Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:54, реферат

Краткое описание

В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:
1) 82 АС субъектов РФ. Недавно их было ещё 83, но в результате объединения Коми-Пермяцкого АО их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.

Вложенные файлы: 1 файл

Arbitrawnyj_process.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура.

 

Согласно ст.118 и 127 КРФ и ст.4 ФКЗ об арбитражных судах АС – это орган, который в рамках действующей в России судебной системы осуществляют правосудие в сфере хозяйственной юрисдикции в порядке, предусмотренном АПК и другими ФЗ. В этом определении отражена функция, цель АС – осуществление правосудия по экономическим спорам.

В настоящее время в РФ функционирует 4х-звенная система АС, которая определяется ФКЗ о судебной системе РФ 31.12.1996г. и ФКЗ об АС от 5.04.1995г. уровни этой системы включают в себя:

1) 82 АС субъектов РФ. Недавно  их было ещё 83, но в результате  объединения Коми-Пермяцкого АО  их стало меньше. На территории нескольких субъектов федерации может быть один АС, например, один суд объединяет город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для них характерны 2 основных функции, они рассматривают дела по существу – ст.34 ФКЗ об АС, при чём таких споров большинство, только 3 категории экономических споров отнесены к исключительной компетенции ВАС; вторая функция – они пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вынесенные ими вступившие в законную силу судебные акты.

2) Арбитражные апелляционные  суды, их 20. Функция их – проверка  в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов АС СРФ, принятых ими в первой инстанции и не вступивших в законную силу. Каждый из апелляционных судов охватывает 3 – 5 АС СРФ, т.е. пересматривает не любые судебные акты, а акты, вынесенные строго определёнными судами. 17й АС – Свердловский, Пермский, Курганский и др. – находится в Перми. Также есть суд в Челябинске.

3) Арбитражные кассационные  суды (ФАСО – федеральные АС  округов). Проверка в кассационной  инстанции законности (но не обоснованности!) судебных актов АС СРФ и ААС, вступивших в законную силу.

4) ВАС. Согласно ст.127 КРФ  и ст.9 ФЗ об АС ВАС РФ является  высшим судебным органом по  разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. В компетенцию его входит рассмотрение некоторых экономических споров по первой инстанции, их перечень прямо закреплён в ч.2 ст.34 АПК; пересмотр вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора – ч.4 ст.293 АПК, при чём надзорный пересмотр является исключительной прерогативой ВАС РФ; ВАС является единым организационным центром всей системы АС в России. Функция организационного обеспечения деятельности АС включает следующие полномочия:

    • подбор и подготовка кандидатов в судьи,
    • организация работы по повышению квалификации судей и работников АС,
    • финансирование деятельности АС и контроль за расходованием финансовых средств.

Т.о. на сегодняшний день в целом существует 113 АС, которые имеют статус федеральных судов, и каждый из которых имеет статус юридического лица.

В основе функционирования системы АС лежат следующие основные принципы:

  • Принцип единства системы АС, т.е. а) все АС являются федеральными, б) все судьи имеют единый статус, урегулированный законом о статусе судей в РФ, в) все АС руководствуются в своей деятельности единой процессуальной формой, которая закреплена в АПК РФ.
  • Принцип чёткого разделения полномочий между отдельными звеньями системы АС. Это означает, что закон закрепляет за каждым звеном в системе свою основную функцию.
  • Принцип многоинстанционности – т.е. возможность пересмотра судебного акта судами различных инстанций в независимости от того, пересматривался ли этот судебный акт в нижестоящей инстанции.
  • Принцип осуществления правосудия в сфере экономики только АС с учётом их подведомственности.
  • Принцип образования АС высшим органом власти страны и назначения судей АС всех уровней высшим органом власти или высшим должностным лицом государства, имеется в виду утверждение судей по представлению Президента Советом Федерации.

Структура АС в РФ. В структуре любого АС можно выделить 3 вида подразделений:

  • Президиум, он выполняет 3 основных функции: утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов нижестоящих судов по представлению председателей этих судов, рассматривает вопросы судебной практики, рассматривает иные вопросы организации работы суда.
  • Судебные коллегии. На них возлагается основная функция данного суда, связанная с осуществлением правосудия, в зависимости от того, к какому звену относится суд. По действующему законодательству различаются 2 вида судебных коллегий – по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных (публичных) правоотношений. По решению Пленума ВАС РФ в АС могут создаваться и иные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Судебную коллегию возглавляет председатель, который по должности является заместителем председателя АС. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Т.е. с помощью коллегий достигается определённый уровень специализации, чтобы судьи накапливали опыт в определённой области и повышали свою квалификацию.
  • Судебные составы, как и судебные коллегии, призваны обеспечивать специализацию судей на рассмотрение отдельных категорий дел уже с учётом деления всех споров на гражданскоправовые и административные.

Необходимо отличать понятие судебный состав от понятия состав суда. Судебный состав – это структурное подразделение, низовая организационная ячейка АС, существующая на постоянной основе. Состав суда – это конкретные судьи, которым поручено рассматривать данное конкретное дело, он может быть единоличным или коллегиальным – из 3 профессиональных судей или из 1 судьи и 2 арбитражных заседателей. Численность судебного состава не может быть, по общему правилу, менее 5 судей. Судебный состав возглавляет председатель, который утверждается Президиумом данного суда сроком на 3 года; один и тот же судья может быть утверждён на должности неоднократно. Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. Персональный состав судебных составов определяется Приказом председателя АС. В составе суда нет председателя, а есть председательствующий, который имеет такой же голос, как и все остальные члены.

Имеются определённые особенности в структуре АС отдельных звеньев.

1. В АС СРФ с малой  численностью судей могут не  создаваться судебные коллегии. В АКС с малой численностью могут не создаваться судебные составы. Во всех остальных они создаются в обязательном порядке – это предусмотрено регламентами АС.

2. В АС СРФ и ААС могут создаваться т.н. постоянные судебные присутствия – это обособленное подразделение АС СРФ или ААС, расположенное вне места постоянного пребывания и осуществляющее его полномочия. Постоянные судебные присутствия создаются по решению Пленума ВАС РФ в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдалённых местностях, а также с учётом количества дел в отдельных местностях. Место пребывания ПСП АС определяется Пленумом ВАС РФ по представлению председателя ВАС РФ, о чём ВАС официально извещает в Вестнике ВАС РФ. Возглавляет ПСП соответственно заместитель председателя АС СРФ или заместитель председателя ААС.

3. В ВАС существует  такое структурное подразделение  как Пленум ВАС РФ. Основная  функция – рассмотрение материалов, изучение и обобщение практики применения законов и иных НПА АС с последующей дачей обязательных разъяснений по вопросам судебной практики.

В структуре любого АС также выделяются подразделения, призванные обеспечивать организационно-техническую сторону деятельности АС, или аппарат АС – то, что связано с документооборотом, печатью бланков. Выделяются 3 подразделения аппарата АС – канцелярия (служба делопроизводства, отвечает за документооборот, проводит первичный приём документов в АС). Второе – приёмная или секретариат – создаётся не во всех судах в зависимости от численности суда, осуществляет личный приём граждан по вопросам, входящим в компетенцию АС, за исключением вопросов, связанных с возбуждением дел. В АС, где не созданы приёмные, личный приём граждан осуществляется председателем суда, его заместителями, руководителями структурных подразделений и судьями в соответствии с утверждённым графиком, который вывешивается в вестибюле суда. Третье подразделение – архив, который отвечает за хранение дел и документов.

 

Арбитражнопроцессуальное право как самостоятельная отрасль права.

 

АПП – это совокупность и система юридических норм, регулирующих деятельность АС по осуществлению правосудия в сфере экономики, а также отношения, складывающиеся между АС и другими участниками АПр в ходе осуществления этой деятельности.

Как любая отрасль АПП имеет свой предмет, метод и систему.

Предмет АПП. В нём выделятся 2 элемента:

1) деятельность АС как  органа государственной власти, осуществляющего правосудие по  экономическим спорам – арбитражное  судопроизводство или арбитражный процесс. Хотя эти термины употребляются как синонимы, это не тождественные понятия: рамки арбитражного судопроизводства уже, т.к. оно заканчивается вынесением акта правосудия – судебного решения, АПр же считается завершённым, когда достигнуты цели обращения в суд, т.е. восстановлено нарушенное право или охраняемый законом интерес.

2) общественные отношения, складывающиеся в период судебной деятельности между АС и другими участниками АПр. Указанные элементы взаимосвязаны между собой и на них направлено регулирующее воздействие норм АПП.

Предмет АПП двуедин, поскольку ни деятельность, ни отношения не могут существовать одно без другого, что обусловлено спецификой АПр правоотношений: они существуют фактически, но не могут складываться вне правовой формы.

Система АПП, как и ГПП включает в себя 2 части – общую и особенную. В общей части регулируются вопросы, имеющие значение для всех стадий процесса и видов производств. Это принципы, состав суда, доказательства и т.д. В особенной части регламентируются вопросы отдельных видов производств и отдельных стадий арбитражного процесса. По АПК общая часть охватывает 1 раздел, т.е. гл.1 – 12, а особенная – с 13 по 37 главы и раздел 7.

По вертикале в системе АПП принято выделять 2 уровня: низший, т.е. нормы АПП, и высший, т.е. институты. Такой уровень как подотрасль для АПП не характерен.

Метод АПП. Как и для ГПП, для АПП характерен императивно-диспозитивный метод правового регулирования, в котором органично сочетаются императивные предписания, запреты и дозволения. Императивное начало метода, в основном, применяется в процессе регулирования полномочий суда, а диспозитивное начало – в процессе регулирования правового положения сторон и других лиц, участвующих в деле. К императивным моно отнести следующие проявления, характерные для АПП:

  • АС как орган судебной власти занимает главенствующее положение в арбитражном процессе, его требования обязательны для всех участников процесса, он вправе издавать судебные акты, ему принадлежит право санкционировать определённые действия, например, мировое соглашение, обеспечение иска и т.д.
  • В качестве основных юридических фактов в процессе выступают властные процессуальные действия АС.
  • Суду принадлежит право контроля за действиями сторон – ч.5 ст.49 АПК, а также полномочия по руководству процессом.
  • Для АПр характерна арбитражная процессуальная форма, т.е. безусловно обязательный для всех судов порядок осуществления правосудия по экономическим спорам.

Среди проявления диспозитивного начала можно отметить следующие:

  • Стороны обладают равными возможностями для защиты своих прав и интересов в АПр – ст.8 и 44 АПК.
  • Субъекты АПП свободно пользуются своими правами, т.е. могут по своему усмотрению решать, осуществлять или нет то или иное полномочие.
  • Закон устанавливает систему гарантий прав субъектов АПр, при которой интересы истца защищаются АПП в той же мере, что и интересы ответчика.

Источники АПП. Как и любая отрасль права, АПП характеризуется многоуровневой системой источников. К ним относятся:

    1. КРФ и ФКЗ, в КРФ это гл.7, ст.118 – 129, т.е. судебная власть. Она определяет основополагающие начала, принципы, правовой статус судьи, порядок назначения судей АС, положение ВАС в системе АС, что АПр законодательство – исключительное ведение РФ, источник финансирования – федеральный бюджет. Также есть 2 ФКЗ – об АС от 5.04.1995г. и о судебной системе от 31.12.1999г.
    2. Международноправовые акты по вопросам АПр, среди которых можно выделить Конвенция ООН о признании и приведении иностранных арбитражных решений 1958г., Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительному исполнению судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27.09.1968г., Минская Конвенция в рамках СНГ о правовой помощи по гражданским и семейным делам 1993г. и ряд других источников – Европейская конвенция по правам человека и др.
    3. Федеральные законы. Прежде всего это АПК как кодифицированный НПА – это ФЗ от 24.07.2002г. №95-ФЗ. Кодекс содержит 7 разделов, введён в действие 1 сентября 2002г. ………. К другим ФЗ можно отнести ГК РФ, касается вопросов подведомственности, претензионного порядка, НК, в частности, гл.25.3, которая определяет порядок уплаты и размеры госпошлины, ФЗ о несостоятельности и банкротстве от 26.10.2002г. №127-ФЗ; ФЗ об арбитражных заседателях АС СРФ от 30.05.2001г. №70-ФЗ. Некоторые акты, например, закон о банкротстве, регулируют отдельные варианты рассмотрения споров.
    4. Подзаконные НПА, их не много, т.к. одной из особенностей процессуальных отраслей права является то, что основным источником является закон. Например, это Регламент АС, утв. ППВАС от 5.06.1996г. №7. ППр РФ о гос.органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению от 17.02.1998г. №202. УП об особенностях обращения взыскания на имущество организаций 1996г., но он устарел.
    5. Судебная практика, это дискуссионный вопрос, но её роль на сегодняшний день весьма существенна. Прежде всего, это ПКС, касающиеся АПр, например, ПКС от 16.07.2004 №15-П, где положение ч.5 ст.59 АПК была признана не соответствующей КРФ. ППВАС от 20.12.2006г. №65 о подготовке дел к судебному разбирательству, ППВАС от 9.12.2002г. №11 о некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ. Также существуют совместные постановления Пленумов ВС и ВАС, например, о разграничении подведомственности – от 1.07.1996г. №6/7. также это Информационные письма Президиума ВАС, их уже накопилось достаточно много, например, об оспаривании НПА, о применении гл.25.3, об упрощённом производстве. Эти письма содержат рекомендации, а не обязательные разъяснения, но это не преуменьшает их значения. Некоторыми информационными письмами Президиум утверждает обзоры практики – подборку наиболее интересных прецедентов по определённой категории дел.
    6. Прецеденты по определённым делам, дошедшим до ВАС. Они публикуются в Вестнике ВАС.

Информация о работе Арбитражные суды в РФ: их компетенция и структура