Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6


2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17


3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29


4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

    При формировании бюджета помимо вышеперечисленных  принципов должен также соблюдаться  принцип приоритетности публичных расходов, который означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.

    К другим принципам бюджетной системы  следует отнести ежегодное утверждение бюджета, достижение бюджетного равновесия, самостоятельность и автономность каждого бюджетного уровня и др.

    Например, принцип бюджетного равновесия нашел  свое отражение в правовых актах, определивших предпосылки перехода стран ЕС к введению единой валюты (Маастрихтские соглашения). В соответствии с достигнутым соглашением дефицит бюджета страны не должен превышать 3 % от ВВП [9, с. 310-311].

    Бюджет  выполняет следующие функции:

    - распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

    - регулирующую (изменения расходов и доходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику).

    - контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать) [10, с. 66].

    К функциям бюджета в социально ориентированной экономике относятся также:

    а) аккумуляция и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, то есть создание финансовой базы, адекватной выполняемым задачам (фискальная функция);

    б) инвестиционная функция;

    в) региональное перераспределение денежных ресурсов;

    г) социальная защита населения и выравнивание уровня жизни (социальная функция);

    д) стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики;

    е) контроль за финансовыми доходами и расходами государства со стороны парламента страны и т.д.;

    ж) обеспечение финансовой безопасности государства (валютные резервы, международные обязательства и т.п.).

    Вывод: используя бюджет, государство непосредственно воздействует на национальное воспроизводство, регулирует и стимулирует экономический рост [9, с. 309].

    Обратим внимание на то, что многие функции  государственного бюджета взаимно противоречивы. Так, изъятие в бюджет налогов можно рассматривать как тормоз для развития частного сектора. Ведь таким способом бизнес лишается определенной части финансовых ресурсов. Но денежные средства, мобилизованные в бюджете и израсходованные на развитие национальной системы образования, есть основание рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Наличие в обществе такого капитала создает на перспективу благоприятные социальные условия для развития, в том числе и для частного сектора национальной экономики.

    Последовательному осуществлению функций бюджета обычно препятствуют не только внутренние социальные противоречия, разные экономические интересы, но и такие явления, как инфляция, несвоевременность принятия бюджета, его хронический дефицит и др. [9, с. 309-310].

    Таким образом, бюджет государства является главным средством осуществления и разностороннего регулирования успешного и адекватного сложившимся условиям развития, что и определяет его исключительно важную роль в социально ориентированной экономике.

2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 

2.1 ПОНЯТИЕ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА 

    В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости  от государственного устройства, территориально-административного  деления, уровня, развития экономики  и некоторых других специфических черт конкретного государства. В странах, имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония, Беларусь), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трехзвенный, так как помимо центрального и местного включает также бюджеты промежуточного уровня. В России, например, различают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Организация, принципы построения бюджетной системы, связь между ее звеньями определяются бюджетным устройством. В его основе лежит бюджетный (фискальный) федерализм. С одной стороны, он означает четкое разграничение функций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность. Это проявляется, во-первых, в том, что бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются соответствующими уровню органами власти. Во-вторых, каждый бюджет имеет собственные источники доходов, которые закреплены за ним законодательно. В-третьих, соответствующие органы власти устанавливают направления расходования бюджетных средств, которые определяются конкретными социально-экономическими задачами, стоящими перед страной, регионом, городом. Так, за счет центрального бюджета финансируются крупные общегосударственные программы, национальная оборона, космос, внешнеэкономические отношения, государственное управление и т.д. Региональные, муниципальные денежные ресурсы направляются на развитие регионов, городов: содержание учреждений социальной сферы, развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и т.д.

    С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения. Субвенции — это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов.

    Среди бюджетов разных уровней ведущую  роль играет центральный бюджет (федеральный, республиканский), в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов государства. Вместе с тем в странах с рыночной экономикой все большее значение приобретают местные бюджеты, через которые перераспределяется от 30 до 60 % всех финансовых ресурсов государства [13, с. 196-197].

    Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных регионов, выявления  определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный, бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а также сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. К консолидированным бюджетам можно отнести бюджет республики, области, района и города, имеющего районное деление и соответственно бюджеты [17, с. 298-299].

    Бюджет  центрального правительства и местные  бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

    Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем  перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределения государственных заказов и т.д. В этой борьбе складываются распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

    Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и  совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель, областей и т.д.) [16, с. 569].

    В систему бюджета в качестве особой формы финансовых отношений включаются фонды. Бюджетные и внебюджетные фонды государства — это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и имеющих целевое назначение.

    Исторически фонды возникли раньше, чем появился сам бюджет. И лишь на определенном этапе развития, на базе объединения различных фондов, сформировался государственный бюджет, что облегчило управление финансовыми потоками, создало возможность возмещать временную нехватку средств в одних фондах за счет заимствования средств из других.

    Для фондов характерно целевое использование аккумулированных финансовых ресурсов. То есть они сориентированы на решение конкретной экономической или социальной задачи (экология, строительство дороги, социальное обеспечение, поддержка предпринимателей и т.д.). Обычно всегда имеется соответствующее положение о фонде, раскрывающее его функции и решаемые задачи. Не исключено наличие и специального закона, особенно если речь идет о крупном государственном фонде.

    В качестве преимуществ фондов, как  особой формы целенаправленной концентрации финансовых ресурсов, принято выделять их экономическую устойчивость, высокую степень независимости от бюджета, адресность и конкретность выделяемых финансовых средств, наличие нескольких источников пополнения [9, с. 314-315].

    Основным  источником формирования фондов выступают специальные налоги и сборы. Средства из бюджета в пользу некоторых фондов перечисляются в виде субсидий или норматива отчислений от налоговых поступлений бюджета.

    Со  своей стороны фонды также  могут оказывать государственному бюджету временную финансовую поддержку в виде займов. Средства из бюджета в фонды могут поступать и на возвратной основе. Возможны встречные финансовые потоки между самими фондами [9, с. 315].

    По  принадлежности выделяются фонды: а) государственные; б) общественные; в) частные.

    Общественные  и частные фонды выступают  как негосударственные, имеют инициативный характер. Их наличие отражает развитие экономического самоуправления как сущностной черты современной экономической системы. Среди них присутствуют различные фонды поддержки научных исследований, подготовки экономической реформы, благотворительные фонды и т.п. Такие фонды обычно являются юридическими лицами, имеют некоммерческий статус. Учредителями выступают как юридические, так и физические лица.

    По  отраслевому признаку выделяются фонды: а) общенациональные; б) межотраслевые и отраслевые; в) региональные. По жесту в финансовой системе различаются бюджетные и внебюджетные фонды.

    Бюджетные целевые фонды обычно проходят отдельной  строкой в доходной и расходной  части республиканского (местного) бюджета. То есть они максимально интегрированы в бюджет соответствующего уровня. Поэтому всегда подчиняются, например, Закону о бюджете, где подробно перечисляются возможные источники и направления расходования денежных средств.

    Выделение целевых бюджетных фондов обычно связано с развитием производственной инфраструктуры, базовых отраслей национальной экономики, а также с охраной окружающей среды, формированием резервов правительства и т.д. Бюджетные целевые фонды (например, фонд социального страхования, пенсионный фонд и т.п.) часто приобретают статус общенациональных «специальных фондов»

    Внебюджетные  фонды государства обладают значительной автономностью от бюджета. По сравнению с самим бюджетом для них характерна лучшая наполняемость. Все это способствует повышению их значения в финансовой системе страны.

    В качестве примера можно сослаться  на фонд поддержки предпринимательства, а также фонд содействия экономической реформе и т.п. Впрочем, каждая страна имеет свой перечень таких фондов с учетом степени развития экономического самоуправления.

    В условиях Беларуси тенденция к централизации  финансовых ресурсов государства сопровождается тем, что почти все более или менее весомые внебюджетные фонды включены в республиканский бюджет и приобрели статус централизованных бюджетных фондов [9, с. 316].

    Большинство государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике