Газета «Тамбовский меридиан». Слагаемые успеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить феномен успеха газеты, который наблюдается в сравнении с остальными городскими изданиями.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучив материалы газеты «Тамбовский меридиан», проанализировать особенность подачи материалов
учесть читательское мнение о газете
выявить, как влияет «массовость» издания на психологию читателей
обнаружить присутствие в исследуемой газете элементов «желтизны»
определить тенденции в оформлении газеты
попытаться определить тип издания.

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава1.Значимость массовой прессы на рынке СМИ ……………………..7
1.1.Понятие и функции массовой прессы……………………………………….7
1.2.Психологические механизмы воздействия на аудиторию массовой прессы…………………………………………………………………………….10
1.3. Качественно-количественные признаки массовой прессы………………15

Глава 2. Газета «Тамбовский меридиан». Слагаемые успеха…………...18
2.1.Газета «Тамбовский меридиан» на тамбовском медиапространстве…….18
2.2.Индивидуальность подачи материалов…………………………………….24
2.3.Читательское мнение о газете………………………………………………31
2.4.Элементы «желтизны» в газете «Тамбовский меридиан»………………..39
2.5.Особенности оформления газеты…………………………………………..47
2.6. Информационные публикации в газете «Тамбовский меридиан»………52

Заключение……………………………………………………………………..57

Список литературы…………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

 

Глава1.Значимость массовой прессы на рынке СМИ ……………………..7

1.1.Понятие и функции массовой прессы……………………………………….7

1.2.Психологические механизмы воздействия на аудиторию массовой прессы…………………………………………………………………………….10

1.3. Качественно-количественные признаки массовой прессы………………15

 

Глава 2. Газета «Тамбовский меридиан». Слагаемые успеха…………...18

2.1.Газета «Тамбовский меридиан» на тамбовском медиапространстве…….18

2.2.Индивидуальность подачи  материалов…………………………………….24

2.3.Читательское мнение о газете………………………………………………31

2.4.Элементы «желтизны»  в газете «Тамбовский меридиан»………………..39

2.5.Особенности оформления  газеты…………………………………………..47

2.6. Информационные публикации в газете «Тамбовский меридиан»………52

 

Заключение……………………………………………………………………..57

 

Список литературы…………………………………………………………….60

 

Приложение 1…………………………………………………………………...63

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе развития общества в нем возникают и функционируют множество различных институтов – политических, экономических, правозащитных, образовательных и др. Со временем возникает и такой общественный институт, как средства массовой информации, состоящий из различных элементов. Первым из них по времени возникновения, как мы знаем, является газета. Каждый из этих институтов и их элементов занимает особое место в общественной системе, и каждый играет особую, специфичную роль.

Несравненно более эффективным средством межличностного и коллективного общения людей является печатное периодическое издание и прежде всего газета. Она позволяет гражданину обратиться индивидуально к конкретному человеку или ко многим, входящим в читательскую аудиторию издания. Позволяет ему обратиться к газете за советом, получить рекомендацию, обсудить с согражданами свою идею, принять участие в полемике и т.п. Газета становится для него трибуной, консультантом, справочным бюро и главное – источником информации, необходимой ему для решения жизненно важных вопросов. Понятно, что пользоваться газетой как средством общения может любой грамотный человек, выступая при желании в ролях автора информации или ее получателя. Вседоступность газеты как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность – стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней его граждан.

Массовая пресса сегодня для нас является одним из самых привычных и широко используемых источников получения информации. Массовая пресса также является одним из самых прибыльных, а потому и стремительно развивающихся, элементов системы масс медиа. Этот вид СМИ предельно направлен на интересы аудитории, что позволяет не только изучить настроения и реакции населения на то или иное событие, но и также сформировать мнение населения по поводу какого-либо явления.

В то же время жесткая конкуренция на рынке СМИ, пресыщенность аудитории разнообразной информацией, экономический кризис привели к трансформации функционирования периодики на медиарынке. Это заставляет представителей массовой прессы искать новые методы привлечения аудитории, что, в свою очередь, снижает качество содержания издания.

Именно к массовым изданиям и относится газета «Тамбовский меридиан». Для нее характерны высокие тиражи, небольшой объем аналитики, непредвзятость в подаче информации, широкий круг обсуждаемых проблем, преобладание информационных жанров.

Актуальность. Проблема популярности массовых изданий, секреты их успеха, на наш взгляд, не относятся к числу достаточно изученных. Газета «Тамбовский меридиан» как наиболее популярное печатное издание не была исследована в данном ракурсе. Этим и обусловлена актуальность нашего дипломного исследования. 

Предмет исследования основывается на слагаемых успеха газеты «Тамбовский меридиан».

Объект исследования - содержание статей и фотоиллюстрации газет «Тамбовский меридиан» за 2009-2012 годы.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить феномен успеха газеты, который наблюдается в сравнении с остальными городскими изданиями.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучив материалы газеты «Тамбовский меридиан», проанализировать особенность подачи материалов
  2. учесть читательское мнение о газете
  3. выявить, как влияет «массовость» издания на психологию читателей
  4. обнаружить присутствие в исследуемой газете элементов «желтизны»
  5. определить тенденции в оформлении газеты
  6. попытаться определить тип издания.

Научная новизна заключается в том, что в рамках данной научной работы впервые предпринята попытка выявить феномен успеха газеты «Тамбовский меридиан».

Теоретико-методологической базой являются работы различных ученых, авторов монографий и учебных пособий по истории и теории журналистики, изучающих науку журналистику: Аграновского В. «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» (М., 1999), Беспалова А.Г., Корнилова Е.А., Короченского А.П., Лучинского Ю.В., Станько А.И.«История мировой журналистики». (М. - Ростов-на-Дону , 2003.), Богомоловой Н.Н. «Социальная психология печати, радио и телевидения» (М.,1991), Ворошилова В.В.«Теория и практика массовой информации» (М., 2006), Засурского Я.Н.«Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса» (М.,2003), Зелинского С.А.«Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» (СПб., 2008), Иконникова А.В. «Городская газета: Искусство, среда, время. (М., 1999),Инжиева А.А. «Универсальный справочник начинающего журналиста» (Ростовн/Д., 2007),Ким М.Н. «Жанры современной журналистики»(СПб.,2004), Ковалевой М.М. «Отечественная журналистика: вопросы теории и практики» (Екатеринбург, 2000), Корконосенко С.Г. «Основы журналистики». (М., 2001), Кузнецова И.В. «История отечественной журналистики (1917-2000)» (М.,2006), Лазутиной Г.В. «Основы творческой деятельности журналиста» (М., 2000), Мельника Г.С. «Mass-media: психологические процессы и эффекты». (СПб., 1999), Михайлова С.А. «Современная журналистика: правила и парадоксы» (СПб, 2002),Рихтера А.Г. «Правовые основы журналистики» (М.,2002),Прохорова Е.П. «Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принцирах» (М., 2001), Тертычного А.А. «Жанры периодической печати» (М., 2006), Трыкова В.П. «История зарубежной журналистики XX века» (М.,2004), Тулупова В.В. «Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты». (Воронеж, 2000), Федотовой Л.В. «Социология массовой коммуникации» 4-е изд. (М., 2009),Шестериной А.М. «Интерактивная журналистика» (Тамбов, 2002), Юркова А.А. «Этика журналистского творчества» (СПб., 2003).

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать студенты-журналисты для написания исследовательских работ по журналистике, в качестве справочного материала для подготовки к практическим занятиям по названной дисциплине, а также журналисты-практики для анализа опыта работы своих коллег.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, освещается степень ее разработанности в существующей литературе, описывается методология и теоретическая база работы; обозначается объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи. Здесь же дается оценка научной новизны и практической значимости исследования.

В I главе «Газета «Тамбовский меридиан». Слагаемые успеха»,  рассматриваются особенности типологии издания, содержание публикаций, ее структура, а также мнения горожан о газете.

Во II главе «Значимость массовой прессы на рынке СМИ» рассматривается понятие и функции массовых изданий, психологическое воздействие на аудиторию и их место на рынке СМИ.

В заключении подводятся итоги, выводы работы. Библиографическое приложение насчитывает 38 источников литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. ЗНАЧИМОСТЬ МАССОВОЙ ПРЕССЫ НА РЫНКЕ СМИ

    1. Понятия и функции массовой прессы

 

Массовая пресса - феномен, возникший в начале ХХ века, являющийся одним из основных средств массовой информации. Для полного понимания термина необходимо немного углубиться в предмет, и дать определения основным терминам, которые мы будем использовать в работе. Среди всех определений средств массовой информации (СМИ) наиболее полным мы считаем определение, данное в Энциклопедическом словаре СМИ Александра Князева:

Масс-медиа - средства массовой информации, форма массового взаимодействия посредством информационных сообщений. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации.

«Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов). Первоначально под прессой подразумевались общеполитические периодические издания, предназначенные для массового читателя. С развитием и дифференциацией периодической печати сформировались группы массовых периодических изданий по целевому назначению (например, научная пресса), содержанию (например, спортивная пресса), читательскому адресу (молодёжная пресса) и т.д.1.

Классификаций прессы существует очень много, но для нашей работы мы остановимся на делении прессы по аудиторному признаку на качественную и массовую. В определении этих терминов вновь обратимся к словарю А. Князева:

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания.2А.А. Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противопоставляется таблоидная, или желтая пресса.

Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания.

Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак.3

Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы:

Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.

Основные признаки и функции массовой прессы:

- получение прибыли за  счет обеспечения массового спроса;

- формирование массового  сознания и общественного мнения;

- реклама товаров отечественного  и иностранного потребления;

- формирование массового  избирателя и обеспечение электората.

По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психологические механизмы воздействия на аудиторию массовой прессы

 

Существуют всесторонне разработанные и изученные способы воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение.

Механизмы их осуществления сложны и взаимосвязаны. Они действуют комплексно и широко применяются в массовой коммуникации. Здесь достаточно глубоко и полно изучено влияние внушения, формы его проявления. Однако в полной мере используются все способы.»4

«Подражание - это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Заражение - это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.).»5

Информация о работе Газета «Тамбовский меридиан». Слагаемые успеха