Формы организации и функции центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Функционирование финансовой системы государства не может не касаться его граждан, тем более проживающих в России. Вряд ли найдётся хотя бы одно предприятие, учреждение или организация, где бы ни обсуждались какие либо финансовые проблемы государства, новации Правительства и Центрального банка РФ. Множество людей (т.н. физических лиц) подверглись неоднократно накатывавшим бурным водам непознанного океана под названием «Свободный рынок», понеся при этом ощутимые финансовые потери. В результате вспоминается аксиома, что знание – действительно сила! А знание функционирования финансового океана – сила, умноженная на коэффициент!

Вложенные файлы: 1 файл

ЦБРФ 4курс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

Внешнеэкономическая функция центрального банка.

 

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником  государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса  национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

 

Функция банка  банков.

 

В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет  дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки. Последние выступают как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В XX в. в большинстве стран коммерческие банки в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке. Такие резервы называют обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязанных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную  поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т. е. кредитором на крайний случай.

Являясь «банком банков», центральный банк выполняет функции  главного регулирующего органа платежной  системы страны. Он организует межбанковские  расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем, служит расчетным центром банковской системы.

В большинстве стран  центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью  поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) надзорная и контрольная деятельность осуществляется исключительно центральным банком; в других (Германия, США, Швейцария, Франция) — центральным банком совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией и др.); а в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) — не центральным банком, а иными органами.

Основные направления  надзора и контроля центрального банка над коммерческими следующие: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление норматива обязательных резервов и системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.

В течение последних  десятилетий система банковского  надзора постепенно приобретала  международный характер, что было связано с интернационализацией банковского дела. В 1975 году председателями центральных банков 10 промышленно развитых европейских стран был сформирован Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования, или «Комитет Кука», названный так по имени директора Банка Англии Питера Кука, инициатора создания международного банковского надзора*.

В апреле 1997 года Базельский комитет представил документ «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», содержащий 25 принципов, которые являются основой для  организации действенного банковского  надзора и регулирования. «Базельские принципы» разработаны странами «десятки» с участием представителей органов банковского надзора из 15 стран, включая Россию. Они одобрены руководителями центральных банков стран «десятки», и органам банковского надзора во всех странах предложено руководствоваться этими принципами. В основном они содержат стандартные требования, уже применяемые в высокоразвитых странах. В частности, требования минимальной величины банковского капитала и его составляющих; проверки органами надзора политики, оперативной деятельности банка и применяемых им процедур, связанных с выдачей кредитов и инвестированием капиталов, управления кредитным и инвестиционным портфелями; проверки факта наличия у банка общей политики управления рисками.

 

 

* Заседания комитета обычно проходят в Банке международных расчетов (БМР) в Базеле, где размещается его секретариат.

Функция банка  правительства.

 

Как уже отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральные банки тесно связаны с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

Центральный банк кредитует  государство, консультирует Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управляет государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению конверсии и консолидации. Центральный банк использует различные методы управления госдолгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность; изменяет условия продажи; различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, он одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента определяет особое положение, которое занимает центральный банк в банковской системе, и создает объективные предпосылки для выполнения им своей важнейшей функции — функции денежно-кредитного регулирования.

1.2. Пассивные  и активные операции центральных  банков

 

Центральный банк осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные и активные. Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы, активными — операции по их размещению.

Пассивные операции центральных банков. К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот, прием вкладов коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве  стран является эмиссия банкнот (на ее долю приходится от 40 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск (банкнот полностью фидуциарный, т.е. он не обеспечен золотом. 3олотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии банкнот. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии  банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных  ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты — соответственно государственными обязательствами, золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь его пассивных и активных операций. Размеры пассивной операции центрального банка «Эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, покупки государственных ценных бумаг; иностранной, валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.

Однако сказанное не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Кредиты центрального банка, могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке. В этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков. Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные счета, как правило, беспроцентные. Такой порядок действует, в частности, в России. Центральные банки могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой. Обычно на долю собственного капитала банка приходится не более 4% пассива.

Активные операции центральных банков. К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: учетные операции и краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции — это  покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка  векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и расходами госбюджета).

Другим методом покрытия кассовых разрывов могут быть прямые банковские ссуды правительству  сроком не более одного года. Краткосрочные  ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами. Разновидность таких операций — ломбардные ссуды.

Вложения в  ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Во-первых, покупка ими государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка обячно находится очень незначительная часть государственных ценных бумаг. Основными кредиторами государства выступают не центральные банки, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.

Во-вторых, покупка центральными банками государственных облигаций осуществляется с целью регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций в ходе проведения денежно-кредитной политики. Для увеличения ресурсов коммерческих банков центральные банки, в частности, используют операции типа репо, т.е., покупая у банков государственные ценные бумаги, одновременно берут на себя обязательство обратной последующей их продажи через определенный срок по заранее фиксированной цене.

 

 

1.3. Денежно-кредитная  политика центральных банков 

 

Наиболее широко используются:

• изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки);

•   изменение норм обязательных резервов банков;

• операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже  государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;

• политика валютного  курса или курсовая политика.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того могут применяться  также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

• прямое ограничение  размеров банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

• регламентация условий  выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и по кредитам. 

Традиционным методом  регулирования является изменение процентных ставок центрального банка. Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции.

Повышение процентных ставок отражается также на стоянии платежного баланса и уровне валютного курса, так как приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом политики расширения кредита — кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение — кредитной экспансии.

Информация о работе Формы организации и функции центральных банков