Биографии справщиков Московского печатного двора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

На московском печатном дворе существовало множество различных специальностей: словолитцы, наборщики, тередорщики (печатники), батырщики (набивали печатную форму краской), резчики (вырезали пуансоны и деревянные формы для отливки и тиснения гравюр), олифляники (разводили краску), рудники (коптили сажу и приготовляли из нее типографскую краску), знаменщики (художники), переплетчики. Но это были люди, которые осуществляли конечный этап подготовки книги для ее выхода. Начальный же этап включал исправление, сверку, перевод книг, в общем, работу непосредственно с самим текстом; всем этим занимались справщики, образованнейшие люди своего времени. Они выполняли функции редактора, корректора, переводчика, церковного и государственного цензора.

Содержание

Введение. 3
1.Дионисий (Зобниковский) 5
2.Арсений Глухой 9
3.Иван Наседка 12
4.Арсений Сатановский 15
5.Епифаний Славинецкий 17
6. Евфимий Чудовский. 18
7.Арсений Грек 19
8.Арсений Суханов. 22
9.Карион Истомин. 24
10.Сильвестр Медведев 26
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Справщики Московского печатного двора(исправленный).docx

— 87.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Московский государственный университет печати

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра издательского дела и редактирования

 

 

 

 

   Реферат

по дисциплине Редактирование. Общий курс

Тема

Биографии справщиков Московского печатного двора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила:

                                                                                 

                                                                                  № зач. кн.:

                                                            Проверила:

 

 

 

 

МГУП

2011/12

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

 Введение. 3

1.Дионисий  (Зобниковский) 5

2.Арсений Глухой 9

3.Иван Наседка 12

4.Арсений Сатановский 15

5.Епифаний Славинецкий 17

6. Евфимий Чудовский. 18

7.Арсений Грек 19

8.Арсений Суханов. 22

9.Карион Истомин. 24

10.Сильвестр Медведев 26

Заключение 30

Список литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На московском печатном дворе существовало множество различных специальностей: словолитцы, наборщики, тередорщики (печатники), батырщики (набивали печатную форму краской), резчики (вырезали пуансоны и деревянные формы для отливки и тиснения гравюр), олифляники (разводили краску), рудники (коптили сажу и приготовляли из нее типографскую краску), знаменщики (художники), переплетчики. Но это были люди, которые осуществляли конечный этап подготовки книги для ее выхода. Начальный же этап включал исправление, сверку, перевод книг, в общем, работу непосредственно с самим текстом; всем этим занимались справщики, образованнейшие люди своего времени. Они выполняли функции редактора, корректора, переводчика, церковного и государственного цензора.

 Энциклопедия «Книга» дает нам определение слова справщик – это  работник типографии, выполняющий в начальный период развития книгопечатания в России (16-17 вв.) обязанности редактора и корректора. 3-4 справщика составляли коллегию. В числе справщиков были как духовные, так и светские лица. 1

Тема моего реферата – биографии справщиков московского печатного двора, это значит, что в мои обязанности входило найти жизнеописания справщиков, которые работали  на московском дворе в XVII веке, и сделать краткий биографический обзор, включающий имена справщиков, внесших определенный вклад в развитие книжной справы своего времени. Это Дионисий, Арсений Глухой, Иван Наседка, Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Евфимий Чудовский, Арсений Грек, Арсений Суханов, Карион Истомин и Сильвестр Медведев. В своей работе я старалась немного отойти от их деятельности на Печатном дворе, это все написано в учебниках, и немного узнать о том, чем справщики занимались до печатного двора, что о них говорили и писали их современники. О жизни  одних известно очень много, биографии других зачастую представляют собой домыслы и предположения исследователей. Большинство книг именно о биографии того или иного справщика, с которыми я работала, вышли в свет в конце XIX века.

 Актуальность моей  работы определяется тем, что деятельность справщиков Московского Печатного двора оказала значительное влияние на процесс формирования и развития редакторского дела в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Дионисий (Зобниковский)

Дионисий родился в Ржеве предположительно в 1570-1571 годах. Крещен был под именем Давид, первоначально историки называли его Ржевитином, но потом стало известно, что в миру он носил фамилию Зобниковский, вероятно его родители Федор и Иулиания были выходцами из села Зобнино, что находилось в Тверской губернии. Когда Дионисию было 6-7 лет, семья Зобниковских переехала в город Старицу, где отец Дионисия был выбран старостой ямской слободы, а возможно и земским. Долго ли Федор Зобниковский был старостой неизвестно, но впоследствии он и его жена постриглись в монашество под именами Феодосия и Юлии – это стало известно историкам из записей на книгах, отданных Дионисием в церкви «в вечный поминокъ» по родителям. В них отец и мать называются иноком и инокиней, исследователи предполагают, что Федор мог быть пострижен в монахи в том же монастыре, где ранее стал монахом его сын (Старицкий Успенский монастырь). Умерли Феодосий и Юлия в конце 1616 года, и скорее всего, были погребены Троице-Сергиевом монастыре. На это указывает список надгробий обители, составленный в XVII веке, в числе погребенных упомянут и «родъ Троицкаго архимандрита Дiонисiя». Есть версия, что отец Дионисия был монахом в Троице-Сергиевом монастыре, но это ничем не подтверждено, зато доподлинно известно, что мать Дионисия умерла схимницей.

В Старице Дионисий (тогда еще Давид) был отдан «в научение грамоте» двум старицким монахам: Гурию Ржевитину и Герману Старечевину. К тому моменту Герман был еще белым священником, и Дионисий ходил учиться к нему домой (Впоследствии Герман постригся в монахи и из Старицкого монастыря перешел в Троице-Сергиев, где к тому времени Дионисий был архимандритом, там он занимался списыванием и собиранием житий святых). «Отрок Давид отличался скромным характером и был самым прилежным учеником; он большею частью уклонялся от игр и разных детских шалостей» 2так о нем отзывались учителя, старец Сергий и Никита Кучин. Дети часто над ним издевались и даже прозвали каким-то «ругательным именем». Видя это, его духовный отец Григорий говорил другим ученикам: «Зрите, чада моя, сего сына моего духовнаго, сей некогда будет нам отцем». 3

Как только Дионисий стал совершеннолетним, он изъявил желание постричься в монахи, не только для того, что бы «отрешиться от мира», но и для того, чтобы и дальше совершенствоваться в знаниях и науках. Но родители были против такого решения, они хотели, чтобы он женился, и т.к. он не посмел перечить родителям, то вскоре обвенчался с некой девицей Вассей, а вместо монашеского звания принял священническое (1595-1596). Священником он был определен в село Ильинское в церковь Богоявления Господня, где и прослужил шесть лет до смерти жены и двоих сыновей Василия и Косьмы. Тогда он принимает решение уйти в Старицкий Успенский монастырь и постричься в монахи под именем Дионисия(1601-1602г.). Вскоре образованность и прилежность Дионисия замечают власти монастыря и отправляют его в Москву за покупками книг для монастыря. Когда он вернулся обратно в обитель, то через некоторое время был назначен казначеем монастыря, а позже архимандритом.

 Во время Смуты в  Старицкий монастырь был отправлен  свергнутый патриарх Иов, и Дионисий ,уже тогда бывший архимандритом, не стал усугублять и без того тяжелое положение несчастного, а именно: мучить того голодом и т.п. для того, чтобы выслужиться. Вскоре они стали хорошими друзьями. Есть предположение, что когда Иова призвали обратно в Москву, то он взял с собой Дионисия, и именно в это время произошло первое знакомство Зобниковского с Гермогеном.

Вскоре после избрания Гермогена патриархом Дионисий стал его «правой» рукой: он проводил службы, бывал вместе с Гермогеном у царя Василия Шуйского на совете и выходил успокаивать народ. Патриарх так отзывался об архимандрите: «Зрите на старицкого архимандрита, как он сподвизался, от соборныя церкви никогда не отлучается». 4В это время в Москве назревало очередное недовольство, вызванное правлением Василия Шуйского. Зачинщиками выступили Григорий Сумбулов, князь Роман Гагарин и др. За то, что Гермоген отказался выступить против царя, его побили, а вместе с ним и Дионисия, т.к. он не бросил патриарха, недовольство в бунт так и не переросло. Видя заслуги Дионисия, царь совместно с патриархом принимают решение назначить его архимандритом Троице-Сергиева монастыря.

В житии Дионисия описывается история о получении им грамоты, в которой было написано о его назначении архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Он возвращался из Ярославля с похорон некого вельможи. В то время на дорогах было опасно, и он решился назвать себя монахом Троице-Сергиева монастыря, тогда разбойники никого не тронули, потому что еще свежа была память о 16-месячной осаде обители, которую взять так и не удалось, полагали, что это было божественное заступничество. Когда же он подъехал к самому монастырю, то опять назвался монахом этой обители, но инок, встретивший его, знал всех живущих в Троице-Сергиевом монастыре в лицо. И только когда выяснилось, что Дионисий – архимандрит Старицкого монастыря, ему вручили грамоту. 5Это произошло 10 февраля 1610 года.

Дионисий не только был церковным деятелем, но принимал активное участие и в политической жизни страны, а именно в рассылке патриотических грамот по разным городам с воззваниями к народу «встать на защиту отечества» от имени Гермогена, а потом уже от своего. Последняя его грамота произвела сильное впечатление на новгородцев и была одним из толчков к созданию ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Также после сожжения Москвы поляками Троице-Сергиев монастырь под его управлением принимал всех пострадавших: «Нагим одежда бысть, странным успокоение, нищим и гладным прокормление, от мраза изгибающим теплое утешение, странным и раненым и конечно издыхающим отпуск от сего света с напутствием вечного живота, мертвых же погребение». 6

Во время пожара в Москве сгорела и московская типография, вскоре Московский печатный двор отстроили заново, и для того чтобы печатать новые книги, нужно было исправить и сверить старые, дабы печатать по правильному образцу.  Для этого в Москву пригласили Дионисия и его подопечных: Арсения Глухого, Ивана Наседку и Антония Крылова. Исправление книг было закончено к маю 1618 года. Оказалось, что больше всего ошибок было найдено в Потребнике, например в «сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем» слово «огнем» было лишним, скорее всего опиской. На соборе, созванном по этому случаю, Дионисия и других справщиков, работавших с ним, обвинили в ереси и специальной порче книг. Как не странно, но основными обвинителями были троицкие монахи, но не простые, а занимающие определенные посты в обители: уставщик Филарет, головщик Логин и др. Всех справщиков во главе с Дионисием признали виновными и еретиками.

Сам Дионисий был присужден к заключению в Кирилло-Белозерский монастырь с запрещением священнодействия, но туда было невозможно добраться, и его заключили в Новоспасском монастыре. В наказание на него наложили епитимью: он должен был класть 1000 поклонов в день, но помимо этого он сам добровольно клал еще 1000 поклонов. В течение сорока дней его ставили «на палатях в дыму». Вскоре по Москве распространился слух о том, что некие еретики хотят «из мира огонь вынести», поэтому, когда Дионисия вывозили на площадь для осмеяния на кляче, его встречали грубыми насмешками и даже побоями.7 Все это продолжалось девять месяцев. Но в 1919 году в Москву приехал иерусалимский патриарх Феофан и обратил внимание на дело по исправлению книг и на судьбу несчастных справщиков. Через некоторое время из польского плена возвратился Филарет и через неделю, после того, как его избрали патриархом, созвал новый собор, на котором дело об исправлении книг пересмотрели, а справщиков признали невиновными.

Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь, где через некоторое время его посетил патриарх Феофан. После заключения здоровье Дионисия сильно подорвалось, румяный и здоровый, он сильно постарел и сдал. В последние годы он много занимался монастырем, благоустраивал его, он никогда не кричал на монахов, как это было во многих других обителях, говорил тихим спокойным голосом, поэтому многие иноки считали, что его приказ можно и не исполнять, ему часто приходилось повторять дважды и уже более настойчиво. 10 мая 1633 года он, приняв схиму, скончался.

 

Арсений Глухой

Об этом человеке известно сравнительно немного, в основном о жизни справщика Московского печатного двора мы знаем из послания к протопопу Ивану Лукьяновичу и боярину Салтыкову.

Арсений Глухой называет себя селижаровцем. Это может означать, что Арсений либо родился в слободе Селижаровке, находившейся рядом с Троце-Селижаровским монастырем, либо был монахом этой обители, ведь до поступления в Троице-Сергиев монастырь, он успел побывать во многих других. Также вполне вероятно, что происходя из Селижаровки, он мог быть монахом соседнего монастыря. Г. Аристов в краткой биографии Арсения пишет о нем: «Сначала Арсений жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровской по озеру Селигер. Известно, что отца Арсения в иноках звали Саватием, а мать Маврою – они умерли не позднее 1636 года. Год рождения Арсения неизвестен, но в 1595 году он уже был «старцем», т.е. монахом монастыря».8

О своем образовании монах писал так: « В месте ненарочитом и сельском и учителей, ведущих словесную мудрость, во училище не бывал».9После пострижения в монахи, переходя из одной обители в другую, он читал священные книги и творения отцов церкви, совершенствуясь в грамматике и богословии. Больше всего ему нравились произведения святого Иоанна Дамаскина: «И в них[монастырях] многие священные книги обретались, в них же обрел и прелюбезнейшую пече иных мне книгу св. Иоанна Дамаскина».  В поисках знаний Арсений старался находиться возле знающих и разумных монахов, так в Троице-Сергиевом монастыре он сдружился с книгохранителем Антонием Крыловым.

В 1616 году Дионисий (архимандрит Троице-Сергиева монастыря) поручил Арсению исправление каноника, и он правил его вместе с Крыловым( книгохранитель помогал ему доставать нужные списки каноника и сверять их с разными переводами). После просмотра переводов он нашел множество ошибок, особенно в тех текстах, которые переписывали писцы.

26 октября 1615 года Авраамий  Палицын писал из Москвы в  Троице-Сергиев монастырь, чтобы  в Москву для исправления книг прислали Арсения Глухого и Антония Крылова, последний в то время был болен и вместо него отправили Ивана Наседку, подмонастырского священника. Очевидно, Арсений понимал, какое недовольство вызовет исправление богослужебных книг у большинства духовенства, и поэтому пришел к боярину Б.М. Салтыкову, чтобы тот отпустил его обратно в монастырь. Он говорил: «Я ни поп, ни дьякон, и в книге той все потребства поповские». 10В итоге книгу исправлял Дионисий, а Арсений был назначен ему в помощники.

В 1618 году исправление богослужебных книг было закончено. Как и опасался Арсений Глухой, большинство служителей церкви не приняло исправлений и обвинило справщиков в ереси, так у Арсения вышел спор с архимандритом Авраамием из-за исправления похвального канона Богородице, справщик утверждал, что придерживался перевода Максима Грека, но это ему не помогло. Всех справщиков, исправлявших книги, в числе которых был Арсений «пущий развратник», признали виновными, объявили еретиками и лишили сана священнослужителей.

Арсений Глухой был заключен на Кирилловом подворье в Москве и просидел там девять месяцев. В своих посланиях к боярину Салтыкову и протопопу Иоанну Лукьяновичу он писал о том, он сидел в железных оковах и в одной свитке девять месяцев, которая настолько изорвалась, что с плеч свалилась, а теплой одежды вовсе не давали.11 Так же в письмах говорится об обстоятельствах, при которых началось дело, потом о поправках, которые были в книгах, и размышления о невежестве современного ему духовенства. В своих посланиях он обвинял во всем архимандрита Дионисия и священника Ивана Наседку, называя последнего «лукавой лисицей». Но он утверждал, что все исправления верны и в них нет ереси: «Бог свидетель, страждем, государь, без вины; аще я нищий чернец и всех людей грешнее, но нет во мне ереси никакой». 12

Информация о работе Биографии справщиков Московского печатного двора