Формирование русской национальной композиторской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат

Краткое описание

Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

     

       В XVIII веке первые появились нотные записи народных песен.

Важным этапом в истории русской фольклористики было издание первого  в  России текстового  сборника народных песен, составленного талантливым литератором, выходцем из демократической среды Михаилом Дмитриевичем Чулковым  «Собрание разных песен».

 

     Новое отношение к народному творчеству проявилось и в музыке. От этого времени сохранилось множество анонимных записей. Любители, знакомые с нотной грамотой, записывали народные песни в привычной манере канта, на три голоса, без аккомпанемента. В советских архивах и музеях в настоящее время насчитывается немало таких рукописных кантовых сборников, составленных неизвестными авторами, в которых народные песни чередуются с галантными песенками «на голос менуэта» или с нравоучительными кантами религиозного содержания. 

     Большие сдвиги произошли в 70-х годах, когда  к собиранию и записи народных песен обратились не только любители, но и талантливые профессиональные музыканты. 

     Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом  в свет первых печатных нотных сборников  русских песен. В 1776 году придворный музыкант, «камер-гуслист» В. Ф. Трутовский издает первую часть своего «Собрания русских простых песен с нотами», а в 1790 работавший в России чешский музыкант И. Прач, в сотрудничестве с поэтом Н. А. Львовым, выпускает «Собрание народных русских песен с их голосами». Издание этих сборников было одним из ярких признаков растущих демократических тенденций русской культуры.

        

       В области обработки и собирания  народных песен большие заслуги «первооткрывателя» принадлежат Василию Федоровичу Трутовскому (1740-1810).

       

       Сборник Трутовского состоял из четырех частей, выходивших последовательно в течение двадцати лет.

         

     Сборник Трутовского — ценнейший памятник русской музыкальной 
культуры. Композитор с большой полнотой запечатлел в нем наиболее характерные, излюбленные песни XVIII столетия: старинные крестьянские, веселые, плясовые и бойкие солдатские; видное место занимают украинские песни, популярны с в то время в русском  быту, а также городские песни типа романсов.
 

     Сборник Трутовского, несмотря на его огромное культурно-художественное значение, все же не пользовался такой популярностью, как появившийся вслед за ним сборник Львова — Прача. 

     Сборник Львова — Прача под заглавием. «Собрание народных русских песен с их голосами» вышел впервые в1790 году. В течение всего XIX века и вплоть до наших дней он сохранил свое важное значение как один из основных источников в области русской музыкальной фольклористики. К нему постоянно обращались виднейшие русские композиторы; из него заимствовали материал почти все составители последующих песенных сборников, вплоть до Н. А. Римского-Корсакова. Многие песни, записанные Львовым и Прачем, сохраняют свою популярность ив наши дни («Во поле береза стояла», «Ай, во поле липинька», «Заинька», «Во саду ли, в огороде» и другие). I 

     «Собрание народных русских песен» долгое время было известно в литературе как «сборник Прача» — только по имени второго из составителей. Между тем не менее важную роль в создании этого замечательного памятника сыграл выдающийся деятель русской культуры XVIII века Николай Александрович Львов (1751—1803).

           

     Особое  место среди песенных сборников XVIII века занимает так называемый «Сборник Кирши Данилова», составленный в середине XVIII века в Западной Сибири. Сборник этот долгое время существовал только в рукописи и был впервые издан (без нот) в 1804 году под названием «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». 

     Богатое и многообразное народное творчество XVIII века послужило той плодородной  почвой, на которой выросла и развилась  русская композиторская школа. Начиная с этой поры процесс собираний и изучения народных песен становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Широкое отражение народная песня нашла в русской профессиональной музыке XVIII века, и, прежде всего в ее важнейшем жанре - комической опере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОМИЧЕСКАЯ  ОПЕРА 

     Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту  эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества.

       Первые русские оперы появились  на сцене в 70-х годах, в 
знаменательную   пору   крестьянской войны, в период высшего подъема русского просветительства. По своему направлению они приближались к наиболее действенному, передовому литературному жанру этого времени — к бытовой комедии. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства. Для оперы, как и для комедии, характерно решительное отрицание выспреннего стиля эпохи классицизма, приближение к живой действительности, меткое отображение современных нравов. Русская опера XVIII века — это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. И в жанровом, и в драматургическом отношении она сближалась с реалистической литературой конца XVIII века, черпая в ней сюжетные мотивы, характеры, образы, ситуации.
 

     Опера по-своему метко высмеивала отсталые  нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.

      

       Критическая, обличительная направленность  определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлении русского искусства радищевской поры. 

     Первая  известная русская опера «Анюта», поставленная в 1772 году в Петербурге. Музыка этой оперы не сохранилась, но текст, написанный писателем Михаилом Поповым, достаточно ярко определяет путь развития русской комической оперы. Создавая свою бытовую комедию Попов явно хотел привлечь внимание к тяжелой доле крестьянина-бедняка, выступить с острой критикой дворянской праздности, стяжательства, тунеядства. 

     В середине 70-х годов русский оперный  репертуар обогатился произведениями. Среди них обличительной направленностью  выделяется комическая опера «Розана  и Любим» на текст Н.П. Николева (1778). Основанная на очень типичной для того времени жизненной ситуации (помещик похищает приглянувшуюся ему крестьянскую девушку и разлучает ее с любимым женихом), пьеса Николева принадлежит к числу самых ярких и характерных произведений русской литературы XVIII века.

В драматургическом отношении ранняя русская комическая опера представляла собой синтетический музыкально-драматический жанр, основанный на чередовании музыкальных номеров с разговорным диалогом. Такой «смешанный» принцип драматургии устойчиво сохранялся в оперном жанре вплоть до 1830-х годов — до постановки оперы «Иван Сусанин» Глинки. 

     Но  функция музыки в опере конца XVIII— начала XIX века не оставалась неизменной. 

     Подбор  песенных номеров у многих авторов  носит случайный характер и не имеет прямой связи с развитием  драматического действия. Но в лучших образцах оперного жанра композиторы находят правильный путь и делают песню основным средством музыкальной характеристики. К числу этих лучших образцов следует отнести известную оперу М. М. Соколовского на текст писателя А. А. Аблесимова «Мельник— колдун, обманщик и сват» (1779).

Оперу «Мельник — колдун, обманщик и сват» нередко  называют «первой русской оперой». Это определение, исторически не вполне точное (до «Мельника» на театральной  сцене появилось не      менее десяти оперных сочинений  русских авторов), все же имеет серьезные основания. Аблесимову и Соколовскому действино удалось впервые создать оперу, которая надолго вошла в репертуар и даже сыграла определяющую роль в данном жанре.

Музыка оперы  хорошо отвечает простому и занимательному сюжету. Первоначальным ее «создателем», по существу, был сам Аблесимов, который писал своё либретто в расчете на определенные мелодии, или «голоса», народных песен. Писатель демократического направления, один из сотрудников Новикова, он хорошо знал народную песню и, создавая свой «народный водевиль», по-видимому, ориентировался на только что вышедший в эти годы сборник Трутовского. На материале песен из сборника Трутовского основано большинство вокальных номеров оперы. По указанию Аблесимова, песни эти были обработаны скрипачом московского театра Михаилом Матвеевичем Соколовским, которого и следует считать композитором «Мельника». 

     К сожалению, первоначальная партитура  оперы, предназначенная для постановки 1779 года, до нас не дошла. Сохранились только ее позднейшие варианты, и то не полностью, а в оркестровых голосах. Однако широкая популярность «Мельника» вызвала в XIX веке ряд новых переделок. Эти позднейшие редакции легли в основу печатного клавира, опубликованного в 1884 году  издателем Юргенсоном и вновь переизданного уже в советский период.  Имя настоящего композитора оперы в течение долгого времени оставалось забытым. В печатных изданиях она приписывалась виднейшему мастеру русской оперы XVIII века Е. И. Фомину  . Однако участие Фомина в создании оперы до сих пор не доказано. Советским музыковедам удалось документально установить. авторство Соколовского и даже восстановить по отдельным голосам наиболее ранний сохранившийся вариант партитуры.

В музыке «Мельника» ярко определился характерный для  народно-бытовой комической оперы принцип   «песенной  драматургии». Композитор и либреттист сумели достигнуть полного единства музыки и текста, дать выразительную, живую характеристику каждого персонажа в песенном номере. Широкими, разудалыми «молодецкими» песнями обрисован сметливый Мельник ,в  задумчивых песнях лирического склада изливает свои думы Анюта; веселую, бойкую песню запевает молодой парень Филимон. Композитор  умело оттеняет   жанровые  особенности каждой песни в  соответствии с данным характером и сценической ситуацией.

Несмотря на композиционную несложность, опера  «Мельник — колдун, обманщик и сват»  явилась заметной вехой на пути исторического  развития русского музыкального театра. В ней впервые определился  тот тип народно-бытовой комической оперы, который вскоре сделался основным жанром русского музыкального театра конца XVIII — начала XIX века. Характерный для нее принцип «песенной драматургии» нашел плодотворное развитие в русской классической опере позднейшего времени.— у Глинки, Даргомыжского и их преемников. 

     Постановка   «Мельника»   утвердила   господство   комической оперы на театральной  сцене. Вслед за оперой Аблесимова —  Соколовского появились произведения более крупных, выдающихся авторов. Окончательно сформировавшийся к началу 80х годов жанр оперы-комедии достиг расцвета  в творчестве трех мастеров - Пашкевича, Фомина и Бортнянского.

Старший из композиторов русской оперной школы - Василий Алексеевич Пашкевич 

     Самая ранняя из сохранившихся опер Пашкевича  — «Н е счастье от кареты» — хронологически оказалась сверстницей «Мельника». Постановка ее в 1779 году в Петербурге вызвала живой интерес публики и критики. Сотрудником Пашкевича в создании этой оперы был Я. Б. Княжнин — один из прогрессивных писателей XVIII века, чья «вольнодумная» трагедия «Вадим Новгородский» была сожжена по приказу Екатерины II.

По содержанию опера Пашкевича — Княжнина заметно  выделяется в театральном репертуаре того времени. Под видом наивной  бытовой комедии здесь выступает  вполне реальная картина крепостнических нравов. Автор текста Княжнин сумел затронуть в пьесе самую острую, .наболевшую тему русской литературы радищевской эпохи: протест против крепостнического произвола, против жестокого угнетения человеческой личности.

Правда, антикрепостническая  тенденция у Княжнина выражена пока еще в очень смягченном, «чувствительном» тоне, во вкусе сентиментальной литературы того времени.

          

     Однако  для того времени эта тенденция  была прогрессивной. Образы страдающих крестьян — Лукьяна и его невесты  Анюты, насильно разлученных жестоким помещиком,— с большим сочувствием  и сердечностью обрисованы композитором;  они глубоко трогательны и патетичны. Это уже отнюдь не те веселые, беззаботные поселяне, каких мы видим в «Мельнике». Подчеркивая моральное достоинство и душевное благородство молодых героев, Пашкевич рисует их как людей, наделенных глубокими чувствами, способных бороться за свое счастье, способных показать зрителю, что «и крестьяне любить умеют».

Выделяется своими художественными достоинствами  и необычной судьбой опера «Санктпетербургский гостиный двор». Первая ее постановка состоялась в 1782 году. 

     Считается что автором литературного текста и музыки был М.А.Матинский. 

     Матинского - драматурга считают одним из предшественников Гоголя и Островского. Быт и нравы купечества, мелких чиновников, мещан - обычное содержание пьес Матинского, в том числе и «Санктпетербургского гостиного двора». Главные действующие лица оперы - купец Сквалыгин и жених его дочери чиновник Крючкодей. Эта достойная друг друга пара не брезгует ничем: взятки, подлоги, обман, разного рода мошенничества - все пускается в ход ради наживы. Справедливость, однако, торжествует: Сквалыгин и Крючкодей разоблачены и несут наказание по закону. 

Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы