Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат
Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.
  ВВЕДЕНИЕ 
Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования и развития русской музыкальной культуры.
   
Выдвигая на первый план 
  Путь 
русской музыкальной культуры на 
протяжении XVIII века характеризуется решительной 
победой светского начала в мироощущении 
и художественном дознании русского общества, 
а также широким освоением русскими музыкантами 
форм европейской музыки. Этот период 
завершается рассмотрением процесса формирования 
русской национальной композиторской 
школы. Ее рождение в последней трети века 
было обусловлено активизацией демократических 
национальных сил во всех сферах русской 
культуры и искусства и протекало при 
обострении социальных противоречий в 
недрах абсолютистско-дворянского строя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ 
НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ 
     Последняя 
треть XVIII века занимает рубежное положение 
.в истории русской музыки. В 
это время в России складывается 
и созревает своя, национальная композиторская 
школа. Наступает первый расцвет молодой 
светской музыкальной культуры, подготовленный 
реформами Петра I и всем предшествующим 
развитием музыкально-общественной жизни. 
Выдвигается группа талантливых композиторов, 
завоевывающих известность не только 
в России, но и за рубежом. Березовский, 
Бортнянскй, Пашкевич, Фомин, Хандошкин 
утверждают самодеятельное значение молодой 
русской композиторской школы. 
     Подъем 
русской культуры в конце 18 столетия 
был подготовлен всем ходом общественно-
     После 
разгрома крестьянского восстания 
в России усилился гнет самодержавия. 
Наступила реакция последних лет екатерининского 
царствования, продолжавшаяся затем и 
в годы правления Павла I. Революционный 
, переворот 1789 года поставил под угрозу 
существование монархических режимов 
в Европе и вызвал горячий отклик среди 
передовой части русского общества. 
В кругах передового дворянства и просвещенной интеллигенции назревает протест против сословного неравенства и крепостнического гнета. Гроза революции разбудила общественную мысль и укрепила «мятежный дух» в сердцах лучших людей России: наступила радищевская пора.
С особой полнотой 
демократические тенденции 
Углубляется и понимание народности в русском искусстве. Народное творчество все больше привлекает внимание передовых мыслителей и художников этого времени. Растет интерес к народной поэзии, эпосу, песне и сказки.
     К 
передовому направлению русской 
литературы близко примыкает русская 
композиторская школа. Возникшая на 
волне общественного подъема, она сложилась 
как школа подлинно народная и национальная 
по своим эстетическим принципам. Ее демократические 
тенденции во многом определялась близостью 
самих композиторов к народной среде. 
Нельзя забывать, что создателями русской 
оперы были Фомин — сын солдата, Пашкевич 
— музыкант из придворного оркестра; крупнейшими 
композиторами хоровой музыки — украинские 
певчие Бортнянский и Березовский; самыми 
выдающимися мастерами инструментальной 
музыки — выходцы из народа Хандошкин 
и Кашин. Рядом с ними работали многие 
безвестные представители крепостной 
интеллигенции — композиторы, дирижеры, 
певцы. 
     Деятельность 
всех этих музыкантов развертывалась 
в условиях ужасающего бесправия, сословного 
неравенства и социального гнета. Даже 
самые талантливые из них, как, например, 
Фомин, влачили существование людей, с 
трудом добывающих кусок хлеба своим искусством. 
Их творческие успехи, за редким исключением, 
оставались незамеченными в печати и общественной 
жизни. В оперном репертуаре, в театральных 
афишах и печатных либретто имена композиторов 
упоминались далеко не всегда, а созданные 
ими партитуры нередко уничтожались «за 
ненадобностью». О поразительном равнодушии 
«высшего» образованного общества к творениям 
русских музыкантов свидетельствует красноречивый 
факт почти полной неразработанности 
их биографий. До сего времени невыясненными 
остаются многие факты жизни и творчества 
Березовского, Пашкевича, Фомина, Хандошкина 
и других деятелей русского музыкального 
искусства. Их современников мало интересовала 
личность композитора, его творческий 
облик, его стремления. И только путем 
упорного, длительного изучения документальных 
материалов советским исследователям 
удалось восстановить общую картину творческой 
деятельности крупнейших мастеров. 
     Одной 
из главных проблем в изучении 
русской композиторской школы XVIII столетия 
до сих пор остается вопрос о влиянии на 
русскую музыку установившихся западноевропейских 
традиций, соотношение в ней «русского» 
и «западного». 
     Значительность 
этих влияний не подлежит сомнению. 
В условиях стремительного роста светского 
искусства русские музыканты неминуемо 
должны были усваивать опыт старших композиторских 
школ Европы. Ведь именно им, талантливым 
создателям первых русских опер, ораторий, 
инструментальных произведений, и надлежало 
вывести отечественную музыку на путь 
общеевропейского развития и приобщить 
ее к достижениям мировой культуры. В первых 
опытах русских композиторов нетрудно 
обнаружить следы влияния итальянской 
или французской оперы, инструментальных 
традиций итальянской, немецкой, австрийской 
или .чешской школы, а главное — классических 
творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это 
отнюдь не лишало русскую композиторскую 
школу национального своеобразия. Скорее 
напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный 
облик, свое лицо. 
Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIII столетия,— классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой, живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой ^молодой среди различных художественных школ нашей страны.
        
Русская композиторская школа, развивавшаяся 
на протяжении всего лишь тридцати лет, 
не могла за столь короткий срок пройти 
весь этот сложный путь, в ней не успели 
оформиться с той же законченностью художественные   
направления,   которые   нашли   
более   полное   выражение в 
смежных искусствах. Применительно к музыке 
можно говорить скорее о своеобразном 
усвоении, обобщении этих различных стилистических 
направлений, при общей устремленности 
композиторов к национальной самобытности 
своего искусства. Сложившаяся в условиях 
высокого подъема русской литературы 
и изобразительного искусства, русская 
музыка по-своему претворила эти разносторонние 
художественные тенденции. В то же время 
жанры музыкального творчества развивались 
тогда неравномерно и столь же неравномерно, 
по-разному проявлялись в  каждом  
из них  различные стороны  русской 
эстетики 18 века. 
            
Наиболее прогрессивная для литературы критическая тенденция нашла, например, открытое выражение в опере — самом развитом жанре, фактически выросшем на почве русского драматического театра, а потому и объединившем совместные усилия писателей и музыкантов. В камерной музыке и особенно в романсе, напротив, преобладало влияние сентиментализма, стремление проникнуть в интимный мир человеческих чувств. Поэзия сентиментализма, при всей ее ограниченности, сыграла в целом положительную роль в камерном музыкальном искусстве этого времени, направив творческую мысль музыкантов по пути углубления психологической выразительности, отображения внутреннего мира человека. Этот популярнейший жанр чувствительной песни-романса (или «российской песни», как называли его в то время) был связан с наиболее демократической линией русской сентиментальной поэзии, проявившейся в творчестве поэтов-песенников Чулкова, Попова и их многочисленных подражателей. _
Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма, этого господствующего художественного направления XVII — XVIII веков. В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления (в том числе закономерностям классической функциональной гармонии и классической полифонии) нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с ее идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского — крупнейшего русского композитора XVIII века — в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах. Принципы классицизма нашли отражение и в творческой деятельности других русских композиторов — Березовского, Пашкевича; Фомина, Хандошкина, Козловского, умевших развить свое мастерство на почве общих законов классического искусства конца века.
     При 
всей незрелости художественных форм, 
при всем недостатке высокого мастерства, 
русские композиторы XVIII века стремились 
выразить в музыке свое национальное содержание, 
свою тематику, свой образный строй. Об 
этом свидетельствуют и первые русские 
оперы, реалистически отображающие нравы 
и быт русского общества, и первые инструментальные 
сочинения, основанные на народнопесенных 
темах, и первые русские романсы, питавшиеся 
истоками народной песни и канта. Во всех 
этих жанрах русские композиторы искали 
свой путь развития, хотя и пользовались 
приемами общеевропейского классического 
музыкального стиля XVIII века. Процесс освоения 
основных форм профессиональной музыки 
носил у них творческий характер прежде 
всего потому, что в эти традиционные формы 
они стремились вложить оригинальное, 
самобытное содержание и опирались при 
этом в первую очередь на русскую народную 
песню. 
     Народная 
песня — главный источник творчества 
композиторов XVIII века. На основе оригинального, 
самобытного народнопесенного тематизма 
формировались, по существу, все музыкальные 
жанры этого времени: опера, симфония, 
камерная музыка, камерный ансамбль, вокальная 
лирика. Овладевая сложными вокальными 
и инструментальными формами, русские 
композиторы стремились прежде всего 
использовать в них богатство своих народных 
мелодий. Естественно, что первое место 
в русской музыке XVIII века заняла комическая 
опера — народная по сюжету и языку, насыщенная 
народнопесенным материалом. Правда, у 
композиторов доглинкинской эпохи мы 
не найдем  еще полного и совершенного 
владения выразительными средствами народной 
песни. Далеко не сразу им удалось встать 
на правильный путь разработки народных 
мелодий, народных жанров. Русской музыке 
того времени не хватало еще той глубины 
и силы .художественного обобщения, того 
метода высокого реализма, которым   
характеризуется   музыкальное   
искусство   классической, глинкинской  
поры. Русские композиторы 18 века не могли 
еще сделать народную песню выразительницей 
больших идей и глубоких дум. Но тем не 
менее уже в эту раннюю пору национальная 
композиторская школа обрела свой истинный 
путь развития, оказавшийся необычайно 
плодотворным,- путь народности и жизненной 
правды. Он был указан народной традицией. 
 
                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ  
           
Развитие профессионального 
Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.
Свои заветные думы народ высказывал в песнях крестьянских восстаний. Сложившиеся в эпоху бурных социальных потрясений, борьбы обездоленного крестьянства с гнетом крепостничества, песни эти полны сурового величия и мощи. Такова «бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка», вплетенная Пушкиным в ткань повести «Капитанская дочка» и охарактеризованная поэтом как любимая песня Пугачева.
     Большое 
значение в народном быту по-прежнему 
сохраняет историческая песня. Исторические 
песни конца XVII и всего XVIII века — свидетельство 
глубокого интереса народа к своему историческому 
прошлому. Преобразования и победы Петра 
I, события Северной войны, а затем походы 
Суворова нашли широкое отражение в народной 
песне, особенно в песнях военной, солдатской 
среды. 
     К 
числу новых песенных жанров, порожденных 
общественно-историческими 
Наряду с рекрутскими, в солдатской среде зарождались и бодрые походные песни, прославляющие отвагу и доблесть русских воинов, подвиги русских полководцев. Таковы песни о Суворове: продолжая традицию исторического жанра, они в то же время по музыкальному складу и языку уже приближаются к солдатским походным песням XIX века с их маршеобразным ритмом. К XVIII веку относится формирование городской песни. В народном быту этого времени приобретают большое значение песни служилого люда, солдатские и матросские, песни городского мещанства, дворовых крепостных и «фабричных» (рабочих). Старинные крестьянские напевы, попадая в условия городского быта, также существенно меняются и звучат в новых вариантах.
Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы