Формирование информационной политики ведомства и антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:00, автореферат

Краткое описание

Можно, таким образом, утверждать, что понятие политическое возникает там, где есть отношения по поводу завоевания власти, ее удержания и использования самой власти для влияния на общество в целом или на большие его части (социальные группы). Поэтому политическое – это, прежде всего, работа (деятельность, функционирование и т.п.) властных политических структур, которая направлена на:
1. удержание верховенства в обществе правящей политического класса и политической элиты;
2. на выполнение задач по поддержанию в обществе стабильности, порядка и лояльности основной массы населения к политической власти;
3. организацию всего общества по решению вопросов его жизнедеятельности: экономических, социальных, духовных и других.

Содержание

С.


Введение
3

1.

Современная информационная политика

2.
Влияние информационной политики на антикризисное управление
8
3.
Информационный аудит – как важнейший инструмент информационной политики
29

Заключение
69




Список используемой литературы
70

Вложенные файлы: 1 файл

реферат в АГПС по моим разработкам.doc

— 1.38 Мб (Скачать файл)

 

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

 

Академия Государственной противопожарной службы

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

«Формирование информационной политики ведомства

и антикризисное управление»

 

Выполнил:

Заместитель начальника Управления информации

полковник внутренней службы

Смирных Елена Валерьевна

 

 


 

 

 

Москва - 2014. 

Содержание

 

   

С.

 

 

Введение

  3

 

1.

 

Современная информационная политика

 

2.

Влияние информационной политики на антикризисное управление

8

3.

Информационный аудит – как важнейший инструмент информационной политики

29

 

Заключение

69

     
     
     
 

Список используемой литературы

70


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информационно-технологическая революция, активно прогрессирующая на современном этапе, определяет движение к совершенно новому типу общества — информационному, или, как его еще называют, обществу знания. И одной из основополагающих характеристик  общества является его глобальный характер. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним — одним из основных факторов социально-экономического развития. А, соответственно, эта тенденция также интерполируется и на государственные структуры, в том числе и на МЧС России. В связи с этим к числу важнейших задач относятся формирование и развитие информационной инфрастуктуры и интеграция в глобальное информационное общество. Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства, его компонентов, государственных структур  и его полноценного вхождения в мировую экономику

Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы, среди которых наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства, соблюдение свободы слова, защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения, сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях, противостояние культурной экспансии других стран, охрана интеллектуальной собственности, борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями, а также вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.

Но, так как мы говорим,  об информационной политике, то, соответственно, необходимо акцентировать внимание на  понятии  «политика».

Так, в современных учебниках и учебных пособиях по политологии чаще всего констатируется, что «политическое», как и политику в целом, необходимо понимать через отношения между большими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования политической власти. При этом только политическая власть является организующим инструментом фактически всего политического в обществе1. Только в обществе рождается политическое, вне его существование политического невозможно, считают специалисты. Таким образом, по мнению современных политологов, политическое появляется там и тогда, где и когда формируются отношения как к самой власти, так и власти к обществу, то есть там, где есть властные отношения2.

Можно, таким образом, утверждать, что понятие политическое возникает там,  где есть отношения по поводу завоевания власти, ее удержания и использования самой власти для влияния на общество в целом или на большие его части (социальные группы). Поэтому политическое – это, прежде всего, работа (деятельность, функционирование и т.п.) властных политических структур, которая направлена на:

1. удержание верховенства в обществе  правящей политического класса  и политической элиты;

2. на выполнение задач по поддержанию  в обществе стабильности, порядка и лояльности основной массы населения к политической власти;

3. организацию всего общества  по решению вопросов его жизнедеятельности: экономических, социальных, духовных и других.

Раскрывая сущность самого понятия «власть», приходим к выводу о том, что власть понимается в современной политической науке, как минимум, в четырех смыслах:

1. Способность, право или  возможность распоряжаться кем- либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, убеждения, принуждения.

2. Политическое (социально-политическое) господство над людьми3.

3. Система органов управления, близко к понятию политической  системы.

4. Лица, органы, обличенные  соответствующими административными  полномочиями. Более узкое понятие по отношению к политической системе, по-видимому, не включает негосударственные структуры – общественные организации и объединения, часто Церковь.

Возвращаясь к  актуальности темы, можно сказать что масштабность и глобальный характер информатизации сформировали новый современный инструмент государственного управления — государственную информационную политику, направленную на управление процессами трансформации общественных отношений в условиях информатизации.

Предметом регулирования государственной информационной политики выступает процесс формирования и развития информационной сферы и ее системообразующих факторов.

Государственное участие в социальном регулировании процессов информатизации находит выражение в следующих направлениях:

в законодательных инициативах;

определении и регулировании позиций информационной индустрии в социальной структуре;

в формировании информационной культуры населения, «информационном» просвещении;

в финансовой поддержке и координации усилий по информатизации базовых социальных институтов, функционирующих в некоммерческом секторе экономики.

Информационное общество влечет за собой не только прогрессивные начала, но и порождает ряд социальных проблем. Наиболее сложными из них являются проблемы сохранения электронной информации и информационного неравенства людей, отдельных регионов и целых стран в новой телекоммуникационной среде и проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества. Угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационно-телекоммуникационными технологиями (ИТТ) и не обладающих такими навыками. Таким образом, информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Это, в свою очередь, порождает ряд проблем и необходимость постоянного управления процессом информатизации.

В рамках «классической» теории управления, сформировавшейся под воздействием учения М. Вебера о бюрократии как о наиболее полном воплощении принципа формальной рациональности в общественной жизни, политическая власть рассматривается как формализованные и моноцентричные отношения внутри института управления. При этом содержание властно-политического механизма и самой политики отождествляется с принципами внутреннего устройства и функционирования бюрократического аппарата или штаба управления, а также со средствами, используемыми государственной властью, концентрирующей в своих руках все основные ресурсы и полномочия4.

Подобный подход недооценивает значительное влияние на функционирование власти социального окружения и неформальных отношений внутри самих властных институтов, но поддерживается многими учеными. Так, например, исследователь В.И. Буренко в своей диссертации отмечает, что «… по-прежнему сохраняется статус власти – власти, стоящей над обществом, неподконтрольной обществу, экспериментирующей над обществом, одаривающей близких к власти и угодных ей людей целыми состояниями… Преобразования последнего десятилетия не внесли принципиальных изменений в исторически сложившиеся, властно-бюрократические отношения государства и общества»5.

Исследователь А.З. Дибиров определяет политическую власть как власть, основанную на определенной политической идее и осуществляемую только в рамках этой идеи, то есть как «метафизическую власть, надстраиваемую над природной (физической, экономической, интеллектуальной) властью и регулирующую использование последней в обществе»6.

Существуют и другие варианты понимания сущности политической власти. К примеру, считается, что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде посредством не столько принуждения, сколько убеждения и согласования основополагающих интересов. В таком контексте власть уже рассматривается как определенный коллективный ресурс, как способность достичь общественного блага. Так, профессор Х.В. Дзуцев полагает, что теоретически власть – «это политический механизм самоорганизации общества, призванный создавать условия для жизнедеятельности этого общества, то есть власть призвана обеспечить населению нормальные условия жизни, работы и отдыха, безопасности и уверенности в будущем»7. При таком подходе особо подчеркивается легитимный характер власти, ее принадлежность не к отдельным индивидам или группам, а к коллективам людей или обществу в целом8. При этом анализируется, прежде всего, социальный контекст власти, ее связь с существующим социальным окружением и социальной структурой.

Еще один концептуальный подход был наиболее полно выражен классиком французского структурализма М. Фуко, который полагал, что власть не является субстанцией или сущностью, она – просто объективная реальность, обладающая лишь некоторыми субстанциональными чертами. Согласно этой теории французского ученого, у нее отсутствует какая-либо заранее определенная, фиксированная структура, она не является объектом обладания, капиталом, воспроизводимым и управляемым ресурсом. Поэтому власть – это отношение (но не обладание), что предполагает ее непостоянство и неустойчивость. По этому поводу М. Фуко писал, что «…власть не есть нечто, что приобретается, вырывается или делится, нечто такое, что удерживают или упускают; власть осуществляется из бесчисленных точек и в игре подвижных отношений неравенства»9. В результате плюрализм в понимании природы власти доводится М. Фуко до логического конца, до отрицания всякой моноцентричности и субъектности власти, до некой абстрактности.

В таком случае политическую власть, как и «политическое» крайне затруднительно рассматривать только рациональными методами. Однако автор не занимается ни богословием, ни теологией, ни какими-либо другими оккультными науками. В его руках только методы научного исследования, в первую очередь, методы системного, структурно-функционального и функционального анализа. С их помощью он и старался рассмотреть сущность и особенности «политического» как потенциального объекта изучения политической науки.

 

 

 

 

 

  1. Современная информационная политика.

В настоящее время современные тенденции в развитии информационного права и информационного законодательства в Российской Федерации в первую очередь связывают с принятием в июле 2006 г. новых основополагающих Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации10« и «О персональных данных11», а также изменениями и  дополнениями  к закону «О средствах массовой информации».

Дискуссии в оценках нового, так называемого трехглавого Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» неизбежны, поскольку среди специалистов в этой области существуют зачастую полярные позиции как в отношении правовой природы информации – ключевого понятия в информационной сфере, так и необходимости правового закрепления целого ряда понятий и терминов, широко применяемых в информационной сфере (например, таких, как информационные ресурсы, информатизация и других).

При этом нельзя не согласиться с тем, что в указанном Федеральном законе есть определенные преимущества по сравнению с предыдущим Законом 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации12«, который, конечно, за истекшее десятилетие нуждался в совершенствовании. Изменены были не только название закона, но и структура, исключена преамбула, появились новые нормы и уточнены цели и сфера действия закона, внесены изменения в терминологический аппарат законопроекта (были уточнены определения понятий «информационные технологии», «обладатель информации», «доступ к информации» и др.). Иначе, но отнюдь не бесспорно сформулированы положения об информации как объекте правового регулирования, а также определены права и обязанности обладателя информации.

Не меньшее значение в развитии информационного законодательства имеют ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера и принятие Федерального закона «О персональных данных».

Следует признать, что формирование правовых основ единого информационно-телекоммуникационного пространства России тесно связано с международным и зарубежным опытом и должно осуществляться на основе принципа системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Информация о работе Формирование информационной политики ведомства и антикризисное управление