Словобразование прилагательных в русском и кыргызском языках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 12:50, дипломная работа

Краткое описание

Словообразование частей речи (в том числе прилагательных) заслуживает тщательного изучения и в литературном языке. Многоаспектность особенностей словообразования связана с рядом лингвистических и психолингвистических факторов: «...словообразование дает возможность подойти к описанию традиционных представлений русского и кыргызского народа о своей земле и открывает широкие перспективы в изучении этнической психологии» Активная роль словообразования в создании лексических единиц способствует тому, что язык в той или иной степени отражает соответствующие участки действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

дип.работа обнов..docx

— 104.65 Кб (Скачать файл)

    ВВЕДЕНИЕ

    Словообразование  частей речи (в том числе прилагательных) заслуживает тщательного изучения и в литературном языке. Многоаспектность особенностей словообразования связана  с рядом лингвистических и  психолингвистических факторов: «...словообразование дает возможность подойти к описанию традиционных представлений русского и  кыргызского народа о своей  земле и открывает широкие  перспективы в изучении этнической психологии» Активная роль словообразования в создании лексических единиц способствует тому, что язык в той или иной степени отражает соответствующие  участки действительности.

    Объектом  исследования являются прилагательные русского и кыргызского языков.

    Предмет исследования — 1.семантика производных  прилагательных ; 2.способы их образования; 3.синтакыическая роль.

    В настоящей работе исследуются качественные и относительные.

    Цель  исследования – рассмотреть сравнительно-сопоставительные особенности значения, образования  и формирования  имен прилагательных в русском и кыргызском языках.

    В связи с этим выдвинуты следующие  задачи:

  1. определить семантико-тематические группы  производных прилагательных с относительной семантикой;
  2. установить ведущие способы их образования;
  3. показать их синтаксическую роль и функциональную возможность;
  4. предложить методистам рекомендации по обучению прилагательным данного лексико-грамматического разряда в кыргызских школах.

    Актуальность  темы состоит в значимости словообразлвание прилагательных, как самостоятельной  части речи.

    Поэтому актуально представление общей  картины словообразования прилагательных: исследование основных способов словообразования, словообразовательных типов прилагательных; обнаружение и систематизация словообразовательных категорий производных прилагательных, образованных морфологическим способом словообразования.

    Теоретическая значимость исследования состоит в  представлении системных связей для способов словообразования, в  разработке понятия и в описании словообразовательных категорий.

    Практическая  значимость заключается в возможности  использования результатов исследования в дальнейшей педагогической  работе.

    Исследование  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка сокращений и приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава № 1

   Имя прилагательное в русском языке 

   Поскольку объектом нашего исследования являются прилагательные, то необходимо определить признаки прилагательных.

   1.Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. [7. 234-235с.]  По этому определению мы можем сказать, что прилагательные в русском языке это изменяемая часть речи, которая обозначает признак предмета вне процесса.

   2. Имя прилагательное – это часть речи, выражающее общекатегориальное значение признака предмета в форме грамматической зависимости от существительного. [13. 272с.] Из этого определения следует, что прилагательное грамматически зависит от существительного. 

   Прилагательное  обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет  полные и краткие формы.

   Прилагательные  классифицируются  по двум основаниям:

   1) по характеру самого называемого  признака.

   2) по характеру обозначения признака. [26. 234-236с.]

   В отличие  от имен существительных прилагательные не имеют постоянного рода: они  изменяются по родам, их род зависит  от того существительного, к которому они относятся. [6.134-135c]

   Здесь мы можем привести пример:

   Большая сумка 

   «Какого рода слово сумка? -женского». «В каком роде будет прилагательное большой, когда оно соединится со словом сумка ? - В том же роде, т.е. в женском».

   Такой способ связи называется согласованием. 

   Одно  и то же прилагательное может «обслуживать»  имена су-ществительные мужского, женского или среднего рода. Учащиеся проверяют это свойство, составляя  словосочетания и предложе-ния: зимний день. зимняя стужа, зимнее развлечение. Продолжают-ся упражнения в согласовании. [6.134-135c.]

   Прилагательные  классифицируются по двум основаниям: во-первых, по характеру самого называемого  признака и, во-вторых, по характеру  обозначения признака, т. е. по тому, получает ли признак в слове свое лексическое выражение или на наличие признака только указывается, но сам признак не называется. Эти  классификации, равно существенные для грамматической характеристики прилагательных, не подчинены друг другу и существуют независимо одна от другой. [7. 172-174c.]

     Классификация по первому признаку  разделяет прилагательные на  два лексико-грамматических разряда  – на прилагательные качественные  и относительные. В состав относительных  прилагательных входят собственно  относительные (притяжательные,  и непритяжательные), порядковые  и местоименные прилагательные. Классификация по второму признаку  разделяет прилагательные на  знаменательные и местоименные. К знаменательным прилагательным  относятся все качественные прилагательные  и все относительные, кроме  местоименных. . [7. 176-178c.]

   Качественные  прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое  в нем, часто – такое, которое  может характеризоваться разной степенью интенсивности: белый – белее, красивый – красивее, прочный – прочнее, упрямый – упрямее, хороший – лучше. Ядро этого разряда составляют прилагательные, основа которых обозначает признак не через отношение к предмету. Сюда принадлежат слова, называющие такие свойства и качества, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: цветовые, пространственные, временные, физические и другие квалифицирующие признаки, качества характера и умственного склада: красный, синий, светлый, яркий; горячий, громкий, густой, душистый, звонкий, круглый, мягкий, резкий, сладкий, теплый, тихий, тяжелый; далекий, длинный, долгий, короткий, малый, тесный, узкий; босой, глухой, здоровый, молодой, слепой, старый, толстый, тощий, хилый; гордый, добрый, жадный, злой, мудрый, плохой, скупой, умный, хитрый, хороший, храбрый, щедрый; важный, вредный, годный, нужный, полезный, правильный.

      Качественные прилагательные имеют  два ряда форм – полные (атрибутивные) и краткие (предикативные)[8. 45-46с]: белый, белая, белое, белые и бел, бела, бело, белы; темный, темная, темное, темные и темен, темна, темно, темны; горький, горькая, горькое, горькие и горек, горька, горько, горьки; они образуют формы сравнит. степени (компаратива): важный – важнее, добрый – добрее, сладкий – слаще, гладкий – глаже, густой – гуще.

      Относительные прилагательные называют  признак через отношение к  предмету или к другому признаку: мотивирующей основой обозначается  тот предмет или признак, через  отношение к которому представлено  данное свойство [8.45-46с]: деревянный, стальной, летний, купальный, вчерашний. Характер выражаемых отношений очень разнообразен: это может быть обозначение признака по материалу (деревянный, металлический), по принадлежности (притяжательные прилагательные: отцов, рыбий, сестрин, мужнин, мой), по назначению (детская книга, школьные пособия), по свойственности (осенние дожди, вечерняя прохлада). Относительные прилагательные называют признак, который не может проявляться с разной степенью интенсивности.[9.46-48с]

      Относительные прилагательные составляют  основную и непрерывно пополняемую  массу русских прилагательных (непополняемы  лишь группы прилагательных порядковых  и местоименных). В отличие от  качественных прилагательных, представленных  как немотивированными, так и  мотивированными словами, прилагательные  мотивируются словами других  частей речи: существительными (железный, дверной, отцов, сестрин, ламповый, комсомольский, весенний, верхний); глаголами (дубильный, плавательный, танцевальный, лечебный), числительными  (четвертый, десятый, сороковой,  двухсотый) и наречиями (ближний,  прежний, тогдашний, вчерашний,  теперешний). Исключение составляют  порядковые прилагательные первый, второй и многие местоименные  прилагательные являющиеся немотивированными  словами.[6. 456-455с.]

       Прилагательному как части речи  свойственны морфологические категории  рода, числа и падежа . Все эти  категории у прилагательного  – словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.

      Категория рода прилагательного  - это словоизменительная категория,  выражающаяся в системе противопоставленных  друг другу рядов форм и  обозначающая отношение прилагательного  к существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания. Категория рода представлена  тремя рядами форм: мужского, женского  и среднего рода. Формы мужского  рода указывают, что названный  прилагательным признак принадлежит  предмету (или лицу), который назван  существительным мужского рода; формы женского рода указывают,  что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным  женского рода; формы среднего  рода указывают на принадлежность  признака предмету, названному существительным  среднего рода. Таким образом,  морфологические значения рода  у прилагательных выявляются  только в сочетании с определяемыми  существительными и служат синтаксическим  выявлением значения рода определяемого  существительного.[5.122-123с.]

      Сочетаясь с существительными  – названиями лиц, прилагательные  в форме муж. или жен. р.  указывают на пол лица. Функция  указания на пол лица целиком  сосредоточивается в прилагательном  в следующих употреблениях: 1) при  сущ., принадлежащих к нулевому  скл.; 2) при личных и возвратном  местоимениях и 3) при сущ. общего  рода (сирота) и названиях лиц  по роду занятий, должности  типа врач, доктор, инженер, исполнитель). Во всех этих случаях форма  рода у прилагательного выполняет  семантическую функцию: род соотносит  названный прилагательным признак  с лицом мужского или женского  пола:

   1) известный конферансье; таинственный  инкогнито; моя визави;

   2) Я совсем больна; Ты еще молод;  Протекли за годами года, И  слепому и глупому мне Лишь  сегодня приснилось во сне,  Что она не любила меня никогда  (Блок); Меня, и грешную и праздную, Лишь ты одна не упрекнешь  (Ахм.); Смотрела маленькая женщина  на незнакомого меня (Евтуш.); Я  многое еще не совсем понимаю.  Ни вокруг себя, ни в себе. А  врать, как другие, даже самой  себе не хочу (Нилин);

   3) хорошая врач; сама председатель  сказала (подобные сочетания допускаются  в газ., разг., поэт. речи). [7.156с]

      Примечание. Мужской род прилагательного в сочетаниях типа хороший врач, известный поэт, талантливый дирижер, прекрасный товарищ сам по себе не указывает еще на пол называемого лица; он может только обозначать, что сущ. врач, поэт, дирижер, товарищ – муж. р.; например: С.Юнович, тончайший колорист, создала живописную сферу без живописи (газ.); Память об отважном воине, замечательной спортсменке бережно хранят советские люди (газ.).

   Прилагательные  последовательно обозначают одушевленность или неодушевленность тех существительных, с которыми они сочетаются. Это  свойство прилагательных проявляется  в формах вин. п. ед. ч. муж. р. и вин. п. мн. ч. всех родов. Форма вин. п. ед. ч. муж. р. и мн. ч. всех родов у прилагательных, определяющих одушевл. существительные, совпадает соответственно с формой род. п. ед. ч. муж. р. или род. п. мн. ч. (Я увидел знакомого студента; Я  знала этого юношу; Он поймал больших  окуней; Мы приобрели красивых птиц), а у прил., определяющих неодушевл. сущ., форма вин. п. ед. ч. муж. р. и мн. ч. всех родов совпадает с формами  им. п. ед. ч. муж. р. или им. п. мн. ч. (Я  увидел знакомый дом; Он нашел красивые камни; Библиотека приобрела новые  книги).

   Категория числа прилагательных – это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая  категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными  формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа. Категориальные морфологические  значения ед. и мн. ч. прилагательных повторяют одноименные морфологические  значения определяемого сущ. и выражаются системами падежных флексий: большой  стол – большие столы; интересная книга – интересные книги; зеленое  поле – зеленые поля; красное  знамя – красные знамена. В  том случае, если признак принадлежит  предмету или лицу, названному несклоняемым сущ., формы ед. и мн. ч. прилагательного  указывают на морфологическое значение числа этих существительных: розовый  фламинго – розовые фламинго; трудное  па – трудные па; компетентное жюри – компетентные жюри. [8.158c.]

Информация о работе Словобразование прилагательных в русском и кыргызском языках