Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6


2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17


3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29


4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

    Республиканский бюджет нашей страны обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

    Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом  Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

    Из  средств республиканского бюджета  могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств  их бюджетов для финансирования отдельных  расходов и мероприятий.

    Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и  города Минска утверждается законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

    В доходы республиканского бюджета включаются:

    * регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

    * доходы от внешнеэкономической деятельности;

    * поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

    * доходы государственных целевых бюджетных фондов;

    * трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;

    * другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Из  республиканского бюджета финансируются:

    - капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

    - природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

    - мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    - общегосударственные программы по социальной защите населения;

    - другие общегосударственные целевые программы;

    - затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

    - государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

    - затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

    - расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

    - национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

    - погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;

    - погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

    - образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

    - выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

    - другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

    Доходная  часть бюджета Республики Беларусь почти на 80 % формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода, когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть и данная разница образует бюджетный дефицит. Один из источников покрытия бюджетного дефицита — эмиссия денег. В некоторых государствах СНГ и других странах для покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов [6, с. 174].

    Республиканский бюджет и расчетные показатели по бюджетам областей и города Минска на 2007 г. сформированы на основе итогов первого полугодия и оценки исполнения бюджета в 2006 г., прогноза важнейших показателей социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики на 2007 г., а также изменений налогового законодательства, предусмотренных проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам».

    Бюджетно-налоговая  политика в 2007 г. в Республике Беларусь направлена на:

    - обеспечение роста экономики и укрепление финансово-кредитной системы;

    - поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы;

    - повышение уровня жизни посредством роста заработной платы, пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной поддержки строительства жилья;

    - обеспечение государственной поддержки приоритетных отраслей реального сектора экономики.

    В законе о бюджете на 2007 г. и Пояснительной записке доходы и расходы (по функциональной классификации) представлены по новой классификации, разработанной с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. Аналогичный переход к международной классификации был осуществлен Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Украиной с 2006 г. [4, с. 6].

    Основные  показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь 2007 года определены по доходам в сумме 33939,7 млрд. руб. (46,1 % ВВП), по расходам – 35069,7 млрд. руб. (47,6% ВВП), дефициту – 1130 млрд. руб. (1,5 % ВВП).

    В законе о бюджете Республики Беларусь на 2007 г. доходы представлены по новой классификации, которая позволяет:

    - четко разграничить налоговые и неналоговые поступления в бюджет;

    - отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН) по разделам классификации доходов бюджетов исходя из экономического содержания соответствующих платежей;

    - проводить качественный анализ доходов бюджета, в частности достоверно определять уровень налоговой нагрузки;

    - обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.

    Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2007 г, включая средства ФСЗН, прогнозируется в объеме 33,9 трлн. руб., или на уровне 46,1 % к ВВП (в 2006 г. – 46,3%). Объем доходов бюджета без учета средств ФСЗН определен в сумме 25,8 трлн. руб. и составит 35% к ВВП (в 2006 г. – 35,4%).

    Налоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с ожидаемым исполнением 2006 г. сократятся на 0,7 процентных пункта и составят 33,2% к ВВП. Доходы ФСЗН возрастут на 0,2 процентных пункта и составят 11,1% к ВВП.

    Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета являются: налог на добавленную стоимость – 6,7 трлн. руб. (26% в доходах без учета средств ФСЗН), налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, - 3,2 трлн. руб. (12,5%), акцизы – 2418,7 млрд. руб. (9,4%), подоходный налог – 2.3 трлн. руб. (8,9%), доходы от внешнеэкономической деятельности – 1,9 трлн. руб. (7,6%).

    Доходы республиканского бюджета в 2007 г. предусматриваются в сумме 25,5трлн. руб. (34,6% к ВВП), в том числе без учета средств ФСЗН – в сумме 17,3 трлн. руб. (23,5% к ВВП). В составе доходов республиканского бюджета без учета средств ФСЗН налоговые доходы составляют 16,3 трлн. руб. (22,2% к ВВП), неналоговые доходы – 997,6 млрд. руб. (1,3% к ВВП).

    Налоговые доходы республиканского бюджета в основном формируются за счет: налога на добавленную стоимость – 7 трлн. руб. (27,1 % в доходах без учета средств ФСЗН), акцизов – 2,3 трлн. руб. (13,3%), налогов на доходы и прибыль, уплачиваемых организациями, - 1,8 трлн. руб. (10,3%), доходов от внешнеэкономической деятельности – 1,9 трлн. руб. (11,3%).

    Расходы по бюджету на 2007 г. сформированы по новой функциональной классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, особенностями которой являются:

    - сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства. В структуре функциональной классификации расходов бюджетов выделяется 10 разделов: общегосударственные расходы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; национальная экономика; охрана окружающей среды; жилищные и коммунальные услуги; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика, включая расходы фонда социальной защиты населения;

    - отражение расходов на управление и прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты предполагается осуществлять в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации. С учетом особенностей перехода к новой классификации в показателях республиканского бюджета расходы на научные исследования в полном объеме отражаются в составе общегосударственных расходов и подлежат распределению по направлениям и государственным заказчикам Правительством Республики Беларусь;

    - отражение целевых бюджетных фондов, включая инновационные фонды, в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям.

    Указанные изменения направлены на приближение  бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям и сферам деятельности государства, повышение прозрачности операций с бюджетными средствами.

    Расходы консолидированного бюджета на 2007 г. прогнозируются в объеме 35 трлн. руб., что составляет 47,6% к ВВП. Указанные расходы без учета средств ФСЗН составят 26,9 трлн., руб., или 36,5% к ВВП.

    В экономической структуре расходов консолидированного бюджета (без учета средств ФСЗН) бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начисления на нее в 2007 г. составят 8,2 трлн. руб. и возрастут против ожидаемого исполнения за 2006 г. на 21,9%.

    Расходы республиканского бюджета на 2007 г. (без учета средств ФСЗН) сформированы в сумме 18,5 трлн. руб., или с ростом на 26,4% к ожидаемому исполнению 2006 г. Расходы ФСЗН возрастут на 19,6% и составят 8,2 трлн. руб.

    В республиканском бюджете на 2007 г. расходы на содержание республиканских органов государственного управления запланированы в сумме 586,8 млрд. руб. (без учета средств инновационных фондов) и отражены по соответствующим разделам новой функциональной классификации исходя из выполняемых ими функций: общегосударственные расходы – 404,3 млрд. руб., национальная оборона – 21,8 млрд. руб., правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности – 109,4 млрд. руб., национальная экономика – 33,8 млрд. руб., охрана окружающей среды – 2,7 млрд. руб., жилищные и коммунальные услуги – 1,5 млрд. руб., здравоохранение – 2,7 млрд. руб., физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации – 7,1 млрд. руб., образование – 3,5 млрд. руб.

    Дефицит республиканского бюджета на 2007 г. сформирован в размере 1,1 трлн. руб., или 1,5% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета предусматривается за счет внутренних источников финансирования (404,2 млрд. руб.) и внешних источников финансирования (725,8 млрд. руб.).

    В 2007 г., как и в 2006 г., не предусматривается привлечение кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета.

    Внутренние  источники финансирования дефицита бюджета составляют 404,2 млрд. руб., в их числе: источники от размещения государственных ценных бумаг, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц, составляют 500 млрд. руб., источники от операций с принадлежащим государству имуществом минус 99,5 млрд. руб. (то есть направление средств на увеличение доли государства в уставных фондах).

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике