Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Содержание

Введение…………………………………………………….……….………3
История создания…………………………………………..……….……….4
Сюжетная схема произведения………………………………….….……...6
Проблема, поставленная автором………………………….……………..13
Философский смысл произведения…………………………………...….17
Биография И.А. Гончарова…………………………………….………….19
Приёмы, способы и формы, используемые автором……..……….……..23
Роль данного произведения в своё и наше время………………..............26
Черты русского национального характера……………………….............29
Заключение…………………………………………….……….……….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Обломов добр и гостеприимен (характерные русские черты): его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.  
    Наиболее ярко характер главного героя раскрывается в его отношениях с Ольгой Ильинской. Любовь буквально преображает Илью Ильича, выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”. Обломов пробуждается от “спячки”, он наверстывает упущенное за многие годы: читает, пишет, работает. В это время Илья Ильич живет, он полон высоких стремлений, строит планы на будущее. Здесь раскрывается такая черта Обломова (да и вообще русского народа), как мечтательность. Она прослеживается у него еще с детства, когда няня рассказывала ему сказки о Емеле-дурачке и жар-птице. Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить Обломова отказаться от своих идеалов: мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еды и безмятежного сна. Но, я считаю, нельзя во всем винить Илью Ильича. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.   

Но, несмотря на лень и бездеятельность Обломова, мы не можем не отметить богатство души главного героя. Он искренне, чистосердечно любит Ольгу, ради нее совершает почти невозможные перемены в своем образе жизни. Он верен Штольцу, он неподдельно радуется за счастье своего друга. Илья Ильич добр к Агафье Матвеевне, он бескорыстно заботится о ее детях. И все эти черты исконно русские, национальные.  
    И причиной такого образа жизни, миропонимания русских людей является жестокая крепостническая система, широко процветающая в нашем государстве. Слуги тоже настолько приучены выполнять чужую волю, что без своих господ и жить не могут. Так Захар, двойник Обломова, после смерти барина становится нищим и не может найти свое место в жизни.  
    Недаром автор дал имя своему герою Обломов — “обломок” старого общества. Обломов обобщил в себе те черты, которые были присущи его отцам и дедам. Он воплотил в себе чисто русский национальный характер.  
    Даже сейчас, приглядевшись к себе и к окружающим меня людям, я убедился в том, что в какой-то мере Обломов живет в каждом из нас и, наверное, не умрет никогда.  
    Но я надеюсь, что не только лень и стремление к покою будут передаваться как национальные черты из поколения к поколению в русских людях. Я надеюсь, что сохранится чистой, как хрусталь, русская душа, открытая и широкая, как родные просторы.

 

Заключение 

Я заметил много сходств между собой и Обломовым. Эту лень, привычку лежать на диване, откладывать дела в долгий ящик. 
    А ведь так живут многие! Да что многие, так живут почти все! Почти все одевают дома свободный приятный халат, уютные тапочки, встают утром с кровати с "наполеоновскими планами", а за весь день ничего дельного-то и не сделали. Просто провалялись на диване. Гончаров специально написал этот роман для того, чтобы мы, люди, поняли наконец-то, что катимся в пропасть. Обломов, молодой и талантливый человек погиб! А ведь он мог бы прожить свою жизнь так красиво и весело. У него было всё: имение, деньги, любимая женщина, но он погубил себя. Его жизнь прошла быстро, скучно и глупо. А сколько ещё таких же талантливых людей прожили свою жизнь зря?  
    Обломовщина - бич и зло России, характерная черта нашей жизни. Материалом для этого романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства!  
    Обломов, увы, живёт в каждом человеке! Переводчик произведений И.А. Гончарова на датский язык П.Ганзен писал "Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашёл столько знакомого и старого, сколько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины".

Я считаю, что роман  «Обломов» показывает не только ленивца-барина, а человека, воспитанного на русских  традициях. Человека, который отказался  от механического труда и светского  общения, а предпочёл лежать на диване, чтобы сохранить свою честность и непосредственность. Обломов не только представитель того времени, но и нашего. В нём мы видим себя, черты русского народа.  
Гончаров, сумевший понять и показать нам нашу «обломовщину», не мог, однако не заплатить дань общему заблуждению: он решился похоронить «обломовщину», сказать ей похвальное надгробное слово. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Вся Россия, которая прочитала или прочтёт «Обломова», не согласится с этим. Нет, Обломовка есть наша прямая родина, её владельцы наши воспитатели. Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: « пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова».  
И Обломов живёт уже больше века в нас самих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 


Информация о работе Социальное, национальное и общечеловеческое в образе центрального героя и вневременной смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»