Факторный анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости на предприятии ООО «Тольяттихлеб».
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия ООО «Тольяттихлеб».
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3
Глава 1. Теоретические основы факторного анализа и управления затратами и себестоимостью продукции……………………………………………………....5
1.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов…………………5
1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..….7
1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат…………………….......9
1.4 Анализ косвенных затрат………………………………………………..…..13
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………17
2.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………………….…….17
2.2 Анализ финансовой устойчивости деятельности ООО «Тольяттихлеб»…..21
2.3 Факторный анализ себестоимости продукции ООО «Тольяттихлеб»…..…25
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………............3

Глава 1. Теоретические основы факторного анализа и управления   затратами и себестоимостью продукции……………………………………………………....5

1.1 Анализ динамики обобщающих показателей и факторов…………………5

1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..….7

1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат…………………….......9

1.4 Анализ косвенных затрат………………………………………………..…..13

Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации на примере  ООО «Тольяттихлеб»…………………………………………………17

2.1 Основные финансово-экономические  показатели деятельности ООО  «Тольяттихлеб»…………………………………………………………….…….17

2.2 Анализ финансовой  устойчивости деятельности ООО  «Тольяттихлеб»…..21

2.3 Факторный анализ  себестоимости продукции ООО «Тольяттихлеб»…..…25

Заключение…………………………………………………………………….....32

Список литературы…………………………………………………………..….34

 

Введение

Ориентация экономики  на рыночные отношения коренным образом  меняет подходы к решению многих экономических проблем и прежде всего тех, которые связаны с управлением себестоимостью продукции. Поэтому понятно внимание, уделяемое концепции управления, в центре которой находится себестоимость продукции. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование возможностей категории себестоимости в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия. В этой связи становится актуальным динамический мониторинг затрат на производство и реализацию продукции, позволяющий принимать оперативные управленческие решения и проводить необходимую корректировку планов при изменении внешних условий. Для этого требуется использование оценок себестоимости, полученных нормативным методом и оперативно пересчитываемых при изменении цен ресурсов или при переходе к альтернативным производственным спецификациям.[16]

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг является важным инструментом в системе управления затратами. Он позволяет изучить  тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.

Снижение себестоимости  продукции имеет большое значение для предприятия, так как является одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала.

Рост собственного производства при возмещении всех производственных затрат требует раскрытия в более  глубоком методическом плане вопросов перспективного и стратегического  развития и управления производством. Наступает этап децентрализации по принятию управленческих решений в условиях самоокупаемости и полной самостоятельности предприятий. Отсюда и проблемные вопросы, вскрывающие суть методических подходов к управлению затратами, являются своевременными для «микроэкономик» любого предприятия. Этим обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность. [12]

Предмет исследования –  процесс анализа финансово-хозяйственной  деятельности и себестоимости на предприятии ООО «Тольяттихлеб».

Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия ООО «Тольяттихлеб».

В курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  1. показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции;
  2. провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Тольяттихлеб»;
  3. провести анализ динамики себестоимости продукции;
  4. провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды российских и зарубежных специалистов по проблемам управления себестоимостью продукции, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

 

Глава 1. Теоретические основы анализа и управления   затратами и себестоимостью продукции

    1. Анализ динамики обобщающих показателей и факторов

Под анализом в широком  плане понимается способ познания предметов  и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные  части и изучение их во всём многообразии связей и зависимостей.

В науке и практике применяются разные виды анализа: математический, статистический, экономический и  др. Все эти виды анализа отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие  от математического, физического относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, при изучении их невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должны заменить силы абстракции.[12]

Анализ себестоимости  начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Общая сумма затрат может  измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы  постоянных расходов. Порядок проведения факторного анализа представлен в табл.1.1.

Изучение структуры  затрат на производство и её изменений  за отчётный период по отдельным элементам  затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости. [8,6]

Таблица 1.1 - Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции

Затраты

Факторы изменения затрат

объём выпуска продукции

структура продукции

переменные затраты

постоянные затраты

По плану на плановый выпуск продукции:

План

План

План

План

По плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции:

Факт

План

План

План

По плановому уровню на фактический  выпуск продукции:

Факт

Факт

План

План

Фактические при плановом уровне постоянных затрат:

Факт

Факт

Факт

План

Фактические:

Факт

Факт

Факт

Факт


Анализ структуры себестоимости  по статьям и элементам расходов проводится в аналитической таблице  табл.1.2.

Таблица 1.2 - Состав затрат на производство

Элементы затрат

За предшест-вующий год

По плану на отчётный год

Фактически за отчётный год

Изменение фактических  удельных весов по сравнению

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

с предше-ствующим годом

с планом, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(гр.7 – гр.3)

(гр.7 – гр.5)


Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике. [21]

При помощи показателей  структуры рассматривается влияние  каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или  перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений. Анализ проводится в аналитической табл.1.3.

Таблица 1.3 - Затраты на производство продукции по статьям

Статьи затрат

Базис-ный период

Отчётный период

Отклонения уровня затрат

Сумма

Уровень затрат

План

Факт

от плана  
(гр.6 – гр.4)

от показателя базисного  периода 
(гр.6 – гр.2)

Сумма

Уровень затрат

Сумма

Уровень затрат

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объём товарной продукции.

Анализ динамики и  выполнения плана по структуре и  уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию. [9,18]

1.2 Анализ затрат на рубль товарной продукции

Наиболее обобщающим показателем  себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

           (1)

Непосредственное влияние на изменение  уровня затрат на 1 руб. товарной продукции  оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.1.1.

Рис.1.1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции[17,33]

Влияние факторов первого  уровня на изменение затрат на 1 руб. товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок:

Товарная продукция:

а) по плану:  ;                                                   (2)

б) фактически при плановой структуре  и плановых ценах:                                         ;                (3)                   

в) фактически по ценам плана:  ;                 (4)

г) фактически:  ;                                              (5)

Если затраты на 1 руб. товарной продукции (У3) представить  в виде

,                               (6)

то анализ проводится методом цепных подстановок и  его алгоритм аналогичен алгоритму  проведения факторного анализа материалоёмкости. Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.1.4).

Таблица 1.4 - Порядок расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли

Фактор

Формула расчёта  влияния фактора

Объём выпуска товарной продукции

Структура товарной продукции

Уровень переменных затрат на единицу продукции

Изменение суммы постоянных затрат

Изменение уровня отпускных  цен

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

Итого

(12)


В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем. [6,15]

1.3 Анализ прямых материальных и трудовых затрат

Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырьё и материалы. Система факторов, оказывающих влияние на прямые материальные затраты, приведена на рис.1.2.

Рис.1.2.Блок-схема факторной системы материальных затрат[]        

 

Информация о работе Факторный анализ себестоимости продукции