Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6


2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17


3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29


4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

    По  внешним источникам финансирования дефицита бюджета использование кредитов международных финансовых организаций в 2007 г. ожидается в размере, эквивалентном 31,2 млрд. руб., и превышает их погашение в размере, эквивалентном 0,1 млрд. руб.

    Погашение кредитов правительств иностранных государств (при отсутствии их привлечения) составит 89,9 млн. долл. США, - что эквивалентно 195,5 млрд. руб. Средства направляются на погашение в основном ранее  предоставленных государственных кредитов России, США, ФРГ и Японии. В целом внешнее финансирование дефицита бюджета составит в эквиваленте до 725,8 млрд. руб.

    С учетом обязательств, которые предполагается принять и погасить в 2007 г., величина внутреннего государственного долга на конец года составит 4685,9 млрд. руб., или 6,4% к ВВП. Прирост внутреннего государственного долга составит около 1,4% к ВВП при установленном лимите 3%.

    С учетом предполагаемого в 2007 г. привлечения внешних кредитов на общую сумму 185,5 млн. долл. США на конец года внешний государственный долг составит около 980 млн. долл. США при установленном лимите внешнего государственного долга Республики Беларусь 2 млрд. долл. США [4, с. 7-10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 

    С институциональных позиций государственный  бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства,

    С юридической точки зрения госбюджет  есть финансовый план государства, роспись  доходов и расходов правительства  на определенный период времени, которая  утверждена в законодательном порядке. С юридических позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства по своему усмотрению.

    С экономических позиций государственный  бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

    Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется ее конкретизация через другие экономические категории (государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг и т.д.).

    Формирование  и развитие бюджета непосредственно связано с развитием государства [9, с. 308].

    Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал.

    Такая способность определяется с учетом развития законодательной базы и степени собираемости налогов. Наличие высокого бюджетного потенциала сегодня рассматривается как важнейшая предпосылка для успешного выполнения государством своих функций [9, с. 311].

    Конкретное  наполнение доходной и расходной части бюджета зависит от исторических условий и сложившихся традиций, конкретной экономической ситуации, а также места и роли государства в регулировании социально-экономических процессов.

    Государственный бюджет — это не просто учет притока  и оттока денежных средств в рамках некого централизованного фонда. Это  инструмент активного воздействия  на социальные и экономические процессы. С этих позиций в рамках бюджета принято выделять так называемый бюджет развития. Его наличие означает, что республиканский бюджет сориентирован на обеспечение долговременного и устойчивого экономического развития, активно поддерживаются точки экономического роста.

    Бюджет  развития, во-первых, может обозначаться как общая оценка имеющей место  прогрессивной направленности государственных расходов. Так, если бюджет предполагает активное участие государства в совершенствовании экономического потенциала страны, то в этом случае можно заявлять о наличии «бюджета развития». Во-вторых, не исключено, что в рамках республиканского бюджета в виде специального экономического фонда (т.е. раздела бюджета) аккумулируются финансовые средства, направляемые на развитие экономического потенциала страны [9, с. 314].

    Бюджет  неразрывно связан с текущими и перспективными проблемами состояния общества, поэтому  он и сам по существу является средством планирования общественного развития. И вполне уместно говорить о бюджете как своеобразной форме плана, о планировании и выполнении бюджета как постоянной процедуре государственного регулирования и экономики, и других сфер общественной жизни.

    Бюджет отражает реальную ситуацию в хозяйстве, составляется и утверждается в рамках процедуры поиска компромисса, общественного согласия между основными политическими структурами, социальными слоями и ветвями власти. Бюджет как инструмент регулирования финансовых потоков непосредственно реагирует на состояние хозяйства, а хозяйство — на состояние бюджета. Если он не выполнен, возникают совершенно конкретные финансовые трудности у конкретных субъектов экономики [10, с. 66].

    Государственный бюджет образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

    Бюджет  современного государства — сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических  интересов различных групп и  партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели.

    С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов; бюджет как экономический документ отражает политическую и социальную динамику общества.

    Однако, положительное воздействие госбюджета на состояние социально-экономических процессов, в частности, в нашей стране снижается из-за низкого качества бюджетного планирования. Последнее подтверждается внесением многократных и существенных корректив в показатели бюджета в ходе его исполнения. Не практикуется разработка многовариантных бюджетов с последующим отбором наиболее оптимального сценария. Размеры ассигнований по конкретным статьям по-прежнему определяются старым «дедовским» методом «от достигнутого».

    Не  практикуется и прогрессивное деление  расходной части бюджета на «текущие расходы» и «бюджет развития». По оценкам специалистов, это приводит к неэффективному использованию ограниченных бюджетных средств.

    Высокую актуальность сохраняет проблема несбалансированности ресурсов и обязательств бюджета. Например, в 2003 году ни республиканские, ни местные бюджеты не смогли в полном объеме профинансировать свои обязательства, тем самым спровоцировав на финише финансового года цепочку неплатежей [9, с. 341].

    Дальнейшее  реформирование бюджетного процесса в  условиях Беларуси предполагает:

    а) усиление роли системного анализа исполнения бюджета с целью выявления возможностей и путей совершенствования бюджетного процесса;

    б) повышение качества исходных прогнозных показателей макроэкономического развития, используемых при разработке финансового плана страны;

    в) применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования социально-экономического развития, переход к многовариантному и среднесрочному составлению республиканского бюджета;

    г) реструктуризацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов;

    е) дальнейшее реформирование механизма межбюджетных отношений;

    ж) обеспечение прозрачности всех тех финансовых потоков, которые обслуживают государственные нужды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Написав курсовую работу, я еще раз убедилась  в актуальности изучения проблемы государственного бюджета и определения его роли в социально ориентированной экономике.

    Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Это сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства [8, с. 408].

    Государственный бюджет в современных условиях является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходовании [2, с. 571].

    Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

    Бюджет  выступает также как главный  инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости [3, с. 350].

    Основные  функции государственного бюджета  следующие:

  • перераспределение национального дохода;
  • осуществление социальной политики;
  • осуществление научно-технической политики.

    Основными принципами, на базе которых строятся и функционируют бюджетные системы, являются:

  • единство элементов бюджетной системы;
  • разграничение доходной и расходной частей бюджета;
  • принцип покрытия расходов доходами бюджета;
  • принцип адресности бюджетополучателя [11, с. 170].

    С развитием социально ориентированной экономики значительно возрастает политическое и социально-экономическое значение государственного бюджета, что объективно вызывает необходимость общественного контроля за государственными расходами и налоговой системой. Такой контроль возможен, если соблюдаются следующие принципы построения бюджета:

    а) четкое определение всех статей доходов  и расходов бюджета,

    б) обоснование статей бюджета интересами общества и юридическими законами,

    в) гласность бюджетных действий, доступных  для понимания всеми гражданами государства, с обязательной публикацией проекта Госбюджета и закона о Госбюджете.

    Госбюджет как сводный финансовый план государства  состоит из двух взаимосвязанных  частей – доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной – направление их использования.

    Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Расходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей:

    а) расходы на финансирование общественного хозяйства (государственные капитальные вложения, дотации, геологоразведочные и топографо-геодезические работы, строительство автодорог, поддержка сельского хозяйства и предпринимательства и др.);

    б) финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий (образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и др.);

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике