Формы организации и функции центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ 4курс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

 

 

Экономическая природа  денег предполагает непрерывность  их обращения. В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно-кредитных  учреждениях и превращаться в  инвестиции.

Наиболее развитой и  универсальной формой кредита является банковский кредит, который предоставляется банками любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд. Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты. Банки составляют ядро кредитной системы. В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух- или трехуровневой. Верхний уровень занимает Центральный банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегательных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важного условия устойчивых темпов роста экономики.

Коммерческие  банки, занимающие нижний уровень в рассматриваемой двухуровневой банковской системе – это частные банки, сфера деятельности которых включает широкий спектр финансово-кредитных операций: прием вкладов и выдачу кредитов; посредничество в платежах; куплю-продажу ценных бумаг; размещение государственных займов; управление по доверенности имуществом клиентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. Выступая в качестве инвесторов, банки, как правило вкладывают деньги в облигации и в виде исключения в акции.

Банковская система  является основной в кредитной системе страны. Помимо банков в неё входят так называемые небанковские специализированные кредитно-финансовые учреждения (инвестиционные компании). Последние занимают нижний уровень в кредитной системе.

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Как известно, у океана есть свой царь – Нептун. Царём же любого финансового океана является – Центральный Банк. Следовательно, и рассматриваемая мною тема: «Центральные банки» является одной из основных в изучение столь важного предмета как «Деньги, кредит, банки».

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ

1.1. Формы организации и функции центральных банков

 

Возникновение центральных  банков исторически связано с  централизацией банкнотной эмиссии  в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце ХIХ — начале XX в. большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена на одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе — просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной, системе страны. Центральный банк служит как бы осью, центром кредитной системы.

 

Формы организации центральных банков.

 

 С точки зрения  собственности на капитал центральные  банки бывают государственные,  капитал которых принадлежит  государству (Великобритания, ФРГ,  Франция, Канада, Россия); акционерные  (США, Англия); смешанные — акционерные  общества, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия). Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно шились на современном этапе. Правительство заинтересовалось в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики.

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может  безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособленно от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник. Степень независимости Центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов. Таких банков большинство.

Определенная степень  независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности  деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В 80—90-е гг. тенденция независимости центральных  банков от правительства усилилась.

В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и ной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

 

Функции центральных  банков.

 

Перед любым центральным банком стоит триединая задача обеспечения стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидности банковской системы, эффективности и надежности платежной системы. Для решения  задачи центральный банк выполняет пять основных функций: монопольной эмиссии банкнот, денежно-кредитного регулирования внешнеэкономическую, банка банков и банка правительства.

Функция монопольной  эмиссии банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством, погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

Банкноты, как уже отмечалось в предыдущих разделах, составляют незначительную часть денежной массы  промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Функция денежно-кредитного регулирования. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения — составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на  масштабы  и характер операций коммерческих банков.

Для воздействия на денежно-кредитную  сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать  депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Суть в том, что имеется  определенная взаимосвязь между  размером резервов, которые банки  обязаны хранить на счете в  центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

Указанная зависимость  получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы.

Например, если банк, получивший 1000 долл. в качестве депозитов, должен иметь обязательные резервы, равные 10% от суммы депозитов, то 90% полученных наличных денег, т. е. 900 долл., он может расходовать на ссуды. Если клиенты, получившие ссуды, используют полученные деньга для оплаты своих долгов или покупки товаров, то 900 долл. перейдут в руки других лиц, которые увеличат свои вклады в банках. В результате 900 долл., уйдя из кассы нашего банка, попадут в кассы других банков. Последние же в свою очередь, удержав 10% в виде резервов, расходуют полученные средства на новые приносящие доход активы. При этом они теряют 810 долл. наличными, которые переходят к другим банкам и дают последним возможность создать новые депозиты. Таким образом, хотя каждый банк предоставил взаймы только 90% денег, которые он получил от клиентов, все банки в целом в конце концов расширили свои ссуды на сумму, в 9 раз превышающую сумму исходного депозита, т. е. на 9000 долл. В результате приема одним банком депозита в 1000 долл. банковской системой формируются совокупные депозиты в сумме 10 000 долл., которая в 10 раз превышает сумму первоначального депозита (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Пример мультипликативного расширения депозитов, долл.

Банк

Сумма полученных депозитов

Сумма предоставленных ссуд или инвестиций

Сумма обязательных резервов (норма обязательных резер-   вов - 10%)

Первый

1000

900

100

Второй

900

810

90

Третий

810

729

81

Четвертый

729

656,10

72,90

Пятый

656,10

590,49

65,61

Шестой

590,49

531,44

59,05

Седьмой

531,44

478,30

53,14

Восьмой

478,30

430,47

47,83

Девятый

430,47

387,42

43,05

Десятый

387,42

348,68

38,74

Итого 10 банков

6 513,22

5 861,90

651,32

Прочие банки

3 486,78

3 138,10

348,6

Все банки

10 000

9 000

1 000


 

Из таблицы видно, что  каждый банк, получающий депозит, добавляет к свои резервам 10% от полученной суммы депозита. Расширение депозитов и резервов продолжается до тех пор, пока все 1000 долл. первого депозита не будут использованы в качестве обязательных резервов, а сумма депозитов не расширится до 10 000 долл.

В рассмотренном, примере  мы предполагаем, что все полученные клиентами от банков деньги остаются в банковской системе, т.е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов, или резервов сверх установленного центральным банком уровня. Однако на практике какая-то часть выданных банком средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов и соответственно новых депозитов. Аналогично влияет и создание банками излишних резервов. Если бы наш первый банк, получив новый депозит в 1000 долл., удержал в форме излишних резервов 900 долл., весь процесс окончился бы, не вызвав многократного расширения депозитов. Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предостав-ление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные государственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов. Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможности центрального банка воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов и денежное обращение.

Информация о работе Формы организации и функции центральных банков