Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная

Содержание

Введение
Глава I. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного поведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ.docx

— 85.37 Кб (Скачать файл)

 1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

 2.   Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

 3.   Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

 4.   Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

 Очевидно, что основой работы с девиантными подростками должна стать программа, направленная на психологическую коррекцию девианта.

 Что понимается под психологической коррекцией?

 «Коррекция» в переводе с латинского языка  – поправка, частичное исправление  или изменение (лат. correctio).

 Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков  психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].

 Основное  отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их «переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

 В то же время коррекция может быть составной  частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное  педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты  педагогического воздействия более  подробно.

 В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей  деятельности.

 Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия  на личность ребёнка с отклонениями в поведении. Она направлена как  на изменение познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так  и его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его  интересов и склонностей. Следует  отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим  видом деятельности у абсолютного  большинства детей и подростков.

 Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа  постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. Более 40% учащихся с девиантным поведением к учёбе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учёбе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками [6, стр. 212].

 Таким образом, «образовательно-коррекционная  деятельность в ходе учебно-воспитательного  процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что  даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в  школе в частности».

 Наряду  с учебно-познавательной деятельностью  подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.

 Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически  запущенным и трудновоспитуемым  подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

 Внеурочная  воспитательная деятельность (в отличие  от учебно-познавательной) предоставляет  возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт  условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

 Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует  основы культуры поведения, а также  является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

 Используя те или иные приёмы и методы педагогического  воздействия в коррекционной  работе с молодыми «девиантами», необходимо учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков.

 А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности: [6, стр. 169].

 - метод разрушения отрицательного типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод реконструкции характера);

 - метод  перестройки мотивационной сферы  и самосознания:

 а) объективного переосмысления своих достоинств и  недостатков;

 б) переориентировки самосознания;

 в) переубеждения;

 г) прогнозирования  отрицательного поведения;

 - метод  перестройки жизненного опыта:

 а) предписания;

 б) ограничения;

 в) переучивания;

 г) переключения;

 д) регламентации образа жизни;

 - метод  предупреждения отрицательного  и стимулирования положительного  поведения:

 а) поощрения  и наказания;

 б) соревнования;

 в) положительной  перспективы.

 А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми [6, стр. 77].

 Особая  роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) воздействия на семью.

 

 2.2 Коррекционная программа  

 Опыт  в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.

 Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.

Задачи:

 1.   Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.

 2.   Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.

 3.   Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.

 4.   Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

 5.   Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

 6.   Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.

 7.   Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.

 8.   Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.

 Принципы  организации работы в группе

 1.   Недирективность позиции ведущего группы.

 2.   Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.

 3.   Принцип доверительного стиля и искренности в общении.

 4.   Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.

 5.   Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.

 6.   Принцип «обратной связи».

 7.   Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).

 8.   Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).

 9.   Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).

 10.Принцип  доверительности.

 11.Принцип  конфиденциальности (не обсуждать  происходящее в группе за её  пределами).

 12.Принцип  «Стоп!» (даёт право члену группы  не отвечать на какой-либо вопрос  или не участвовать в работе).

 Предлагаемая  программа предназначена для  работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из которых - основные.

 1. Вводная часть предназначена для знакомства с тренинговой группой и активизацию на дальнейшую работу.

 Основные:

 2. Эмоциональный блок, который нацелен на изменение сложившегося положительного отношения у школьников к девиантному поведению, на отрицательное.

 А.С. Макаренко  в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данного поведения  является «дефективность» сознания, возникшая в результате социальных явлений, деформации отношений между  личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом  является в таком случае не оберегать  это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].

 Изменившееся  отношение у подростка нужно  закрепить в поведении. На это  направлен:

 3. Поведенческий блок. Его цель: блокировать подпитку отрицательного опыта в поведении и сформировать иные поведенческие формы.

 После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность  обратиться к личности подростка, его  самосознанию, самооценке, и через  стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию  личности. Это:

 4. Когнитивный блок, целью которого является раскрытие нравственных аспектов подростка.

 5. Заключительная часть: подведение итогов совместной работы, ритуал прощания и чаепитие.

 Основные этапы организации работы:

 1. Предварительный  этап:

 - ознакомление  с запросом учителя, родителя  на реабилитационную и абилитационную работу;

 - наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

 2. Этап  первичной диагностики:

 - диагностика  по методикам ПДО, СОП, проективная  методика «Несуществующее животное»;

Информация о работе Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм