Cоциально-психологические особенности климата коллектива управляемого женщиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучить социально-психологического особенности климата коллектива управляемого женщиной.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Выявить и изучить социально - психологические особенности климата коллектива под руководством женщины-руководителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 8
1.1. Категория деятельности в современной психологии 8
1.2. Основные теоретические подходы к изучению деятельности в отечественной психологии 20
1.3. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников коммерческих организаций 28
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей климата коллектива под управлением женщины 42
2.1. Организация и методы исследования социально-психологических особенностей климата коллектива коммерческих структур………………………….........................................................................42
2.2. Результаты эмпирического исследования , их анализ и интерпретация 49
Выводы по главе 2 85
2.3. Программа психологической профилактики профессионального стресса у сотрудников коммерческих структур ………………................……………….86
Заключение 119
Список использованной литературы 122
Приложение 129

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Арбузовой Ирины ( 1 вариант).docx

— 488.42 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, понятие  «деятельность» может быть определено как «активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает  сознательно поставленной цели, возникшей  в результате появления у него определенной потребности, мотива» [68; 38].

В Большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко дается похожее определение деятельности. «Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» [9].

Из этого определения  следует, что деятельность человека регулируется осознаваемой целью как  идеальным образом будущего результата.

Цель как образ (в широком  смысле) выступает в качестве предпосылки, определяющей начало деятельности. Сложная  деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Опережающее отражение выступает  в различных формах. Важнейшие  среди них – предвидение (прогнозирование, антиципация, 
экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг другу и 
могут превращаться одна в другую. Но все же первая более относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (субъект выступает в роли наблюдателя). Вторая характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности [42; 219].

Задача – это заданная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т.е. известный компонент постановки задачи; искомое – неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которую надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели [44; 123].

Таким образом, для того чтобы  можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики [48].

Содержание целостной  деятельности соотносимо с понятиями  потребности и мотива, с процессом  определения их предметного содержания. Источником активности человека, его  деятельности выступают многообразные  потребности. Потребность - это состояние  человека, выражающее его зависимость  от материальных и духовных предметов  и условий существования, находящихся  вне индивида. В психологии потребности  человека рассматриваются как переживание  нужды в том, что необходимо для  поддержания жизни его организма  и развития его личности.

Но одна и та же потребность  может быть удовлетворена с помощью  различных объектов, действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и  неосознанные мотивы, которые могут  проявляться в форме эмоций и  личностных смыслов. Эмоции возникают  лишь по поводу таких событий или  результатов действий, которые связаны  с мотивами. Ведущий главный мотив  обусловливает личностный смысл  — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся  в поле действия ведущего мотива [68; 44].

Таким образом, тот или  иной мотив побуждает человека к  постановке задачи, к выявлению той  цели, которая, будучи представлена в  определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность.

Следовательно, мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. При этом мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель — к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован   в   продукт [42; 205].

Вектор «мотив—цель», являясь высшим регулятором деятельности, определенным образом организует и включенные в нее психические процессы. Именно этот «вектор» выступает в роли детерминанты избирательности восприятия, особенностей внимания, оперативного извлечения информации из памяти и способов ее преобразования в мышлении. Он определяет и динамику психических состояний. Таким образом, в деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Деятельность – это движущая сила развития личности и ее сознания [42]. 

Достижение поставленной цели — это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развертывающийся во времени. Цель развертывается в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действия. Действие, обеспечивающее выполнение одной простой текущей задачи, в психологии принято считать единицей или элементом деятельности. Деятельность может быть описана как система сменяющих друг друга действий [42; 219].

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий [68; 40].

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую  из нескольких частей: ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия [68; 41].

Отдельное действие, обеспечивающее решение частной  задачи, подчинено общей цели и связано со всеми другими действиями, с теми, которые уже выполнены, и с теми, которые еще предстоит выполнить. Эта связь между действиями, подчиненными единой цели, возможна только в том случае, если человек имеет план деятельности, организующий ее во времени и пространстве. Этот план, так же как цель, формируется в сознании человека еще до начала деятельности, т. е. в процессе антиципации. Но в отличие от цели, отражающей будущий продукт деятельности, в плане отражается стратегия и тактика ее реализации на основе объективных и субъективных условий выполняемой деятельности [42; 219].

Для того чтобы  преобразовать предмет деятельности в продукт, человек должен не только обладать целью и планом, но и воспринимать (извлекать) информацию о текущем состоянии предмета в процессе его преобразования. В каждый момент деятельности на органы чувств поступает множество сигналов: зрительных, слуховых, тактильных и т. д. Из этой массы человек выбирает сигналы, релевантные задаче, объединяет их в  определенные структуры, позволяющие оценивать состояние предмета деятельности относительно цели. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в деятельности предмета, складывающееся по ходу выполнения конкретного действия, подчиненное задаче этого действия, выступает как оперативный образ. Именно благодаря оперативному образу движения органов человеческого тела организуются в единую систему — действие — и обеспечивается адекватность действия цели, предмету,  средствам и условиям деятельности [42; 223].

Субъективно задача, определяющая действие человека, выступает как  своего рода «рассогласование» между  оперативным образом  (концептуальной моделью) и образом-целью. Это рассогласование  определяет направление поиска решения, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка, т. е. принятие решения.

Принятие решения включено в любую деятельность и является важнейшей их составляющей. Оно может  относиться и ко всей деятельности в целом, выступая как относительно самостоятельное действие, и к  отдельным действиям или даже его компонентам [42; 224].

Процесс принятия решения  включает: выявление проблемной ситуации; мысленное выдвижение различных вариантов решения (гипотез); оценка (контроль) выдвинутых вариантов; выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение требуемого результата.

После принятия решения субъект  деятельности начинает производить  действия с реальными или идеальными предметами. Далее идет проверка и  коррекция результатов. Человек  сравнивает производимое действие с  запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Умственный план реального действия и регулирование  на его основе движений и действий названы акцептором действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить  коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К. Анохин, разработавший понятие акцептора действия, определяет его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с поставленной целью [68].

Как уже отмечалось, деятельность реализуется в конкретных действиях, посредством которых осуществляется преобразование ее предмета в продукт. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции - это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Операции характеризуют  техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта [19; 107].

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками [19; 109].

«Навык, - указывал С. Л. Рубинштейн, - возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует  как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало  навыком, означает, собственно, что  индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью» [58; 455].

При автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в  единый, целостно протекающий акт, именуемый умением. Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием  или операцией при их автоматизации  смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный  контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает.

Развитие и совершенствование  деятельности можно понимать, таким  образом, как переход компонентов  отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В качестве навыка могут также выступать и операции. Тогда они являются частью более  сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных  компонентов, «разгружаясь от регулирования  относительно элементарных актов, может  направляться на решение более сложных  задач» [46; 159].

Деятельность человека осуществляется на основе психофизиологических функций.  Под психофизиологическими функциями  понимаются физиологические обеспечения  психических процессов. К ним  относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности  к ощущению, к образованию и  фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной  системы, и те, которые созревают  в течение первых месяцев жизни [19; 111-112].

К основным видам деятельности человека можно отнести общение, игру, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии  в них человека происходит его  интеллектуальное и личностное развитие [46; 153].

Общение рассматривается как вид  деятельности, направленный на обмен  информации между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Информация о работе Cоциально-психологические особенности климата коллектива управляемого женщиной