Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении принципов планирования и подготовки выездной налоговой проверки.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- изучение понятия и сущности выездной налоговой проверки;
- подготовка к проведению выездной налоговой проверки;
- начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;
- оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Классификация налоговых проверок………………………………………….5
Виды налоговых проверок……………………………………………………..5
Выездная налоговая проверка…………………………………………………6
Организация и методика проведения выездной налоговой проверки……...9
Действие налоговых органов в процессе выездной налоговой проверки….9
Основные этапы проведения выездной налоговой проверки……………...12
Сроки проведения выездной налоговой проверки………………………….13
Оформления результатов выездной налоговой проверки………………….15
3 Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок………………………………………………………………………… 22
3.1 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок………….22
3.2 Пути решения проблем, возникающих при осуществлении выездной налоговой проверки……………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

     В процессе проведения проверки проверяющие  вправе потребовать от налогоплательщика  любые документы, связанные с  исчислением и (или) уплатой налогов.

     

     Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен  перечень документов, которые проверяющие  могут затребовать для проведения проверки, хотя общий перечень документов, подлежащих проверке, имеется –  это денежные документы, бухгалтерские  книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей . При проведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно. В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы – накладные, путевые листы и т.д., бухгалтерские документы – оборотные ведомости, ведомости начисления зарплаты и т.д., движение денежных средств по счетам предприятия и т.д. Причем существует презумпция правоты проверяющего, то есть считается, что инспектором затребованы документы, значит, они ему необходимы для проведения проверки.  

     Если  налогоплательщик считает, что   затребованные проверяющим документы  не связаны прямо или косвенно с исчислением или уплатой  налогов, он имеет право обжаловать требование о предоставлении документов  в суд, так как данное требование попадает под определение “акт налогового органа”.

    Следует отметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органы проиграли  дела о взыскании налоговых санкций  по ст. 126 НК РФ из-за нечеткости сформулированных требований.

    На  основании статьи 92 НК РФ  проверяющие  вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в  отношении которых проводится налоговая  проверка. К таким помещениям и  территориям относятся производственные, складские торговые и иные площади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием  объекта налогообложения.

    Осмотр  производится в присутствии понятых  и лица (его представителе), в отношении  которого проводится проверка, а также  специалистов.

Незаконное  воспрепятствование доступу налогового инспектора в помещение налагается штраф. Кроме того, в этом случае налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся  у него данных о налогоплательщике  или по аналогии, т. е. на основании  данных о деятельности подобной компании. Практика показывает, что определение  суммы налогов по аналогии не всегда выгодно налогоплательщику. Обычно налоговые органы берут  компанию с таким же видом деятельности, но при этом не учитывают других факторов, оказывающих влияние на финансовый результат. Может получиться, что размер начисленных по аналогии сумм налогов окажется намного больше, чем у проверяемой фирмы.

     В результате 76 выездных налоговых проверок субъектов лесной отрасли в бюджет начислено 390 млн рублей. В 2008-2010 г.г. налоговые органы региона побывали с выездными налоговыми проверками в половине субъектов лесной отрасли, которые составляют 1,7% от общего числа (138 тыс.) организаций и предпринимателей Иркутской области. При этом доначисления, произведенные налоговиками, стабильны - около 20% от общей суммы доначислений в целом по Управлению, также и объем доначислений данной категории налогоплательщиков на одну проверку существенно выше средней. За первое полугодие 2011 года налоговыми органами региона по результатам камеральных налоговых проверок деклараций, представленных организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в лесной отрасли, доначислено 24 млн рублей, что составляет более 13% от общей суммы доначислений.

  Проведено 76 выездных налоговых проверок (17% от общего количества) налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в лесопромышленном комплексе. В результате доначислено 390 млн рублей (22% от общей суммы доначислений). Доначисления на одну выездную налоговую проверку в среднем составляют 5,1 млн рублей.

    Типичными нарушениями, выявляемыми  в ходе налоговых проверок, является  сотрудничество с фирмами –  «однодневками». Как подчеркивает  руководитель УФНС России по  Иркутской области Петр Ковальчук,  искоренить существующую систему  документального оформления фиктивных  сделок по купле-продаже леса  можно только при активном  сотрудничестве контролирующих  и правоохранительных органов.  Налоговики также надеются на  положительный эффект изменений  в Уголовном кодексе Российской  Федерации, предусматривающих ответственность  за фиктивное участие в учреждении  и деятельности юридического  лица.1 
 

     

     

  2.2 Основные этапы проведения выездной налоговой проверки 

     Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю  либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также  решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной  выездной) налоговой проверки. Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя  либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов "С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной  выездной) налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей  даты.

     В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя  либо физического лица (их представителя) от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным  лицом налогового органа, возглавляющим  проверяющую группу, в конце указанного документа производится запись о  том, что решение (постановление) предъявлено  указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного  решения (постановления), эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

     При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для обеспечения  мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных  лиц налоговых органов, принимают  меры по пресечению противоправных деяний в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации.

     Истребование  необходимых для проверки документов производится в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового Кодекса. Форма  требования о представлении документов приведена в Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2000, регистрационный N 2259). Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

     При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов), проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также  формируются предложения о привлечении  к налоговой, уголовной и административной ответственности.

     

     

    1. Сроки проведения выездной налоговой проверки
 

     Проверкой могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 году налоговые органы вправе проверить  налогоплательщика за 1998-2000гг.) вопрос о проверке налогоплательщика за текущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговых органов, в НК РФ (ст.87) определен только нижний предел срока проверки и нет препятствий  для проверки налогоплательщика  за период (квартал, полугодие, 9 месяцев) текущего года. 

     В настоящее время пунктом 27 постановления  Пленума ВАС РФ №5 разъяснено, что  при толковании п. 1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить из того, что “она имеет  своей целью установить давностные ограничения при определении  налоговым органом периода прошлой  деятельности налогоплательщика, который  может быть охвачен проверкой, и  не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года”.

     

       Запрещается проведение налоговыми  органами повторных налоговых  проверок по одним и тем  же налогам, подлежащим уплате  или уплаченным налогоплательщиком  за уже проверенный налоговый  период, за исключением случаев,  когда такая проверка производится  в связи с реорганизацией или  ликвидацией организации-налогоплательщика  или вышестоящим налоговым органом  в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего  проверку.

     Налоговый орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Фактически законодатель снял запрет на проведение на проведение налоговой проверки один раз в  календарном году.

     Проверка  не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено законом.  В исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить  продолжительность выездной налоговой  проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается  на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять  филиалы и представительства  налогоплательщика независимо от проведения проверки самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих  на территории проверяемого налогоплательщика. В эти сроки не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о предъявлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и  представлением им запрашиваемых при  проведении проверки документов.

     Срок  два месяца, установленный для  проведения проверки, не совпадает  с двумя календарными месяцами.  

     По  окончании проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения.

     По  результатам выездной налоговой  проверки не позднее двух месяцев  после составления справки о  проведенной проверке уполномоченными  должностными лицами налоговых органов  должен быть составлен в установленной  форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и  руководителем проверяемой организации  либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В  случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

     

     

               2.4 Оформления результатов выездной налоговой проверки 

     В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или  отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие  ответственность за данный вид налоговых  правонарушений.

     Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

     Многие  налогоплательщики отказываются подписывать  акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают  его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается  шестой день, начиная с даты его  отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных  документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

     Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно  собственноручно указать дату получения  акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная  на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.

Информация о работе Проблемы и пути их решений при осуществлении выездных налоговых проверок