Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:42, реферат
Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет
собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в
буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как
хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При
этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном
натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как
народное хозяйство страны, а скорее как домоводство.
1. Введение.
3
2. Предмет экономической науки.
5
3. История развития предмета экономической науки.
8
4. Экономика слов, чисел, рассуждений, мнений.
14
5. Экономическая деятельность людей. Потребности, блага и доходы людей.
17
6. Экономические законы.
21
7. Взаимодействие экономических законов экономической деятельности
людей.
24
8. Выводы.
26
9. Библиографический список.
27
Владимирский Государственный Университет
Кафедра Экономической теории
По дисциплине «Основы
На тему: « Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми»
Владимир, 2002.
Содержание:
1. Введение.
2. Предмет экономической науки.
5
3. История
развития предмета
8
4. Экономика слов, чисел, рассуждений, мнений.
14
5. Экономическая
деятельность людей.
6. Экономические законы.
7. Взаимодействие
экономических законов
людей.
24
8. Выводы.
9. Библиографический список.
27
1. Введение.
Слово
«экономика» имеет
собой сочетание двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в
буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как
хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При
этом надо помнить, что хозяйство в Древней Греции было в основном
натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как
народное хозяйство страны, а скорее как домоводство. В литературе по
экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его изначальной
трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего
хозяйства».
За
более чем два тысячелетия
смысл термина, самого понятия
значительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается
гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт,
которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все
языки мира.
В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а
то и три разных значения.
Во-первых,
экономика – это само
то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций
материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения
условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо
воспринимать как созданную и используемую человеком систему
жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения
условий существования.
Во-вторых,
экономика – это наука,
связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще
всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей
людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе
хозяйствования.
Для того, чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и
как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной,
литературе разделяется на два: «экономика» и «экономикс». Первое означает
хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном проявлении,
а второе – экономическую науку, а точнее – экономическую теорию. Такое
разделение способствует большей четкости, определенности понимания
экономики.
Отметим,
что прямое употребление
его рукописном написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь
никто не называет по-русски физическую науку «физикс», а математическую –
«математикс», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало
бы взамен термина «экономикс» употреблять словосочетание «экономическая
теория».
Наряду
с предметным восприятием
представлением об экономики как совокупности знаний о хозяйственной системе
отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение.
Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в
связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров
и в ходе этих процессов.
Так что в целом экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и
хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к
хозяйству, как уже упоминалось, следует отнести все то, что включено людьми
в орбиту действий, направленных на получение и использовании средств
существования, удовлетворения жизненных потребностей.
2. Предмет экономической науки.
Экономическая наука зародилась много позже, чем сама экономика. В
течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из
поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический
характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему.
Предшественницами научной экономики были философия и социология.
Предмет
экономики как самостоятельной
области знаний вырисовался
300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник
будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности
за последний 150 лет, представления о предмете экономической науки
значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как
наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые –
экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить, по крайней
мере, три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики
как науки.
Вначале
зародилось представление об
экономической науке как
создание и использование материальных благ, получение материальных средств
существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца
экономики А. Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем
перу выдающего английского экономиста А. Маршалла: «Экономическая наука
изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим
образом связана с созданием и использованием материальных основ
благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с
позиции современных
экономических представлений
из сферы экономической деятельности исключено так называемое
нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной
деятельности, услуг. К тому же, согласно приводимому определению
экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда
как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.
В последние годы получил широкое распространение подход к
формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании
понятия «ограниченность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача
экономической
науки состоит в анализе
использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для
достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу.
Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и соответствует
им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и
ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей
использования этих средств.
Более
полным, комплексным выглядит
науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением,
обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.
Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике,
автор получившего мировую известность учебника «Экономика», кратко
характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и
осуществление потребления и производства», «виды деятельности, связанные с
обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие
определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета
экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.
Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает
отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже
упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные
определения предмета экономической теории:
1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными
сделками между людьми.
2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных
производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного
значения, например машины, технические знания) для производства
различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто,
концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами
общества в целях потребления.
3. Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении
ими средств к существованию и использовании этих средств.
4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в
области потребления и
5. Наука о богатстве.
Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению
экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса
выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как
люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые
могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести
разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для
потребления различных индивидов и групп общества». Определение несколько
громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.
Думается,
что можно обойтись более
экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные
ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как
производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.
Существует еще одно оригинальное определение экономической науки.
Согласно этому
определению экономическая
позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:
1. Что следует производить и в каком количестве?
2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких
ресурсов, с помощью каких технологий?
3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и
услуги, как они распределяются между потребителями?
Иногда
эти три группы вопросов
Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на
второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.
Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще
знать, где производить, каким образом распределять или как продавать
произведенный продукт, как увязать производство и потребление.
Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая
наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые –
экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как
потреблять продукт производства, использовать его.
Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука
не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое
поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные,
гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство,
обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю
всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в
семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе.
Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией,
правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом
Информация о работе Экономика: хозяйство, наука, отношения между людьми