Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 06:45, реферат
Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.
Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.
I ВВЕДЕНИЕ
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Структура
2. Задачи
3. Функции
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
   | 
     | 
   | 
     | 
   | 
     | 
   | 
     | 
   | 
     | 
   | 
     | 
   | 
     | 
 
 
I ВВЕДЕНИЕ 
 
С давних времен функция исполнения 
бюджета государства являлась важнейшим 
элементом управления страной, мощным 
рычагом воздействия на социально-экономические 
процессы. В России рациональное управление 
государственными финансами приобрело 
большое значение по мере перехода экономики 
страны к рыночным отношениям. 
 
В 1992 году Президент Российской 
Федерации издал указ, в котором была высказана 
политическая воля на восстановление 
в России существовавшего ранее института 
казначейства - института, который, непосредственно 
находясь в системе органов федеральной 
исполнительной власти, занимается исполнением 
федерального бюджета. Осознание необходимости 
воссоздания казначейства пришло не сразу. 
Не сразу удалось подойти к пониманию 
того, какая модель исполнения бюджета 
предпочтительнее для Российской Федерации 
- банковская или казначейская.  
 
Международный опыт и практика 
функционирования отечественной финансовой 
системы дали практически безальтернативное 
решение в сложившейся ситуации - решение 
об организации в Министерстве финансов 
Российской Федерации системы органов 
федерального казначейства и о переводе 
федерального бюджета на казначейскую 
систему исполнения, как первого этапа 
по установлению контроля Правительства 
РФ за государственными финансами. 
 
В связи с этим изучение правового 
регулирования деятельности органов федерального 
казначейства, их задач и прав, обрело 
в настоящее время особую актуальность. 
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 
 
1. Структура  
 
Система органов федерального 
казначейства представляет собой единую 
централизованную систему, построенную 
по принципу многоуровневой и иерархической 
организации, где каждый уровень (федеральный, 
региональный и локальный) имеет свои 
задачи, функции и специфику. 
 
К федеральному уровню относится: 
 
Главное Управление федерального 
казначейства Министерства финансов РФ. 
Оно является органом управления всей 
казначейской системой и ему подчинены 
все нижестоящие территориальные органы 
казначейства. 
 
 
 
Структура органов федерального 
казначейства 
 
К региональному уровню относятся 
территориальные управления федерального 
казначейства, входящие в состав РФ республик, 
областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. 
 
Локальный уровень охватывает 
отделения федерального казначейства 
городов республиканского, краевого, областного 
подчинения, сельских районов, районов 
в городах республиканского, краевого 
и областного подчинения (за исключением 
городов районного подчинения). 
 
Органы казначейства имеют 
статус самостоятельной федеральной службы, 
являются юридическими лицами, имеют самостоятельные 
сметы расходов и текущие счета в учреждениях 
банков для выполнения хозяйственных 
функций и печать со своим наименованием. 
Казначейство подчиняется Министру финансов 
Российской Федерации. 
 
Территориальные органы казначейства 
подчиняются вышестоящему органу и руководителю 
казначейства - начальнику Главного Управления 
федерального казначейства Министерства 
финансов РФ, который имеет ранг заместителя 
министра. 
2. Задачи 
 
Главными задачами органов 
казначейства являются следующие: 
 
- организация, осуществление 
и контроль за исполнением федерального 
бюджета, управление его доходами и расходами 
на счетах казначейства в банках, исходя 
из принципа единства кассы; 
 
- регулирование финансовых 
отношений между федеральным бюджетом 
и государственными внебюджетными фондами, 
финансовое исполнение этих фондов, контроль 
за поступлением и использованием внебюджетных 
(федеральных) средств; 
 
- осуществление краткосрочного 
прогнозирования объемов государственных 
финансовых ресурсов, оперативное управление 
этими ресурсами в пределах, установленных 
на соответствующий период государственных 
расходов; 
 
- сбор, обработка, анализ информации 
о состоянии государственных финансов, 
представление высшим законодательным 
и представительным органам государственной 
власти и управления РФ отчетности об 
операциях правительства по федеральному 
бюджету; 
 
- управление и обслуживание 
совместно с Центральным банком РФ и другими 
уполномоченными банками государственного 
внутреннего и внешнего долга РФ; 
 
- разработка методологических 
и инструктивных материалов, порядка ведения 
учетных операций по вопросам, относящимся 
к компетенции казначейства, ведение учета 
государственной казны РФ. 
3. Функции 
 
В соответствии с возложенными 
задачами, казначейство выполняет множество 
разнообразных функций. Все выполняемые 
казначейством функции рассматриваются 
в разрезе его иерархического устройства. 
Это связано с тем, что функции федерального, 
регионального и локального уровней казначейской 
системы различны и имеют свою специфику. 
 
Особенность функций, возложенных 
на Главное Управление определяется тем, 
что оно руководит работой всех органов 
казначейства и организует через них бюджетное 
и финансовое исполнение федерального 
бюджета и внебюджетных фондов, а также 
осуществляет выполнение других функций.  
 
В соответствии с этим Главное 
Управление федерального казначейства: 
подготавливает проекты законодательных 
и иных нормативных актов, разрабатывает 
и утверждает методические и инструктивные 
материалы, устанавливает порядок ведения 
учета и составления отчетности по вопросам, 
относящимся к компетенции казначейства. 
 
Как центральный орган казначейства, 
Главное Управление получает, обобщает 
и анализирует отчеты территориальных 
органов казначейства о проделанной работе 
и представляет высшим органам государственной 
власти и управления отчетность о результатах 
исполнения федерального бюджета и состоянии 
бюджетной системы России. 
 
В целях улучшения организации 
исполнения и контроля за исполнением 
федерального бюджета, Главное управление 
в своей работе активно взаимодействует 
с ЦБ, Государственной налоговой службой 
Российской Федерации и другими центральными 
органами государственной власти и управления. 
В частности совместно с Центральным банком 
оно принимает участие в разработке и 
реализации согласованной денежно-кредитной 
политики, обеспечивает управление и обслуживание 
государственного внутреннего и внешнего 
долга России, осуществляет размещение 
на возвратной и платной основе централизованных 
финансовых ресурсов. 
 
Из множества функций, выполняемых 
Главным управлением необходимо особо 
отметить следующую: осуществление управления 
доходами и расходами федерального бюджета 
и иными централизованными финансовыми 
ресурсами, находящимися в ведении Правительства, 
распоряжение средствами, числящимися 
на соответствующих счетах в банках (за 
исключением средств федеральных внебюджетных 
фондов и внебюджетных средств), а также 
осуществляет операции с этими средствами. 
 
Специфика функций, возложенных 
на территориальные управления федерального 
казначейства определяется тем, что они 
являются промежуточным звеном казначейской 
системы. С одной стороны территориальные 
управления организуют работу подчиненных 
им отделений федерального казначейства 
на локальном уровне и выполняют некоторые 
функции свойственные Главному управлению, 
а с другой стороны сами находятся в подчинении 
у Главного управления и выполняют некоторые 
основные функции по непосредственному 
исполнению и контролю за исполнением 
федерального бюджета, возложенные на 
территориальные отделения федерального 
казначейства. 
 
Территориальные органы казначейства 
на соответствующих территориях осуществляют 
бюджетное и финансовое исполнение федерального 
бюджета и финансовое исполнение федеральных 
внебюджетных фондов. 
 
При исполнении федерального 
бюджета по доходам, органы казначейства 
регионального и локального уровня также 
выполняют большую группу функций: 
 
- ведут учет средств, поступающих 
в доход федерального бюджета по видам 
налогов и других платежей согласно классификации 
доходов бюджетов Российской Федерации; 
 
- осуществляют распределение 
в установленных размерах налогов и других 
платежей между федеральным бюджетом, 
бюджетами субъектов Федерации и местными 
бюджетами; 
 
- обеспечивают по представлению 
государственных налоговых инспекций, 
на основании заключений формы 21, возврат 
излишне взысканных и уплаченных налогов 
и других платежей; 
 
- обрабатывают, обобщают и анализируют 
всю информацию о поступающих доходах 
в федеральный бюджет; 
 
- на основе полученных данных 
о состоянии финансовых ресурсов и исполнении 
бюджета составляют краткосрочные прогнозы 
объемов поступлений в доход федерального 
бюджета; 
 
При исполнении бюджета по расходам 
органы казначейства ведут сводные реестры 
распорядителей бюджетных средств, в которых 
отражают всю необходимую информацию 
о финансируемых предприятиях, учреждениях, 
организациях: юридические адреса, телефоны 
их руководителей, номера текущих и бюджетных 
счетов, их назначение и многое другое. 
 
Учет ассигнований для открытого 
финансирования ведут на отдельных лицевых 
счетах по каждому распорядителю кредита, 
главному разделу, подразделу, виду расходов 
и целевым статьям экономической классификации. 
 
Территориальные органы казначейства 
выполняют операции со средствами федерального 
бюджета, федеральных внебюджетных фондов 
и осуществляют финансирование расходов 
со счетов казначейства в учреждениях 
банков. Они доводят до получателей средств 
федерального бюджета лимиты финансирования. 
И обеспечивают в соответствии с доведенными 
до них Главным управлением федерального 
казначейства установленными размерами 
ассигнований, целевое финансирование 
предприятий, учреждений, организаций. 
А также осуществляют постоянный ежедневный 
анализ исполнения федерального бюджета 
по расходам. 
 
Другой важной функцией территориальных 
органов казначейства является осуществление 
краткосрочного прогнозирования и кассового 
планирования расходов федерального бюджета 
по соответствующим территориям. Так, 
они осуществляют прогнозирование и планирование 
на ближайший период, сумм расходов на 
финансирование отдельных федеральных 
целевых программ. Например, по выплате 
компенсаций и предоставлению льгот лицам, 
пострадавшим от радиоактивных воздействий 
при ликвидации последствий аварии на 
Чернобыльской АЭС, аварии на ПО " Маяк" 
и сбросов радиоактивных отходов в реку 
Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне, 
делая расчеты на основании информации 
о льготах, компенсациях и количестве 
лиц, имеющих на это право. 
 
Совместно с уполномоченными 
банками, территориальные органы казначейства 
осуществляют управление и обслуживание 
государственного долга РФ. Курируют вопросы, 
связанные с государственными займами, 
казначейскими обязательствами и другими 
ценными бумагами. И выполняют поручения 
вышестоящего органа казначейства по 
финансированию внутреннего долга России. 
 
Наряду с исполнением федерального 
бюджета по доходам и расходам территориальные 
органы казначейства выполняют контрольные 
функции. Это в первую очередь определяет 
важность казначейства как органа финансового 
контроля. 
 
Основной упор в своей деятельности 
казначейство делает на текущий контроль 
за целевым использованием средств, выделяемых 
предприятиям, учреждениям, организациям 
на возвратной и безвозвратной основе 
из федерального бюджета. В частности, 
территориальные органы казначейства 
проводят анализ отчетов об исполнении 
расходов, которые ежемесячно представляются 
им всеми бюджетными учреждениями и организациями; 
проверяют правдивость отраженной в них 
информации, сверяя итоговые суммы отчетов 
с выписками банков по счетам этих учреждений 
и организаций, а также проводят различные 
проверки с непосредственным выходом 
на место. Круг проверок очень широк, он 
включает: 
 
- проверки по фактам размещения 
бюджетных средств на депозитных счетах; 
 
- проверки своевременности 
и полноты выплаты заработной платы, стипендий 
и других денежных выплат работникам данных 
учреждений и организаций; 
 
- проверки целевого использования 
средств, выделенных на финансирование 
государственных капитальных вложений; 
 
проверки целевого использования 
средств краткосрочной финансовой поддержки, 
выделенных из федерального бюджета предприятиям 
и другие проверки. 
 
В целях повышения оперативности 
зачисления доходов на счета бюджета и 
средств бюджета на счета получателей, 
на органы казначейства возложены функции 
по контролю за своевременностью совершения 
банками операций с бюджетными средствами. 
Они осуществляют проверки своевременности 
исполнения банками платежных поручений 
на перечисление налогов и других платежей 
в федеральный бюджет и зачисления бюджетных 
средств на счета получателей. Также могут 
проводить другие проверки по письменным 
указаниям вышестоящего органа казначейства. 
 
При проведении проверок территориальные 
органы казначейства могут в случае обнаружения 
нарушений изымать всю, связанную с ними 
документацию. А при непредоставлении 
или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую 
и финансовую документацию органы казначейства 
могут приостановить операции по счетам 
этих учреждений и организаций. Кроме 
того, органы казначейства в необходимых 
случаях осуществляют взыскание в бесспорном 
порядке с учреждений и организаций средств, 
используемых ими не по целевому назначению 
и налагают штрафы в размере, действовавшей 
в момент нарушения, учетной ставки Центрального 
банка. А также применяют штрафные санкции 
к банкам за несвоевременное совершение 
операций со средствами федерального 
бюджета. 
 
В случае выявления нарушений, 
за которые предусмотрена уголовная ответственность, 
органы казначейства передают все материалы 
по ним правоохранительным органам и в 
необходимых случаях предъявляют иски 
в суд или арбитражный суд. 
 
В процессе выполнения по исполнению 
федерального бюджета и контролю за его 
исполнением, территориальные органы 
казначейства представляют своему вышестоящему 
органу полную оперативную и периодическую 
отчетность о проделанной работе; активно 
взаимодействуют с контрольно-ревизионными, 
налоговыми и финансовыми органами. 
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Таким образом из всего вышеизложенного 
можно сделать вывод, что на казначейство 
возложено большое количество функций. 
И что по мере развития его территориальных 
органов и освоения ими всех этих функций 
в полном объеме, оно будет играть все 
большую роль в поддержании стабильности 
бюджетной системы и экономики России 
в целом. 
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1.Красавина Л.Н. Финансовая 
и денежно-кредитная система. -М.: Финансы, 
2006г. 
 
2.О поступлении государственных 
налогов и других обязательных платежей 
в бюджет, во внебюджетные фонды и о недоимке 
по платежам в бюджет за январь 2007 года. 
Государственная налоговая служба России.  
 
3.Новый налоговый кодекс. // 
Коммерсант. 2007г.
Информация о работе Правовое регулирование деятельности органов федерального казначейства