Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диапозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

   Полномочия глав муниципальных  образований делятся на несколько  крупных направлений: представительские,  нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руководству с  их разделением на подвиды  (организационные, координационные  и т. д.). Полномочия глав могут  быть перераспределены в зависимости  от роли главы муниципального  образования в системе местной  власти.

   Общим для глав будут  представительские полномочия в  отношениях с другими органами  местного самоуправления, органами  государственной власти, гражданами  и организациями. Они вправе  без доверенностей действовать  от имени муниципальных образований.  Типичными будут также нормотворческие  полномочия, связанные с изданием  правовых актов (постановлений  и распоряжений) по вопросам организации  и деятельности представительного  органа.

   Глава – руководитель  местной администрации, который  по вопросам местного значения  и отдельных государственных  полномочий издает постановления,  а по вопросам организации  работы администрации – распоряжения. Общими будут контрольные полномочия  за деятельностью подчиненных,  соблюдением ими законодательства  РФ и ее субъектов. Сами руководители  муниципальных образований подконтрольны  и подотчетны населению и представительному  органу.

   Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского гражданства, отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

   В отношении муниципальных  лидеров действуют также некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной или иной творческой деятельности.

На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

 

 

 

  1. Муниципальная собственность: понятие, общая характеристика.

 

Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.

Муниципальная собственность - это  собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских  и сельских поселений, а также  их финансы, которые  выделены в отдельную  составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных  с финансированием тех или  иных мероприятий).

Согласно Конституции РФ (ст.130) муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма собственности.

Таким образом, муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский  кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной  собственности   муниципальные  образования.  То, что собственность  принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление.      

Согласно ст. 29 закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной  собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего  в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования  осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных  законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население  непосредственно.         

Органы местного самоуправления могут  передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать  их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются  незадействованные в местном  хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать  их в аренду или продавать в  целях пополнения доходной части  бюджета.      

В настоящее время в ряде субъектов  РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан  муниципального образования непосредственно  осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью.     

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся  нормы федерального закона.      

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя ответственность по обязательствам муниципальных образований, устанавливает  также некоторые отношения по поводу муниципальной собственности  между муниципальными образованиями  и созданными ими юридическими лицами при наступлении ответственности. Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам только тем  имуществом, которое не закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления, а также  не отвечают по обязательствам созданных  юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. В свою очередь, юридические лица, созданные  муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.      

Учитывая особую значимость земли  и других природных ресурсов, обращение  взыскания на эти ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных  законом.      

Гражданским кодексом предусмотрено  создание муниципальных предприятий  в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности  на закрепленное за ними собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия. Унитарные предприятия  могут основываться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Но на праве оперативного управления создаются только федеральные казенные предприятия, поэтому муниципальные  унитарные предприятия могут  быть основаны на праве хозяйственного ведения. Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, ограничено правом контроля со стороны собственника (муниципального образования в лице органов местного самоуправления) за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, правом собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия, а также запретом на распоряжение имуществом без согласия собственника.      

Органы местного самоуправления вправе также создавать муниципальные  учреждения и закреплять за ними имущество, находящееся в муниципальной  собственности. Особенности правового положения имущества, закрепленного за муниципальным учреждением состоят в следующем. При наступлении ответственности учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но и собственник в лице органов местного самоуправления при недостаточности денежных средств у учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В связи с этим собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том случае, когда собственником учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.      

В соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом. Поэтому муниципальное имущество  не может быть передано указанным  обществам и товариществам, кроме  специально оговоренных законом  случаев. Но на основании той же статьи учреждения могут быть участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено  законом. То есть, муниципальные учреждения с разрешения органов местного самоуправления вправе вносить в качестве вклада находящееся в оперативном управлении муниципальное имущество, если закон  прямо не запрещает этого.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса  РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени  самостоятельно. Приобретение, осуществление  имущественных и личных неимущественных  прав  и обязанностей от имени  муниципальных образований возлагается  только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и  обязанностей не предусмотрено ни в  Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.     

 

  1. Полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения.

 

Традиционно одной из важнейших  сфер деятельности органов местного самоуправления является жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение населения  услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Учитывая, что в данных сферах в  последние годы наряду с муниципальными организациями и предприятиями  важную роль стали играть представители частного капитала, произошел существенный пересмотр роли органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом  № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения  и городского округа является обеспечение  малоимущих граждан, проживающих в  поселении и нуждающихся в  улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с  жилищным законодательством. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ в ст. 14 устанавливает  следующие полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений:

  • учет муниципального жилищного фонда;
  • установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  • предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  • согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений и иные вопросы, отнесенные законодательством к их полномочиям.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"