Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

 ·     сверхинтеллектуальностьПовышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

 ·     особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

 ·     сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

 ·     личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

 ·     счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

 5. Культурно осуждаемые  отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

 

 Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков  

 2.1 Основные подходы  к профилактике  и коррекции девиантного поведения подростков

 Глобальные  перемены, происходящие сегодня в  России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации.

 Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости  их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

 Проблема  девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

 - пьянство  и алкоголизм (в стадии зависимости)  – 15-20%;

 - наркомания (эпизодическое и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составляет 10,2);

 - сексуальные  отклонения – высокая потентность (анонимные вопросы показывают 10-15% подростков имеют гомосексуальный опыт;

 - бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных» детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);

 - противоправное  поведение - преступное (уголовно  наказуемое) – около 50% подростков  и молодёжи.

 Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

 Личность  подрастающего человека формируется  не в вакууме, не сама по себе, а в  окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

 Л.С. Алексеева  различает следующие виды неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, педагогически  некомпетентная и асоциальные семьи.

 Г.П. Бочкарёва  считает, что есть:

 1) семья  с неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только  равнодушны, но и грубы к своим  детям;

 2) семья,  где нет эмоциональных контактов  между её членами;

 3) семья  с нездоровой нравственной атмосферой.

 А.Е. Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье [18, стр. 56]

 1) гиперопёка различных степеней;

 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

 3) ситуация, создающая «кумира» семьи;

 4) ситуация, создающая «золушек» в семье.

 Б.Н. Алмазов  выделяет четыре типа неблагополучных  семей:

 1) семьи  с недостатком воспитательных  ресурсов;

 2) конфликтные  семьи;

 3) нравственно  неблагополучные семьи;

 4) педагогически  некомпетентные семьи.

 З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

 1) отсутствие  сознательного воспитательного  воздействия на ребёнка;

 2)   высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

 3)   преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

 4) хаотичность  в воспитании из-за несогласия  родителей.

 М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

 На  наш взгляд, важнейшая роль в этом деле социализации и предупреждения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.

 Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует  с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие нормы поведения  в социуме.

 Во-вторых, именно школа является основным официальным  институтом воспитания, через которые  транслируются принятые в обществе нормы, правила, нравственные ценности и т.д.

 В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) – это специалисты не только в области преподавания определённых предметов, но ещё и в области  воспитания и развития личности.

 В данной главе рассматриваются основные определения и формы психокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным направляющим в вышеуказанном процессе.

 Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

 Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [13, стр. 207].

 Педагогические  методы:

 1. Метод  общественного влияния (коррекция  активно-волевых дефектов, коррекция  страхов, метод игнорирования,  метод культуры здорового смеха,  коррекция навязчивых мыслей  и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

 2. Специальные  или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

 3. Метод  коррекции через труд.

 4. Метод  коррекции путём рациональной  организации детского коллектива.

 Психотерапевтические  методы:

 1. Внушение  и самовнушение.

 2. Гипноз.

 3. Метод  убеждения.

 4. Психоанализ.

 Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:

 1. Формулировка  социально-педагогической и психологической  проблемы.

 2. Выдвижение  гипотез о причинах девиантного поведения.

 3. Диагностический  этап.

 4. Выбор  методов и технологий коррекционной  работы.

 5. Использование  методов, методик и технологий  коррекционной работы.

 6. Разработка  программы.

 7. Осуществление  этой программы.

 8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

 В зарубежной и отечественной науке описаны  общие принципы и методы коррекционной  работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них  следующие:

 - принцип  системности коррекционных, профилактических  и развивающих задач;

 - единство  диагностики и коррекции, коррекции  и развития;

 - единство  возрастно-психологического и индивидуального в развитии;

 - принцип  коррекции «сверху вниз» (создание  зоны ближайшего развития);

 - принцип  коррекции «снизу вверх» (тренировка  уже имеющихся способностей);

 - деятельностный принцип осуществления коррекции;

 - нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

 - понимание  и сочувствие;

 - прагматизм  психолого-педагогического воздействия;

 - своевременность  психолого-педагогической помощи  и поддержки;

 - принцип  возрастания сложности;

 - учёт  объёма и степени разнообразия  материала и др.

 Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует различные виды и функции психокоррекции [23, стр. 457].

 По  содержанию различают коррекцию:

 - познавательной  сферы;

 - личности;

 - аффективно-волевой  сферы;

 - поведенческих  аспектов;

 - межличностных  отношений:

 1) внутригрупповых  взаимоотношений (семейных, супружеских,  коллективных);

 2) детско-родительских  отношений.

 По  форме работы различают коррекцию:

 - индивидуальную;

 - групповую:

 1) в  закрытой естественной группе (семья,  класс);

 2) в  открытой группе для участников  со сходными проблемами;

 3) смешанную  форму (индивидуально-групповую).

 По  наличию программ:

 - программированную;

 - импровизированную.

 По  характеру управления корригирующими воздействиями:

 - директивную;

 - недирективную.

 По  продолжительности:

 - сверхкороткую (сверхбыструю) - несколько минут или часов;

 - короткую (быструю) – несколько часов или дней;

 - длительную – несколько месяцев;

 - сверхдлительную – год или более.

 По  масштабу решаемых задач  различают психокоррекцию:

 - общую (мероприятия общекоррекционного порядка);

 - частную (набор психопедагогических воздействий, представляющие собой адаптированные для данного возраста психокоррекционные приемы и методы);

 - специальную (комплекс приёмов, методик и организованных форм работы с участником или группой одного возраста, которые имеют схожие проблемы).

 Далее можно выделить:

 Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

Информация о работе Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм