Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Содержание

Введение…………………………………………………….……….………3
История создания…………………………………………..……….……….4
Сюжетная схема произведения………………………………….….……...6
Проблема, поставленная автором………………………….……………..13
Философский смысл произведения…………………………………...….17
Биография И.А. Гончарова…………………………………….………….19
Приёмы, способы и формы, используемые автором……..……….……..23
Роль данного произведения в своё и наше время………………..............26
Черты русского национального характера……………………….............29
Заключение…………………………………………….……….……….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у  читателей принесли Гончарову славу  одного из самых выдающихся русских  писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», т. е. активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал  уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся  старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:

Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета.

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть  «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Приёмы, способы и формы, используемые автором

 

В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.  
    Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” — и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” — это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.  
    Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза — пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет “добрый барин”. Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, — бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова — “болото”. Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же — Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницына. Антитеза Обломов — Ольга подобна антитезе Обломов — Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея — детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.  
    Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи — рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед “Сном...” задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте. В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти — ко всему; таким образом, опять же исследуется психология.  
    Художественные приемы, используемые Гончаровым, очень разнообразны. На протяжении всего романа встречается прием художественной детали, подробного и точного описания человеческой внешности, природы, внутреннего убранства комнат, то есть всего, что помогает создать у читателя полную картину происходящего. Как литературный прием в произведении также важен символ. Множество предметов имеют символическое значение, например халат Обломова — символ его повседневной привычной жизни. В начале романа главный герой не расстается с халатом; когда Ольга на время “вытаскивает Обломова из болота” и он оживает, халат забыт; в конце,' в доме Пшеницыной, он опять находит применение, уже до конца жизни Обломова. Другие символы — ветка сирени (любовь Ольги), домашние тапочки Обломова (почти как халат) и другие тоже имеют большое значение в романе.  
    “Обломов” — произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать и рассмотреть, а исследовать истоки, причины формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенного социального типа. И. А. Гончаров добился этого, использовав разнообразные художественные средства, создав с их помощью наиболее подходящую к содержанию форму — композицию, систему

образов, жанр, стиль и язык произведения.

 

Роль данного произведения в своё и наше время

 

А так Добролюбов сказал о жизни Обломова: « В ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенные с беспощадной строгостью и правильностью.» Но ведь штольцев и обломовых мы можем найти и в нашей жизни. Кто-то живет припеваючи, засчет работы другого, как Обломов, а кто-то трудится прежде всего для других, как Штольц.  
И штольцы, и обломовы будут всегда, и в современном обществе найдутся свои штольцы и обломовы. Есть люди, которые не заботятся о благосостоянии общества, их волнует только своя мелочная, но с виду красивая жизнь, они не стремятся ни к знаниям, ни к добру, ни к справедливости. Эти люди останавливаются на том уровне развития, который они смогли достичь благодаря кому-нибудь: родителям, учителям, другим повлиявшим на них людям. Это обломовцы. А есть люди, которые постоянно стремятся к достижению цели, к получению знаний, опыта. Именно они обычно двигают общество, прогресс. Именно они полезны обществу, человечеству своими мыслями, знаниями, трудом, опытом, культурой. Мне кажется, что штольцы будут всегда, потому что иначе жизнь остановится, а вот армию обломовых нужно уменьшать в числе, но истребить их полностью не удастся – всегда будут люди, тормозящие общество своим безразличием к нему. Черты главных героев можно найти не только в целом обществе, но и в каждом человеке в отдельности. И каждый человек должен развивать в себе стремление к жизни, деятельность, подвижность Штольца и подавлять лень и апатию Обломова.  
В этом и заключается значение романа И.А.Гончарова «Обломов».

Есть ли обломовцы в современном мире?

Конечно! И так как  в наше время человек не может  не работать, у обломовца будет  тихая, сидячая, монотонная работа. И  изо дня в день он будет ходить на работу, не делая ничего более. Тем  самым он не будет нарушать свой покой. И такая жизнь существует сегодня. Обломовщина проявляется в стремлении человека к комфорту, в желании жить проще и лучше. Если, например, в наше время лишить какого-то человека комфорта, допустим, оставить без воды и электричества, то для него это будет большим испытанием. В общем, я думаю, что обломовщина очень актуальна и сегодня и не умрет, пока существует цивилизация.

Общественную опасность  этого явления, столь характерного для России, Гончаров видел со всей отчетливостью, тем более что  своими корнями “обломовщина” проникала и по сей день проникает глубоко в российскую жизнь. Об этом со всей наглядностью свидетельствует литература. Как справедливо отмечает в своей статье Добролюбов, “давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают от того, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым”.

Например, и “Евгений Онегин”, и “Герой нашего времени” представляют в своих героях черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. И для Онегина, и для Печорина служба — ненужное и не имеющее смысла бремя. Они не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как вообще в жизни. Разница между всеми этими Рудиными, Печориными, Онегиными и Обломовым лишь в том, что Гончаров лишил этот характер романтики, свел из заоблачной выси на мягкий диван, снабдил халатом и дородным телом.

В своем романе Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова показал не только исконный русский человеческий тип, но и образ, стиль русской жизни, одну из ее характерных сторон, сопутствующую всему ходу российской истории.

Проблема, поднятая более  ста лет назад Гончаровым, как  нельзя более актуальна и в  наши дни. Добролюбов отмечал, что Гончаров поторопился похоронить обломовщину, сказать ей похвальное надгробное слово устами Штольца: “Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век”. “Вся Россия, которая прочитала или прочтет “Обломова”, не согласится с этим”, — пишет Добролюбов, и его слова звучат для наших современников совсем не менее значимо, чем для современников самого Добролюбова и Гончарова. Нет, не оскудела Россия Обломовыми, бездарно, апатично проживающими свою никчемную жизнь, и по-прежнему в ней катастрофически не хватает штольцев, умеющих и желающих работать, создавать блага не только для себя, но и для окружающих их людей.

 

Значение романа в своё время  

 

«обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать "господству¬ющей болезнью" того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.   «Обломовщина» — это не образ жизни одного человека, а состояние общества. Обломов не продукт Обломовки исключительно, а порождение российской действительности своего времени.

 

Черты русского национального характера в Обломове.

 

Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и у критиков. Л. Толстой писал: “Обломов” — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было... я в восторге от “Обломова” и перечитываю его еще раз”.  
Роман Гончарова — это центральное- произведение всей русской литературы по глубине художественного исследования российского дворянского “байбачества”. В нем детально обрисовано явление, формировавшееся веками русской крепостнической действительностью. На примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию.  
Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.  
Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: “Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица... во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафрока”. Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к комфорту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат. 
С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры требует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика.  
Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания - Петербургу. Все, кто навещают Обломова, - друзья и товарищи по бывшей службе - ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечениях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, “и слеп, и глух, и нем для всего остального”. Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он “сохраняет человеческое достоинство и свой покой”.  
Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже “ни разу не натянул себе чулок на ноги...”.  
Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов “лишних людей”. Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие меж* ду словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя.

Так, героя никогда не покидает мысль: “А хорошо бы, если бы вот это сделалось”. Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: “,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...”  
Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обломовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильинской. Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтательный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное нежелание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, переживать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, - развели мосты над Невой. Героя вновь победила “обломовщина”.  
Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формировался обломовский тип, что он не случаен. “Обломовщина” - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава “Сон Обломова”. Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существованию. “Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке”. Жители ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: “Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь...Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился...” Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли - идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, “истинное подобие смерти ”.  
В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обломова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни.  
В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие “обломовщина” же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против “западничества”, которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянским традициям. 

Информация о работе Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»