Биографии справщиков Московского печатного двора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:02, реферат

Краткое описание

На московском печатном дворе существовало множество различных специальностей: словолитцы, наборщики, тередорщики (печатники), батырщики (набивали печатную форму краской), резчики (вырезали пуансоны и деревянные формы для отливки и тиснения гравюр), олифляники (разводили краску), рудники (коптили сажу и приготовляли из нее типографскую краску), знаменщики (художники), переплетчики. Но это были люди, которые осуществляли конечный этап подготовки книги для ее выхода. Начальный же этап включал исправление, сверку, перевод книг, в общем, работу непосредственно с самим текстом; всем этим занимались справщики, образованнейшие люди своего времени. Они выполняли функции редактора, корректора, переводчика, церковного и государственного цензора.

Содержание

Введение. 3
1.Дионисий (Зобниковский) 5
2.Арсений Глухой 9
3.Иван Наседка 12
4.Арсений Сатановский 15
5.Епифаний Славинецкий 17
6. Евфимий Чудовский. 18
7.Арсений Грек 19
8.Арсений Суханов. 22
9.Карион Истомин. 24
10.Сильвестр Медведев 26
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Справщики Московского печатного двора(исправленный).docx

— 87.69 Кб (Скачать файл)

По стечению обстоятельств он оказался в Валахии у воеводы Матвея, где пробыл три месяца, затем переселился в Молдавию и прожил там два года. Через некоторое время он объявился в Львове и услышал, что в Киеве есть школа, в которую не принимают без «королевского листа», он отправился к польскому королю Владиславу, чтобы получить ее. Король Владислав страдал мочекаменной болезнью, и у него постоянно кровоточил «чичуй», 24с помощью знаний, полученных в Падуе, Арсений излечил короля, и грамота была получена.

Во время своего пребывания в Киеве Арсений познакомился с митрополитом Паисием Лигардом, направлявшимся в Россию, у того умер дидаскал, и митрополит пригласил на его место Арсения. В России Арсений оставался по рекомендации Паисия, стал учителем риторики, он хорошо говорил по-русски, но читать и писать на нем не умел.

В 1649 году после отъезда Паисия из Москвы тот вскоре прислал донос, обвиняя грека в вероотступничестве. Арсений был арестован, следствие происходило в посольском приказе, дело вели боярин Н.И. Одоевский и думный дьяк М. Волошининов. Арсений отказывался от предъявленных ему обвинений, признавая только тот факт, что принял мусульманство, но не по своей воле, утверждал, что исповедовался Паисию и предъявил прощальную и благословенную грамоту. Н.Ф. Каптев исследовал некоторые греческие дела, и нашел некое дело, где митрополит Паисий судился с неким греческим купцом Мануилом Юрьевым, Арсений выступал на его стороне в качестве свидетеля. Это Паисию не понравилось, и, возможно, он решил расквитаться. Доказать свою невиновность не удалось, и Арсений был сослан на Соловки. Для «утверждения в вере под начал к уставщику Никодиму».25

О пребывании Арсения на Соловках известно по небольшой повести одного из монахов, автор писал, что тот имел большой интерес к русским книгам ( именно там он научился читать и писать по-русски и перевел многие произведения с греческого по распоряжению Никона) и «доброе послушание» у старца Никодима. Единственное, в чем обвиняет монах Арсения это в  том, что он прибыл в монастырь без нательного креста, в мирской рубахе, с шелковым поясом, что он с неудовольствием отнесся к земным поклонам. Поститься для него тоже было непривычно, но он выполнял все требования. За два года, что Арсений пробыл в монастыре, он смог расположить к себе половину монахов. Своему духовнику отцу Мартинию он говорил: «…был де я во многих школах; да только не примешь того государства веры, и во училищи не возьмут».  26В 1651 году Арсений послал челобитною царю с просьбой отпустить его из обители, в октябре пришла грамота от новгородского митрополита Никона, он распорядился отослать его в Сумской острог, на берег, а затем отправить в Новгород, Арсений прибыл в Новгород 21 февраля 1652 года.

Вскоре Никон стал патриархом, а Арсений был назначен справщиком на Московский печатный двор, где он проработал до заведения на него нового дела в 1662 году (после ухода Никона с патриаршего престола). Арсений снова оказался на Соловках, но теперь его воспринимали не как обычного ссыльного, он был сподвижником Никона, и отношение к нему было соответствующее. Умер Арсений там же около 1666 года. А с осени 1667 года началось 8-летнее Соловецкое восстание против церковных реформ Никона.  

                                              Арсений Суханов

Исследователи полагают, Арсений родился около 1600 года в селе Брусницыне, в семье мелкопоместного дворянина Суханова Путило Елизарьева в Тульской губернии. Суханов владел деревней, но к 1622 г. разорился и «волочился меж двор на Туле». 27В миру Арсения звали Антоном.

 Первоначальное образование Арсений получил дома, но затем, как полагают, продолжил свое образование в одной из школ западнорусских братств. На это предположение наводит тот факт, что Арсений прекрасно владел языками греческим, польским и латинским, знал грамматику, риторику диалектику.

После 1622 года Суханов служил дьячком в коломенском Старо-Голутвине монастыре, где принял постриг с именем Арсения, затем был рукоположен во диакона Коломенским и Каширским епископом Рафаилом. С августа 1633 года Арсений был архидиаконом при патриархе Филарете, его личным секретарем и хранителем Патриаршей казны. В 1634 году, после смерти Патриарха, Суханов поселился в Чудовом монастыре. В это время он принимал участие в Соборах, приемах иностранных посольств, списывал и приобретал для себя рукописи, учил греческий язык. В 1637-1640 годах в составе посольства князя Ф. Ф. Волконского-Шерихи ездил в Грузию для сбора сведений о церковной жизни страны. Между 1642 и 1645 годом рукоположен в сан иеромонаха и назначен строителем Троицкого Богоявленского монастыря в Кремле.

27 янв. 1649 г. в Москву прибыл  Иерусалимский Патриарх Паисий за милостыней для храма Гроба Господня. Он участвовал в богослужении в Успенском соборе Кремля и обратил внимание царя Алексея Михайловича и Московского Патриарха Иосифа на несогласие в чинопоследованиях и обрядах Русской Церкви с греч. Церквами. Решено было послать с Патриархом Паисием Арсения,  которому предписывалось «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». 28Вместе с Патриархом Паисием поехал также иеродиакон Троице-Сергиева монастыряря Иона Маленький, составивший описание путешествия - «Повесть и сказание о похождении в Иерусалим и в Царьград». Прибыв в Яссы Суханов узнал, что здесь скрывается самозванец Т. Анкундинов, выдававший себя за царевича Ивана Васильевича Шуйского. Арсений отправился обратно в Москву, чтобы доложить об этом царю, ему были даны указания о том, чтобы ему выдали самозванца, но этого не произошло. Тем временем в Тырговиште начались богословские прения между греками и русскими монахами, которые продолжались достаточно долгое время, но каждая сторона осталась при своем мнении. В декабре 1650 года Арсений был уже в Москве и  и подал в Посольский приказ в качестве отчета «Статейный список» и «Прения с греками о вере».

В феврале 1651 года Арсений снова был отправлен по поручению царя к Паисию, чтобы вместе с ним отправится в Константинополь. Но он отказался, т.к. враждовал с константинопольским патриархом Парфением, Арсений отправился на восток один. Прибыв туда, он стал собирать сведения о греческих церковных обрядах. В Россию Арсений вернулся через Дамаск, где виделся с Антиохийским патриархом Макарием, далее через Кавказ, в кафедральном соборе Мцхеты Светицховели осмотрел хранившуюся там Ризу Господню. Прибыв в Москву в июне 1653 году Суханов поднес царю Алексею Михайловичу «Проскинитарий». Также он привез в Москву модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Эта модель храма Воскресения послужила образцом при постройке патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском монастыре под Москвой.

 В 1653 году, через четыре  месяца после приезда, Арсений  был снова отправлен на восток. Теперь ему поручили закупить  старинные рукописи и книги  из греческих монастырей и выдали деньги. За время своего пребывания Арсений приобрел достаточное количество книг: наибольшее число - 158 рукописей и 5 печатных книг - в Иверском монастыре, в Ватопедском монастыре он выбрал 64 рукописи, в лавре св. Афанасия - 61.

По возвращении в Москву в 1656 году Арсений стал келарем Троице-Сергиева монастыря, в 1661-1664 годах жил в московском Богоявленском монастыре и заведовал Печатным двором. Умер 8 августа в 1668 году. похоронен около Серапионовской часовни в Троице-Сергиевом монастыре.

 

Карион Истомин

Нам не известны ни его родители, ни дата место и его рождения, ни его мирское имя, ни сословие. В предисловии к переводу сочинения Юлия Фронтина «О хитростях военных» Истомин пишет: «По премногу желая всякого добра…отечеству своему…в нем же родился и воспитался и малочастные падающие крупицы ученья принял». 29Принимая во внимание то, что почти вся его жизнь прошла в Москве, в Чудовом монастыре, что он был одним из первых учеников братьев Лихудов, то можно подразумевать, что он родился в Москве, но достоверных подтверждений этому нет. Так же он, скорее всего, принадлежал к простому сословию.

По всей вероятности Истомин начал свое образование в греческом училище, которое было открыто в 1679 году при московской типографии и просуществовало до учреждения Славяно-греко-латинской академии, с которой вскоре и слилось.

4 марта 1682 года по указу  царя Федора Алексеевича и  по благословлению патриарха  Иоакима Карион Истомин из чтецов был назначен справщиком Московского печатного двора с окладом в 40 рублей. Истомин находился в довольно близких отношениях с патриархом. В 1685 году Карион должен был на время оставить Москву, он был послан вместе с игуменом Новоспасского монастыря Игнатием в Смоленск по указу патриарха Иоакима для производства следствия над смоленским владыкой Симеоном, тот «держал себя не соответственно своему сану: носил особыя мантии, ездил в карете…».30

Уже будучи иеромонахом Чудова монастыря, когда братья Лихуды начали свое преподавание в славяно-греко-латинской академии, Карион сделался их учеником и продолжил свое образование. 17 марта 1690 года умер патриарх Иоаким, его преемником стал Адриан, с ним Истомин еще больше сблизился, и тот сделал его своим делопроизводителем. К тому моменту Карион Истомин был заметной фигурой в Москве: он участвовал в исправлении книг на печатном дворе, заявлял о себе многими литературными трудами, писал учебники для сына Петра Алексея, а также был поэтом.

В 1799 году он становится во главе  справщиков Московского печатного двора. Между 1707-1711 годом Истомин оставляет пост главного справщика и после февраля 1712 года добровольно уезжает из Москвы в Новгород в качестве переводчика и делается членом общества переводчиков, которое появилось при доме Новгородского митрополита, туда он был послан с целью перевода книг с греческого языка. В начале следующего года Карион возвратился в Москву в Чудов монастырь. Что побудило его так скоро оставить Новгород остается неизвестным.

 По возвращении в  Москву через несколько лет  он скончался, но это точно  не был 1713 год, как утверждал архиепископ Филарет, скорее всего смерть последовала после сентября 1717 года, т.к. в этом же году он написал «Слово об иконах Оковецких». Погребен был в Чудовом монастыре, на монастырском кладбище.

Сильвестр Медведев

О месте его рождения есть два предположения: либо это Курск, либо это Брянск.  Первое предположение основывается на показаниях автора книги «Остенъ», по словам которого «Сильвестр, прозванием Медведев, родом от града Курска», 31также известно, что в Курске жил брат Сильвестра Борис, вторая версия места, в котором родился Медведев, сомнительна. Что же касается сословия, то исследователь Соколов причисляет Сильвестра к низшему сословию, и что он происходил из поддьяческой среды. Также нам известно только о трех-четырех его родственниках это: Калина Медведев, Ивашко Истомин родной племянник (по матери), состоял подъячим стрелецкого приказа, Борс Медведев, родной брат, скоторым они жили сначала в Молчинской пустыни, а потом тот уехал в Курск. Зять Мишка Гулский,  за которым была замужем сестра Медведева. Также известно, что ему доводился родственником, хотя и не кровным, иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. Дату рождения Сильвестра несложно определить из рукописного сборника Чудова монастыря №100/302, где есть запись Ивана Истомина(племянника): «Во 149 году родился дядюшка Сильвестр генваря в 27 день в среду в день во время обедни,имя наречено февраля в третий день. После того родилася Дарья…Мария…Карп…Евдокия…Борис…Агафоник в августе. Стефанида после Михайлова дня во второй день».32 Скорее всего имя «Сильвестр» является монашеским, т.к. именины Сильвестра 3 февраля не празднуются, обычно при постижении старались выбирать имя, которое бы начиналось на одну и ту же букву с мирским, следовательно можно предположить, что в миру Силивестра звали Симеоном(Сенькой). В этой записи имена Агафоник и Стефанида стоят отдельно, поэтому многие исследователи считают, что он доводились Сильвестру и остальным вышеперечисленным родителями. Также имеется предположение, что родители Сильвестра переехали из Курка в Москву, где Агафоник служил подьячим в одном из государевых приказов, и к 1689 году родителей Медведева уже не было в живых.

Свою карьеру Сильвестр начал с писца в Курске, начальное образование, т.е. умение читать и писать, дал ему отец, за скудностью образования, он приучил его к чтению книг, так автор «Остена» утверждает, что Медведев « еще в бытность свою в Курске прельстился некоторыми латинскими мнениями от киевских неповторимых книг».

В 24 года Медведев состоял на службе в приказе тайных дел в 1663-1664г, в 1665 году он поступает в школу при Иконоспасском монастыре учиться грамматике и латыни, где его учителем становится Симеон Полоцкий. Там обучали не только латинскому языку и грамматике, но и риторике, пиитике, а также составляли разного рода вирши и орации. Также Медведев приобрел начальные азы греческого языка, а потом уже изучал его самостоятельно, но это непроверенный факт. В 1668 году он в составе посольства, возглавляемого Ордин-Нащокиным, был отправлен в Курляндию для обсуждения торговых дел со Швецией, не улаженных еще со времени Кардисского мира. Но шведские и польские послы так и не явились, и Медведев полгода прожил в немецких землях, где, вероятно, обучился еще и немецкому языку. Затем Медведев вернулся в Москву и прослужил в тайном приказе до 1672 года.

 В начале 1672 года Сильвестр выехал из Москвы вместе с отцом Софронием, устроителем Молченской Путивльской пустыни, в Курскую губернию, там через года два он принял монашество и стал Сильвестром вместо Симеона. Одни исследователи считают, что он ушел в монастырь для того, чтобы полностью посвятить себя знаниям, другие думают, что он поступил так под влиянием своего учителя Симеона Полоцкого, третие считают, что он сделал это из корыстных побуждений, желая отделиться от мирской толпы, и тем самым повысить свое положение. Какая из точек зрения является верной, мы точно знать не можем, т. к. о своем решении уйти в монастырь Сильвестр нигде не упоминает. Прибыв в пустынь, он пишет письма своим родным, которые остались в Москве о том, что он благополучно доехал до монастыря, и просит Полоцкого «не лишать его благоговейного моления и чрез писание о своем пребывании извещения».33Зная о том, что в мирской жизни Сильвестр был подьячим в приказе, ему поручили переписку с «нужными» людьми, т.е. с «благодетелями» и «доброхотными даятелями», т.е. он был секретарем монастырского экнома. Помимо того, что он занимался делами монастыря: писал письма, разводил сады и огороды, он прилежно изучал монастырские книги, тем самым совершенствуя свое образование. Потом Путивльская пустынь начала становится популярной, и Медведев принял решение перейти в другую, его выбор пал на Словенскую пустынь, он написал настоятелю Дионисию о том, чтобы его приняли и, когда получил ответ, удалился туда. В Словенской пустыни он прожил до 1674 года.

В 1677 году вернулся в Москву и скоро был назначен справщиком и книгохранителем на московский печатный двор, принимал большое участие в исправлении церковных книг. После смерти Полоцкого, в 1680 году, Сильвестр сделался главой той партии малорусских ученых в Москве, представителем которой был его учитель. Он был назначен строителем Заиконоспасского монастыря. Унаследовав положение Полоцкого при дворе, он занял его место и в церковно-общественной деятельности, он же был и придворным стихотворцем. Когда в 1681 году явился в Москву чужеземец Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению патриарха ответ на "Wyznanie Wiary" Белободского. С согласия царя Сильвестр в 1682 году завел школу в Заиконоспасском монастыре, которая, как и школа Полоцкого, отличалась своим латинским направлением: в ней учились латинскому языку. Он хотел сделать из школы академию, но из этого ничего не вышло.

Информация о работе Биографии справщиков Московского печатного двора