Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6


2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17


3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29


4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «Структура бюджета в социально ориентированной экономике» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН  

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6 

2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

    2.1 Понятие  бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

    2.2 Бюджетная  система Республики Беларусь………………………………17 

3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

    3.1 Понятие  структуры государственного бюджета.  Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

    3.2 Структура  государственного бюджета Республики  Беларусь………….29 

4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы [14, с. 326].

    По  своей экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда финансовых средств. Его определяют также как ежегодную смету (роспись) доходов и расходов государства [13, с. 195-196].

    Государственный бюджет в социально ориентированной экономике является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

    Бюджет  является и исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений и действующей в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому его сущность как экономической категории, основное назначение не меняются в зависимости от смены общественных формаций. Но на его содержание и роль влияют объективные особенности, например такие, как уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные, и субъективные факторы. К последним относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической, в том числе финансовой науки и т.п. [17, с. 297-298].

    Итак, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования главного централизованного фонда денежных средств.

    Все вышеизложенное и предопределяет актуальность изучения проблемы роли и значения структуры государственного бюджета в социально ориентированной экономике.

    В связи с этим я ставлю перед  собой цель наиболее полно и всесторонне  проанализировать государственный  бюджет как главный финансовый план страны и источник финансирования многих социальных программ, а также определить его место в финансовой системе страны и значение для социально ориентированной экономики.

    Задачи  курсовой работы – раскрыть понятие  государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

    Поставленные  цели и задачи обуславливают структуру  моей курсовой работы, которая состоит  из введения, заключения, четырех глав и списка использованных источников.

    Во  введении сформулирована актуальность темы курсовой работы, определены основные цели и задачи курсового исследования.  

    В первой главе раскрыта сущность государственного бюджета, проанализированы его функции  и принципы построения и определено место государственного бюджета  в социально ориентированной экономике.

    Во  второй главе дано понятие бюджетного устройства и бюджетной системы, а также проанализирована бюджетная система Республики Беларусь.

    В третьей главе описана структура  государственного бюджета, характерная для социально ориентированной экономики, охарактеризованы его доходная и расходная части и описана структура государственного бюджета Республики Беларусь, в том числе на примере бюджета Республики Беларусь на 2007 год.

    В четвертой главе курсовой работы выявлена роль государственного бюджета  в стабилизации и развитии экономики.

    В заключении сделаны основные выводы по теме курсовой работы.

    В курсовой работе также сделаны приложения, которые состоят из  пяти таблиц, содержащих информацию о государственном  бюджете Республики Беларусь на 2006 и 2007 год, а также одной диаграммы и одного графика, касающихся структуры бюджета Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 

    Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет (от англ., франц. budget — от лат. bulga – сумка) – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы) [6, с. 235].

    Бюджет  есть не что иное, как подтвержденная документами роспись предполагаемых доходов и разрешенных государству или административным учреждениям расходов, это акт, содержащий предварительное одобрение государственных доходов и расходов.

    Государственный бюджет как экономическая категория  характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.

    По  своей внешней форме государственный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его  доходы, расходы, движение решающей части  централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом объясняет его важную роль в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

    Бюджет  — основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития страны, регионов [18, с. 419-420].

    Бюджет  – это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей отдельно взятой страны [16, с. 567].

    Роль  бюджета в социально ориентированной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы. Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем. В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

    Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи, инвестиции. Совокупность мер по воздействию на экономику с помощью налогов и государственных расходов составляет сущность фискальной политики. Она основана на манипулировании доходной и расходной частями государственного бюджета [12, с. 147-148].

    При формировании бюджета необходимо исходить из четырех принципов, подсказанных историческим развитием национальных хозяйств:

  • принцип единства;
  • принцип полноты;
  • принцип объективности и реальности;
  • принцип гласности [2, с. 571].

    Важнейшим из них является принцип единства. Он означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики [13, с. 196].

    Государство должно иметь лишь один бюджет. Организационно единство достигается посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчетности. Единство основано и на взаимодействии бюджетов всех уровней через использование регулирующих доходных источников, финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня для их сбалансирования, а также образования целевых и региональных бюджетных фондов частичного перераспределения.

    Требование  единства дополняется принципом  полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Принцип  полноты отражает объективную необходимость сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. В этой связи необходимо определить все денежные поступления, а также размеры и конкретные направления расходов бюджета.

    Бюджет  должен быть реальным, учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию, тенденции развития производства, общегосударственные потребности. Поэтому его показатели следует обосновывать многовариантными расчетами, учитывать результаты глубокого анализа исполнения бюджетов, финансовых планов ведомств за прошедший период, прогнозные оценки. Мировая практика использует моделирование движения бюджетных ресурсов на текущий год, более длительные периоды, а также их корректировку в течение бюджетного года в связи с изменением конкретных обстоятельств [17, с. 299].

      Гласность выступает важным условием соблюдения прав человека, демократических преобразований в стране. Формирование доходов бюджета (прежде всего через налоги, сборы), как и направление бюджетных ресурсов, затрагивает интересы субъектов хозяйствования и всех членов общества. Поэтому они должны быть осведомлены о содержании бюджета, источниках его формирования, порядке изъятия налоговых платежей, а также направлении бюджетных ассигнований. С данной целью проекты бюджетов всех уровней подлежат детальному рассмотрению, обсуждению в органах управления, в специальных комиссиях, на сессиях законодательной власти. Бюджет и отчет о его исполнении за предшествующий период публикуется в печати и, таким образом, становится гласным объем доходов и расходов, основные источники поступлений, направления расходов на текущий год [17, с. 300].

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике