Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диапозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Муниципальное право»

Студента 4 курса факультета управления

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Михайлина Антона Николаевича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Жуковский, 2013г.

Контрольные вопросы.

 

  1. Особенности правового регулирования муниципальных отношений (муниципально-правовой метод правового регулирования).

 

В зависимости от преобладания в  системе юридических способов регулирования  общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного  правового приема различают два  основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диапозитивный. Преобладание предписания в комплексе  способов юридического воздействия  на общественные отношения характерно для императивного регулирования. Императивный метод регулирования  предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении. Юридическим фактом для  возникновения правоотношений в  данном случае является, как правило, властное предписание. Наличие отношений  соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего  отношения в сфере исполнительной власти.

Дозволение, предоставляющее субъектам  отношений право на самостоятельный  выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения  правоотношений при этом выступает  обычно договор. Диспозитивный метод  регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

Характер муниципально-правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление представляет собой форму реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законодательством. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы  частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а  также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях  условия использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный  характер правового регулирования, широко используется в муниципальном  праве.

Конституция гарантирует самостоятельность  местного самоуправления в пределах его полномочий. Закон об общих  принципах организации местного самоуправления не допускает подчиненность  одного муниципального образования  другому (ст. 6). Свои отношения муниципальные  образования должны строить на основе законов, а также договоров, соглашений исходя из своей экономической и  финансовой самостоятельности.

Используются в муниципальном  праве и запреты - способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов в муниципальном праве  используется метод гарантий, который  широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Это обусловлено конституционным принципом гарантированности государством местного самоуправления как необходимого элемента конституционной системы публичной власти в Российской Федерации.

Особенность гарантирующего правового  воздействия в муниципальном  праве состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Так, Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17). Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Метод гарантий приобретает особое значение в муниципальном праве  с учетом федеративного характера  нашего государства, представляющего  широкие полномочия субъектам Федерации  в области местного самоуправления. Закон об общих принципах организации  местного самоуправления в целях  обеспечения прав местного самоуправления строго разграничивает полномочия органов  государственной власти Российской Федерации и органов государственной  власти ее субъектов в области  местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  ограничивать гарантированные Конституцией РФ и Законом об общих принципах  организации местного самоуправления права местного самоуправления.

В муниципальном праве применяется  также метод рекомендаций. Это  обусловлено, прежде всего, тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12). Поэтому государство, учитывая специфику данного уровня власти, оказывает влияние на муниципальную деятельность также и путем рекомендаций. Рекомендации в адрес органов местного самоуправления обычно содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в актах органов государственной власти субъектов Федерации. Так, постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. “Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества” органам местного самоуправления рекомендовано разработать соответствующее положение об учете и ведении реестра муниципального имущества.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления, как  показывает зарубежный опыт, может  осуществляться на основе двух главных  принципов. Согласно одному из них муниципальные  органы могут делать лишь то, что  им разрешено законом. Другой принцип  правового регулирования компетенции  муниципальных органов исходит  из признания за данными органами права осуществлять деятельность, прямо  не запрещенную законом.

В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном  самоуправлении. Вместе с тем Закон  об общих принципах организации  местного самоуправления представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Таким образом, в муниципальном  праве используется не один из методов  правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего  данной отрасли права, а совокупность методов правового регулирования. Это обусловлено природой муниципальных отношений, затрагивающих сферы и публичного, и частного права, а также особенностью местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой государством формы организации и осуществления власти на местном уровне, призванной обеспечить самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения.

 

  1. Место муниципального права в правовой системе РФ.

 

В различных странах муниципальное  право является либо комплексной  отраслью права, либо подотраслью конституционного права или административного права.

При определении места муниципального права в правовой системе Российской Федерации необходимо учитывать  ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права. Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении. Муниципальное право – комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Наиболее тесно муниципальное  право связано с конституционным  правом и административным правом.

Муниципальное право связано с  конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы  осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Для муниципального права характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и  обязанности субъектов этих отношений  прямо или опосредованно связаны  с закреплением основных устоев и  принципов российского общества и государства, с системой форм и  порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципальное право тесно связано  с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов  местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь  муниципального права и административного  права проявляется также и  при регулировании института  муниципальной службы.

Существует тесная связь муниципального права и с другими отраслями  права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового  права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление  контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву и т.д.

Муниципальное право находится  в тесной взаимосвязи с гражданским  правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов  местного самоуправления, которые от имени муниципального образования  осуществляют права собственника в  отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права  с такими отраслями права, как  финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется  в регулировании деятельности органов  местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах  организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной  среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"