедия, т. I. M., 1964, стр. 709.).

Как видно, попыток определить это понятие сделано немало, но все они не согласуются друг с  другом. Современное понимание деятельности приближается к тому, которое дано в «Философском словаре» под редакцией  М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина (Философский  словарь. М., 1968, стр. 96.). Деятельность «в философии — специфически - человеческий способ отношения к миру — «предметная  деятельность» (Маркс) представляет собой  процесс, в ходе которого человек  воспроизводит и творчески преобразует  природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые  им явления природы — объектом своей деятельности». Это философское  определение несколько ниже уточняется. В психологии деятельность — это  «понятие, характеризующее функцию  индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром» [там же].

Информация о работе Cоциально-психологические особенности климата коллектива управляемого женщиной