Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

 3. Этап  коррекции типового плана и  содержания работы.

 4. Этап  реализации коррекционно-развивающих  мероприятий:

 - беседы;

 - проблемно-ориентированные  тренинги;

 - упражнения  по саморегуляции;

 5. Заключительный  этап:

 - итоговая  диагностика подростков;

 - выработка  рекомендаций педагогам школы  и родителям;

 - индивидуальное  консультирование подростков по  их запросу;

 - индивидуальная  работа с родителями;

 - выступление  психолога на педсовете школы;

 - подведение  итогов, выделение задач психолого-педагогического  сопровождения проблемных школьников.

Структура тренингового занятия [24, стр. 23]

 Каждое  занятие имеет 3 этапа.

 Первый  этап – разминка 10 минут.

 Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

 Второй  этап – основной. Его продолжительность - 30-40 минут.

 Цель: данный этап занятия  направлена на решение  задач, поставленных в данной программе.

 Сюда  включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе  и практическая часть, состоящая  из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

 Третий  этап – заключительный – 10-15 минут.

 Цель  последнего этапа: подведение итогов работы.

 Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление  позитивного состояния и ритуал прощания. Получение домашнего задания.

 Состав  группы

 В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чтобы группа была разнополой.

 Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 Общее в организации  занятий

 Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически  завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

 Каждая  встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий  спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного  произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оценка своего настроения по пятибалльной шкале.

 Затем ведущий объявляет цель данной встречи  и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

 В конце  каждого занятия, а иногда после  очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к  происходящему).

 Заканчивать занятия лучше всего упражнением  на эмоциональное единство, направленное на позитивное отношение к себе и  окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о  состоянии участников в данный момент, удовлетворённость происходящим на занятии.

 Во  время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для  более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки.

 Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать  причины возникновения тех или  иных переживаний, реакций на происходящее. Кроме того, в конце занятия  ведущий предлагает участникам задание  на самопознание, которое направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к следующей  встрече.

 Требования  к ведущему группы.

 Очень важно, чтобы подобные занятия в  школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную  подготовку и сам был в роли рядового участника.

 В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].

 Прежде  чем приступать непосредственно  к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встретиться с  будущими участниками. В ходе предварительной  беседы психолог разъясняет задачи предстоящей  работы, принципы, на которых она  будет базироваться. В доступной  для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно  оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно  у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к  эмоциональным нагрузкам.

 Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.

 Взаимодействие  с администрацией школы заключается  в необходимости оказания материальной помощи: выделение помещения, музыкальное  оснащение, снабжение канцелярскими  принадлежностями и др.

 

 Заключение   

 В настоящее  время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

 В этой связи на первое место в решении  вопросов профилактики выдвигаются  экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость  повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

 Наблюдение  за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения  и находящихся в условиях, не связанных  с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение  родителей не является гарантией  соблюдения детьми социальных норм.

 Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

 Лучшая  профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

 Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки  у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что  они нужны и полезны людям  и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего  поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих  жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

 Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в  первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

 Окружающая  социальная микросфера, психологический  климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и  педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно  относиться к своим и чужим  детям, то можем быть уверенными в  том, что вырастим хорошую смену  активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть  эти руки будут нежными, разумными  и справедливыми!

 

 Список  использованной литературы

 1.         Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

 2.         Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.

 3.         Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

 4.         Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

 5.         Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

 6.         Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

 7.         Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.

 8.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.

 9.         Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

 10.      Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

 11.      Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

 12.      Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

 13.      Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

 14.      Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.

 15.      Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 1988.

 16.      Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.

 17.      Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

 18.      Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.

 19.      Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, с. 158.

 20.      Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

 21.      Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.

 22.      Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.

 23.      Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

 24.      Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

 25.      Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

 26.      Шакурова Н.В. Методика и норма работы социального педагога. – М.,


Информация о работе Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм