Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 ГОУ СПО  «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 Профилактика  и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

 Выпускная квалификационная работа

 по  дисциплине: Коррекционная и специальная  педагогика

 Специальность 050709 Преподавание в начальных классах

 Тотьма

 2008

 

 Оглавление

 Введение

 Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема

 1.1 Понятие  девиантного поведения

 1.2 Причины  и последствия девиантного поведения подростков

 1.3 Акцентуации  характера и девиантное поведение

 1.4 Особенности  отдельных психических форм девиантного поведения

1.4.1 Наркомания

 1.4.2 Курение

 1.4.3 Пьянство  и алкоголизм

 1.4.4 Проституция

 1.4.5 Суицидальное  поведение

 1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний

 1.4.7 Правонарушения

 1.5 Особенности  отдельных форм социальных отклонений

 Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков

 2.1 Основные  подходы к профилактике и коррекции  девиантного поведения подростков

 2.2 Коррекционная  программа

 Заключение

 Список  использованной литературы

 

 Введение   

 Современный подросток живет в мире, сложном  по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу  «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими  наше общество, что вызывает у детей  чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения  оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время  в нашем обществе, обусловливает  рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется  на рубеже перехода ребенка из детства  во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно  развивается чувство протеста, часто  неосознанного, и вместе с тем  растет их индивидуализация, которая  при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

 Таким образом, на сегодняшний день в нашем  обществе имеется серьезный дефицит  позитивного воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая затрагивает общество в  целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения  проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности.

 Подростковый  возраст является одним из самых  сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся  психологических структур, но возникают  новые образования, закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

 Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные  вопросы изучения поведения трудных  подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.

 Объектом  данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

 Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально-важные качества учителя и их взаимосвязь.

 Цель - в связи, с чем девиантное поведение имеет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.

 Задачи  исследования:

 1.         Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».

 2.         Охарактеризовать понятие девиантного поведения.

 3.         Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.

 4.         Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

 

 Гипотеза  исследования заключается в том, что многостороннее исследование личности "трудных" и "нетрудных" школьников и их учителей позволит выявить психологические причины трудного поведения, неуспеваемости.

 А также  если с подростками проводить  систематическую профилактическую работу по правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет меньше.

 

 Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема  

 1.1 Понятие девиантного поведения  

 Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

 Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

 По  другой классификации, все нарушения  поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное поведение [9, стр. 11].

 К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

 Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

 Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих  гражданских обязанностей, долга, нежелании  решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким рода проявлениям  можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих  в мир искусственных иллюзий  и разрушающих психику. Крайнее  проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

 Особенно  большое распространение как  у нас в стране, так и за рубежом  получила такая форма социально-пассивных  отклонений, как употребление наркотиков и токсических средств, что ведет  к быстрому и необратимому разрушению психики и организма. Такое поведение  получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

 Отклоняющееся поведение является результатом  неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте [9, стр. 7].

 Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.

 В зависимости  от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

 Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы.

 Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

 Устойчивые  формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.).

 К временным  неустойчивым формам психосоциальной  дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового возраста.

 Подростковый  возраст весьма трудный как для  окружающих, так и для самого подростка  и ведет к различным, и, как  правило, временным проявлениям  дезадаптации.

 Временные формы психосоциальной дезадаптации могут также быть вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей [16, стр. 17].

 При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты  с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы  на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них  небезразлично общественное мнение окружающих.

 При социальной запущенности наряду с асоциальным  поведением резко деформируется  система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение  к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию. 

 Однако, как среди несовершеннолетних, так  и среди взрослых преступников, число  лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей и негативными  ценностно-нормативными представлениями  достаточно незначительное. И большая  часть людей с отклоняющимся  поведением сохраняет представления  об общечеловеческих ценностях и  нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться этими  нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

 Заметную  роль в мотивации трудных подростков играют чувства и эмоции негативного  характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в  изнасиловании, в повреждении либо уничтожении имущества [2, стр. 56].  

 1.2 Причины и последствия  девиантного поведения подростков  

 Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам  и рекомендациям, отличается от поведения  тех, кто укладывается в нормативные  требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся  отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и  правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения [9, стр. 188].

Информация о работе Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм