Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Содержание

Введение…………………………………………………….……….………3
История создания…………………………………………..……….……….4
Сюжетная схема произведения………………………………….….……...6
Проблема, поставленная автором………………………….……………..13
Философский смысл произведения…………………………………...….17
Биография И.А. Гончарова…………………………………….………….19
Приёмы, способы и формы, используемые автором……..……….……..23
Роль данного произведения в своё и наше время………………..............26
Черты русского национального характера……………………….............29
Заключение…………………………………………….……….……….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………….……….………3

История создания…………………………………………..……….……….4

Сюжетная схема произведения………………………………….….……...6

Проблема, поставленная автором………………………….……………..13

Философский смысл произведения…………………………………...….17

Биография И.А. Гончарова…………………………………….………….19

Приёмы, способы и формы, используемые автором……..……….……..23

Роль данного произведения в своё и наше время………………..............26

Черты русского национального характера……………………….............29

Заключение…………………………………………….……….……….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 1859 году в России впервые  прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

 

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у  читателей принесли Гончарову славу  одного из самых выдающихся русских писателей.

 

В историю отечественной  и мировой литературы Иван Александрович  Гончаров (1812-1891) вошел как один из выдающихся мастеров реалистического  романа.

И. А. Гончаров родился  в г. Симбирске на Волге, в зажиточной купеческой семье. "Учился, - вспоминал писатель, - сначала дома, потом в одном домашнем пансионе", где была небольшая библиотека, "прилежно читавшаяся, почти выученная наизусть".

Не закончив курса  в Московском коммерческом училище (1822-1831), Гончаров поступает на словесное отделение Московского университета. Годы учебы в университете (1831-1834) совпали с формированием в русской литературе реалистического направления, оживлением философско-эстетических, идейно-нравственных исканий, отзвуки которых проникали в лекции университетских профессоров (И. Давыдова, Н. Надеждина, С. Шевырева).

 

В 1859 году вышел в свет роман Ивана Александровича Гончарова "Обломов", в центре которого - образ Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной среде  родового имения и живущего в Санкт-Петербурге. Образ героя глубок и многогранен.

Писатель рисует быт  Обломовки как живой среды, сформировавшей характер героя, как целостного и  законченного уклада русской жизни. Гончаров видел в формировании буржуазного  уклада не только исторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанных русским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывало отрицательное отношение Гончарова (косность, тунеядство, боязнь перемен и т.д.), но многое и привлекало его - например, теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь с природой. Гончарова тревожило: как бы в погоне за прогрессом не разрушить то ценное, что было в старом, как найти их гармоническое сочетание.

 

История создания

 

Роман был задуман  в 1847 году и писался в течение 10 лет. В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

 

Работа над романом  шла медленно, в конце 40-х годов  Гончаров писал издателю А. А. Краевскому:

 

«Прочитавши внимательно  написанное, я увидел, что всё  это до крайности пошло, что я  не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <...> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».

 

Полностью роман был напечатан только в 1859 году.

 

Полностью роман «Обломов»  был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах  журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится  к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» – «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» – «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, – писал Гончаров, – после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” – у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

 

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось  влияние идей Белинского. Важнейшим  обстоятельством, повлиявшим на замысел  произведения, считается выступление  Белинского по поводу первого романа Гончарова – «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

 

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «“Обломов” появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

 

Сюжетная схема  произведения

 

Роман рассказывает о  жизни Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич  живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине».

 

В Петербурге, на Гороховой  улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич  Обломов — молодой человек  лет тридцати двух — тридцати трех, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание — это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живется…

 

Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются  друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в  светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удается. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.

 

Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трехсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжет значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждет друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.

 

Первое время, приехав  в Петербург, Обломов как-то пытался  влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему  никто не оказывался близок. Так  и улегся Илья Ильич на свой диван… Так и улегся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чем не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.

 

Обломов видит в сладостном сне свою прошлую, давно ушедшую  жизнь в родной Обломовке, где нет ничего дикого, грандиозного, где все дышит спокойствием и безмятежным сном. Здесь только едят, спят, обсуждают новости, с большим опозданием приходящие в этот край; жизнь течет плавно, перетекая из осени в зиму, из весны в лето, чтобы снова свершать свои вечные круги. Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви. Все мирно, тихо, покойно в этом благословенном краю — никакие страсти, никакие заботы не тревожат обитателей сонной Обломовки, среди которых протекало детство Ильи Ильича. Этот сон мог бы длиться, кажется, целую вечность, не будь он прерван появлением долгожданного друга Обломова, Андрея Ивановича Штольца, о приезде которого радостно объявляет своему барину Захар…

 

Андрей Штольц рос  в селе Верхлёве, некогда бывшем частью Обломовки; здесь теперь отец его служит управляющим. Штольц сформировался в личность, во многом необычную, благодаря двойному воспитанию, полученному от волевого, сильного, хладнокровного отца-немца и русской матери, чувствительной женщины, забывавшейся от жизненных бурь за фортепьяно. Ровесник Обломова, он являет полную противоположность своему приятелю: «он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает; когда он успевает — Бог весть».

 

Первое, с чего начинает Штольц, вытаскивает Обломова из постели  и везет в гости в разные дома Так начинается новая жизнь Ильи Ильича

 

Штольц словно переливает в Обломова часть своей кипучей  энергии, вот уже Обломов встает по утрам и начинает писать, читать, интересоваться происходящим вокруг, а знакомые надивиться не могут: «Представьте, Обломов сдвинулся с места!» Но Обломов не просто сдвинулся — вся его душа потрясена до основания: Илья Ильич влюбился. Штольц ввел его в дом к Ильинским, и в Обломове просыпается человек, наделенный от природы необыкновенно сильными чувствами, — слушая, как Ольга поет, Илья Ильич испытывает подлинное потрясение, он наконец-то окончательно проснулся. Но Ольге и Штольцу, замыслившим своего рода эксперимент над вечно дремлющим Ильей Ильичом, мало этого — необходимо пробудить его к разумной деятельности.

 

Тем временем и Захар  нашел свое счастье — женившись на Анисье, простой и доброй бабе, он внезапно осознал, что и с пылью, и с грязью, и с тараканами следует бороться, а не мириться. За короткое время Анисья приводит в порядок дом Ильи Ильича, распространив свою власть не только на кухню, как предполагалось вначале, а по всему дому.

 

Но всеобщее это пробуждение  длилось недолго: первое же препятствие, переезд с дачи в город, превратилось постепенно в ту топь, что и засасывает медленно, но неуклонно Илью Ильича Обломова, не приспособленного к принятию решений, к инициативе. Долгая жизнь во сне сразу кончиться не может…

 

Ольга, ощущая свою власть над Обломовым, слишком многого  в нем не в силах понять.

 

Поддавшись интригам Тарантьева в тот момент, когда  Штольц вновь уехал из Петербурга, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему Михеем Андреевичем, на Выборгскую сторону.

 

Не умея бороться с  жизнью, не умея разделаться с долгами, не умея управлять имением и разоблачать  окруживших его жуликов, Обломов  попадает в дом Агафьи Матвеевны  Пшеницыной, чей брат, Иван Матвеевич Мухояров, приятельствует с Михеем Андреевичем, не уступая ему, а скорее и превосходя последнего хитростью и лукавством. В доме Агафьи Матвеевны перед Обломовым, сначала незаметно, а потом все более и более отчетливо, разворачивается атмосфера родной Обломовки, то, чем более всего дорожит в душе Илья Ильич.

 

Постепенно все хозяйство  Обломова переходит в руки Пшеницыной. Простая, бесхитростная женщина, она  начинает управлять домом Обломова, готовя ему вкусные блюда, налаживая  быт, и снова душа Ильи Ильича погружается в сладостный сон. Хотя изредка покой и безмятежность этого сна взрываются встречами с Ольгой Ильинской, постепенно разочаровывающейся в своем избраннике. Слухи о свадьбе Обломова и Ольги Ильинской уже снуют между прислугой двух домов — узнав об этом, Илья Ильич приходит в ужас: ничего ещё, по его мнению, не решено, а люди уже переносят из дома в дом разговоры о том, чего, скорее всего, так и не произойдет. «Это все Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, все волнения и тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?» — размышляет Обломов, понимая, что все происходящее с ним есть не более чем последние конвульсии живой души, готовой к окончательному, уже непрерывному сну.

 

Дни текут за днями, вот  уже и Ольга, не выдержав, сама приходит к Илье Ильичу на Выборгскую сторону. Приходит, чтобы убедиться: ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон. Тем временем Иван Матвеевич Мухояров прибирает к рукам дела Обломова по имению, так основательно и глубоко запутывая Илью Ильича в своих ловких махинациях, что вряд ли уже сможет выбраться из них владелец блаженной Обломовки. А в этот момент ещё и Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось, починить уже никому не по силам. Это становится последней каплей в муках сопротивления Ильи Ильича — он заболевает горячкой.

Информация о работе Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»