Этапы развития теории и практики районирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

В России теоретическое обоснование региональных хозяйственных комплексов получило в работах Н.Н. Колосовского. Ключевым понятием в его теории территориальной организации явилось понятие энергопроизводтвенного цикла, под которым понималась вся совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом регионе. Н.Н Колосовский выделил 8 устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов для выделения экономических районов и подрайонов: пирометаллургический цикл черных и цветных металлов, нефтеэнергохимический цикл, гидроэнергетический, совокупность циклов перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический, индустриально-аграрный, гидромелиоративный.

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Экономическое районирование  является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов - основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при  разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального  управления экономикой. Особенно это  важно в настоящее время, когда  регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов  на определенных видах производства, является одним из факторов повышения  производительности общественного  труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Экономическое районирование имеет  свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную  ориентировку в хозяйственных различиях  отдельных частей страны. Так как  хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П.Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И.Скворцова, П.П.Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.

В  России  теоретическое  обоснование  региональных  хозяйственных  комплексов  получило  в  работах  Н.Н. Колосовского. Ключевым  понятием  в его  теории  территориальной  организации  явилось  понятие  энергопроизводтвенного цикла, под которым понималась вся совокупность производственных процессов, развертывающихся в  экономическом регионе. Н.Н Колосовский выделил 8 устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов для выделения экономических районов и подрайонов: пирометаллургический  цикл  черных  и  цветных  металлов,  нефтеэнергохимический цикл,  гидроэнергетический,  совокупность циклов  перерабатывающей  индустрии,  лесоэнергетический,  индустриально-аграрный,  гидромелиоративный.

В 1930 г. был создан Совет по изучению производительных сил (СОПС), разработана  Генеральная  схема  развития  и  размещения  производительных  сил СССР.

Второй этап (50-е  годы) развития регионалистики связан с проблемой  экономического  районирования  страны,  с формированием особой  экономической  науки   региональной  экономики. Разработка  этих  проблем  принадлежит академику Н.Н.Некрасову.

 Вся страна была разбита на экономическо-географические регионы. В настоящее время в России имеется 11 регионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский,  Поволжский,  Северо-Кавказский,  Уральский,  Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальне-Восточный. В  основу  экономического районирования положен не энергопроизводственный цикл, как ранее, а производственная  специализация  отдельных  регионов,  вытекающая  из  их географического  месторасположения  и  особенностей  природноклиматической среды. Выделяются также макроэкономические  зоны: Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток).

Третий этап развития регионалистики (90-е годы)  вызван процессами федерализации  экономики,  формированием  особого  субъекта  экономики региональных хозяйств. Созданные в России ныне 7 Федеральных округов не                                                              являются  экономическими  образованиями,  равно  как  и  субъектами Федерации. Их  роль -  проведение  единой  социально - политической  линии федеральных органов власти.

Переход к территориальной системе управления народным хозяйством осуществлялось и ранее. В начале 60-х годов XX-го столетия была ликвидирована отраслевая система управления в СССР и созданы Советы народного хозяйства  по  административным  образованиям (областям,  краям,  республикам). Затем Совнархозы были укрупнены, а в 1964 году ликвидированы. Переход  к  территориальной  системе  управления  в настоящее  время  осуществляется на новой качественной основе формируются региональные хозяйства как самостоятельные субъекты экономики.

Первое практическое отражение экономическое районирование нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район.

В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинациям природных особенностей, национальных навыков населения с его подготовкой для дальнейшей производственной деятельности представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства.

Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.

Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав крупных районов.

Первый пятилетний план (1929—1932) был составлен по 24 районам, второй — по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—1942) —по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР — Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район.

Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифицируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них — обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности.

Вместе с тем можно  утверждать, что существующая сетка экономических районов требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в 5 раз превосходит Северный, при этом его территория более чем в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации.

В настоящее время  существует ряд проектов регионального деления страны.

Первый проект основан  на базе действующей сетки экономического районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад; 4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ;7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь; 11) Дальний Восток.

Второй проект делает упор на разукрупненную сетку: 1) Российский Центр (Московский регион); 2) Европейский Север; 3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Центральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.

Третий проект составлен  с учетом укрупненной сетки: 1) Российский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал; 7) Сибирь; 8) Дальний Восток.

Для третьего проекта  по сравнению с действующим и особенно разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов. Сохраняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, укрупненная сетка (8 районов) имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организационного потенциала: населения — в 2,7 раза, количества входящих областных единиц — в 1,7, тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют соответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) — соответственно 10,6 и 5 раз.

Современный экономический  район - это целостная территориальная  часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических  районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные принципы районирования:

Ø Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Ø Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Ø Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации, технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районо-образующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование  не застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно-Якутского ТПК. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена (таксономические единицы): высшее звено районирования - крупные экономические районы; районы среднего звена - края, области, республики; низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Информация о работе Этапы развития теории и практики районирования в России