Формы организации и функции центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ 4курс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

При жесткой ре-стрикционной6 политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости  от:

  • условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
  • объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы проведения операций: только на банковском  секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими  и  иностранными  кредитными  организациями:

1)  предоставлять   кредиты  на  срок  не  более   одного   года   под обеспечение  ценными бумагами и другими  активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать  чеки, простые и переводные векселя,  имеющие, как правило, товарное  происхождение, со сроками погашения  не более  шести месяцев;

3) покупать и продавать  государственные ценные  бумаги  на  открытом рынке;

4) покупать и продавать  облигации,  депозитные  сертификаты   и  иные ценные бумаги со  сроками погашения не более  одного года;

5) покупать  и  продавать   иностранную  валюту,  а   также  платежные документы  и обязательства в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными организациями;

6) покупать, хранить, продавать   драгоценные  металлы  и   иные  виды валютных ценностей;

7) проводить расчетные,  кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в  управление ценные бумаги и иные ценности;

8) выдавать гарантии  и поручительства;

9) осуществлять операции  с финансовыми инструментами,  используемыми для управления  финансовыми рисками;

10)  открывать  счета   в   российских   и   иностранных   кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

11) осуществлять другие  банковские операции от  своего  имени,  если это не запрещено  законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

- золото и другие  драгоценные металлы в различной форме;

- иностранная валюта;

- векселя в российской  и иностранной валюте со  сроками   погашения  до шести месяцев;

- государственные ценные  бумаги.

 

Проведение  валютной политики.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях.

ЦБ является проводником  государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства  ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  может открывать представительства  в иностранных государствах.

 

Рефинансирование  коммерческих банков.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости  от:

- формы обеспечения  (учетные и ломбардные кредиты);

- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

- сроков предоставления (среднесрочные -  на 3-4 мес. и  краткосрочные - на 1 день или несколько  дней);

- целевого характера  (корректирующие кредиты и продленные  сезонные кредиты).

 

Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций.

Регулирование кредитных  организаций - это система мер, посредством  которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью  банков  проводится с целью  обеспечения  устойчивости отдельных банков и  предусматривает целостный и  непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель  банковского  регулирования  и  надзора  -  поддержание стабильности  банковской   системы,   защита   интересов   вкладчиков   и кредиторов.  Банк  России  не  вмешивается  в  оперативную   деятельность кредитных   организаций,   за   исключением   случаев,    предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции  надзора и контроля над деятельностью  коммерческих банков Банк России:

-  устанавливает   обязательные  для  кредитных организаций   правила    проведения    банковских    операций,    ведения бухгалтерского  учета,  составления  и  представления   бухгалтерской   и статистической отчетности.

- регистрирует кредитные   организации  в  Книге государственной  регистрации  кредитных  организаций,  выдает   кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения  устойчивости  кредитных  организаций  Банк России может устанавливать  им обязательные нормативы:

1)  минимальный размер  уставного капитала  для   вновь   создаваемых кредитных организаций,  минимальный размер собственных  средств  (капитала) для действующих  кредитных организаций;

2) предельный размер  не денежной части уставного  капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер  крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер  риска на одного кредитора  (вкладчика);

6) нормативы ликвидности  кредитной организации;

7) нормативы достаточности  капитала;

8) максимальный размер  привлеченных денежных вкладов  (депозитов) населения;

9) размеры валютного,  процентного и иных рисков;

10) минимальный размер  резервов, создаваемых под высоко  рисковые активы;

11) нормативы использования  собственных средств банков      для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер  кредитов, гарантий и поручительств,  предоставленных банком своим  участникам (акционерам).

 

Для осуществления своих  функций  в  области  банковского  надзора  и  регулирования  ЦБ  проводит   проверки   кредитных организаций и их филиалов,  направляет  им  обязательные  для  исполнения предписания об  устранении  выявленных  в  их  деятельности  нарушений  и применяет  предусмотренные законом  санкции   по отношению к нарушителям.

В случае  нарушения  кредитной  организацией  федеральных  законов, нормативных актов и  предписаний  Банка  России,  непредставления  информации, представления  неполной  или  недостоверной  информации ЦБ имеет  право  требовать  от  кредитной   организации   устранения выявленных  нарушений,  взыскивать  штраф  в  размере  до  одной  десятой процента от  размера  минимального уставного капитала  либо  ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в  установленный  срок предписаний об устранении нарушений,  а  также  в  случае,  если  эти  нарушения  или совершаемые  кредитной  организацией  операции  создали  реальную  угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной  организации штраф до 1 процента  от  размера оплаченного уставного капитала, но не более 1  процента  от  минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной  организации:

а) осуществления мероприятий  по финансовому  оздоровлению  кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей  кредитной организации;

в) реорганизации кредитной  организации;

3) изменить для кредитной  организации обязательные нормативы  на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на  осуществление кредитной  организацией  отдельных банковских операций,  предусмотренных  выданной  лицензией,  на  срок  до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5)  назначить  временную   администрацию  по   управлению   кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

6) отозвать лицензию  на осуществление банковских  операций в порядке, предусмотренном  федеральными законами.

 

 

Функция финансового агента правительства.

Являясь по своему статусу  финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов7, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении  таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных  расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции  кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы  используются для покрытия бюджетных  дефицитов государства посредством  аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового  агента правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Единство кассы предоставляет  министерству финансов возможность  осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции  по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

 

2.5. Отчетность и  аудит Банка России

 

Банк России  ежегодно  не  позднее  15  мая  представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.

Годовой отчет Банка  России включает:

1) отчет о деятельности  Банка  России,  анализ  состояния   экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения  и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного  баланса  РФ,  а  также  перечень  мероприятий  по  единой   государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3) порядок  формирования  и  направления  использования   резервов  и фондов Банка России;

4) аудиторское заключение  по годовому отчету Банка России.

(Решение об аудите  ЦБР и определение аудиторской  фирмы, имеющей лицензию  на  осуществление банковского аудита, Государственная Дума принимает до  завершения  отчетного   года. В соответствии  с заключенным с аудиторской фирмой  договором Банк  России  обязан представлять  отчетность  и   информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки).

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России  Государственная  Дума принимает решение.

Банк России перечисляет  в федеральный бюджет 50 процентов  фактически полученной балансовой прибыли  по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом  директоров  в  резервы  и  фонды  различного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение своей контрольной  работы хочется подвести итоги всему вышеперечисленному.

Каково же значение ЦБ для функционирования системы распределения  финансов? Есть ли перспективы развития? И что для этого всё же необходимо?

Информация о работе Формы организации и функции центральных банков