Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении принципов планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;
- начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;
- оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Классификация налоговых проверок………………………………………….5
Виды налоговых проверок……………………………………………………..5
Выездная налоговая проверка…………………………………………………6
Организация и методика проведения выездной налоговой проверки……...9
Действие налоговых органов в процессе выездной налоговой проверки….9
Основные этапы проведения выездной налоговой проверки……………...12
Сроки проведения выездной налоговой проверки………………………….13
Оформления результатов выездной налоговой проверки………………….15
3 Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок………………………………………………………………………… 22
3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок………….22
3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки……………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

     Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в  двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий  налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт  или возражения по акту в целом  или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить  к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

       Следует обратить внимание на  то, что с точки зрения исчисления  сроков две недели – это  не 14 календарных дней, следующих  подряд.

     

     В соответствии со ст.61 НК РФ  срок, исчисляемый  неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих  дней, следующих подряд.

     Если  акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика  на представление возражений имеется  текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях  нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока.

     По  истечении срока на представление  возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт  налоговой проверки, а также документы  и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган  обязан известить налогоплательщика  заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы  проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы  рассматриваются в его отсутствие.

     Налоговый орган обязан известить налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления  налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности  известить налогоплательщика о  времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов  не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без  налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении  должностных лиц организации-налогоплательщика  к административной ответственности  и т. д.

     Вместе  с тем, рассмотрение акта проверки и  вынесение решения – две различные  процедуры.

     

     Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально  возможное количество документов в  обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так  как от их позиции во многом зависит  признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура  вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

     Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика  с иском в суд.

     

     По  результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа выносит  решение:

     1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;

     2.  об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

     Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий  налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают  возможность вынесения правильного  и обоснованного решения.

     В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых  проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения  о проведении проверки за уже проверенный  налоговый период (в том числе  встречной проверки). Такое решение  может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.

     

     Не  оспаривая право налоговых органов  на проведение мероприятий налогового контроля, судебные инстанции правомерно указали на недопустимость нарушения  при этом прав налогоплательщика, гарантированных  Налоговым кодексом РФ, и признали оспариваемое решение ИМНС не соответствующим  требованиям налогового законодательства…”

     К дополнительным мероприятиям налогового контроля можно отнести:

- Истребование  у налогоплательщика документов;

- Проведение  экспертизы;

- Опрос  свидетелей;

- Выемку  документов и предметов;

- Привлечение  специалиста для оказания содействия  в осуществлении налогового контроля;

- Проведение  камеральной налоговой проверки  налогоплательщика; 

- Осмотр  территорий, помещений, документов  и предметов, то есть фактически  все действия, которые проверяющие  имели право производить во  время проведения проверки.

     Копия решения налогового органа вручается  налогоплательщику либо его представителю  под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или  его представитель уклоняются от получения копии решения, оно  отправляется по почте заказным письмом  и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после  его отправки.

     В десятидневный срок с даты вынесения  решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

     Обжалование требования имеет смысл в тактическом  плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание  в бесспорном порядке сумм налогов  и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения  судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для  подготовки искового заявления о  признании недействительным решения  налогового органа. Вместе с тем, обжалование  требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, - фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой  проверки. Такая необходимость может  возникнуть, например, в случае не вынесения  налоговым органом по каким-либо причинам решения.

     В случае, если налогоплательщик отказался  добровольно уплатить сумму налоговой  санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый  орган обращается в суд с исковым  заявлением о взыскании с данного  налогоплательщика налоговой санкции.

     Налоговые органы могут обратиться с иском  о взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листе  акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

     

     Если  налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право  обжаловать решение.

     Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый  орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     

     3  Проблемы и пути  их решений при  осуществлении выездных  налоговых проверок 

     3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок 

     Налоговая система Российской Федерации, к  сожалению, далека от идеала. Возможно, это связано с тем, что современная  российская налоговая система существует очень короткий период времени, но факт остаётся фактом - в ней имеется  много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

     По  данным Министерства РФ по налогам  и сборам, исправно и полном объёме платят в бюджеты причитающиеся  налоги примерно 16-17% налогоплательщиков. Около 60 % налогоплательщиков налоги платят, но всеми доступными им законными, а  чаще всего незаконными способами  минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики не платят налоги вообще.

     Для определения направлений реформирования налоговой системы России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов  и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

     Результаты  экспертных опросов налогоплательщиков и работников контролирующих органов, позволили определить основные причины  уклонения от уплаты налогов. В ходе опроса мнения налогоплательщиков сложились  следующим образом:

     -если  не будешь уклоняться, то прибыльную  деятельность осуществлять просто  не сможешь (69,9 % опрошенных);

     -налогоплательщики  не желают отдавать свои деньги, не видя реальной отдачи от  государства (65,9 %);

     -никто  не желает ухудшать свое материальное  положение (32,9 %);

     -наличие  законодательных пробелов и организационных  нестыковок (32,9%);

     -сложность  налогового законодательства (23, 6%);

     -налогоплательщики  не желают афишировать своё  имущественное положение, когда  кругом разгул преступности (16,5%).

     Очевидно, что важнейшей причиной уклонения  от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и  упрочение своего материального  положения). Решением этой проблемы может  стать определение и применение оптимального размера налоговой  нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности  государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние  налогоплательщика.

     Следующими, по значимости, причинами ухода налогоплательщиков от налогообложения являются несовершенство и сложность налогового законодательства. Основным документом регламентирующим порядок осуществления выездных проверок является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.

     

       Как уже отмечалось, выездная  налоговая проверка проводится  на основании ст. 89 НК РФ по  решению руководителя (заместителя  руководителя) налоговой инспекции.  В ходе ее сведения, указанные  налогоплательщиками в налоговых  декларациях, проверяются путем  анализа первичных бухгалтерских  документов предприятия, а также  иной информации о деятельности  предприятия, имеющейся у налоговых  органов. При этом четкого определения  места проведения проверки в  НК РФ не оговорено. На практике  же нередки споры о месте  проведения проверки, когда предоставленные  на предприятии условия не  позволяют ее провести, а налогоплательщик  упрямо настаивает на том, что  должна быть осуществлена выездная  налоговая проверка.

Информация о работе Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок