Классификация объектов муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение классификации объектов муниципальной собственности.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
-Дать понятие муниципальной собственности;
-Рассмотреть особенности объектов муниципальной собственности;
-Разобрать классификацию объектов муниципальной собственности.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие муниципальной собственности
1.1 Формирование муниципальной собственности
1.2 Права и полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью
1.3 Муниципальная и другая типы собственности: сравнительная характеристика
Глава II.Объекты муниципальной собственности
2.1 Понятие объектов муниципальной собственности
2.2 Классификация объектов муниципальной собственности
2.3 Зарубежный опыт классификации объектов муниципальной собственности
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

obekty_munitsipalnoy_sobstvennosti_i_ikh_kharakt.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «муниципальное управление»

Классификация объектов муниципальной собственности

Выполнила: студентка ГК-231

Трушкова Ирина Дмитриевна

г. Нижний Новгород

2012г

 

Оглавление

муниципальная собственность местное самоуправление

Введение

Глава I. Понятие муниципальной собственности

1.1 Формирование муниципальной  собственности

1.2 Права и полномочия  органов местного самоуправления  по распоряжению муниципальной  собственностью

1.3 Муниципальная и другая  типы собственности: сравнительная  характеристика

Глава II.Объекты муниципальной собственности

2.1 Понятие объектов муниципальной  собственности

2.2 Классификация объектов  муниципальной собственности

2.3 Зарубежный опыт классификации  объектов муниципальной собственности

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

Введение

Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что муниципальная собственность играет важную роль в становлении и повышении эффективности муниципальной власти, системы местного самоуправления в Российской Федерации. Работу будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления невозможно представить без знания классификации объектов муниципальной собственности. Классификация - это основа для дальнейших шагов по финансированию и содержанию объектов.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение классификации объектов муниципальной собственности.

Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

-Дать понятие муниципальной  собственности;

-Рассмотреть особенности  объектов муниципальной собственности;

-Разобрать классификацию  объектов муниципальной собственности.

 

Глава I. Понятие муниципальной собственности

Термин «муниципальная собственность» употребляется в законодательстве в двух различных смыслах:

Юридическом - как обозначение вещного права (права лица на определенную вещь), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью;

Экономическом - как обозначение совокупности экономических (производственных) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности.

В Конституции Российской Федерации термин «муниципальная собственность» используется в юридическом смысле: указано, что местное самоуправление обеспечивает «владение, пользование и расположение муниципальной собственностью»(ст 130 Конституции РФ), а «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью» (ст 132 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст. 8) Конституция Российской Федерации.

Состав экономической основы местного самоуправления свидетельствует о том, что она связана с несколькими группами общественных отношений:

-с отношениями муниципальной  собственности;

-финансовыми отношениями

-отношениями, которые возникают по поводу имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в управление органам местного самоуправления;

-отношениями по поводу  иной собственности.

Следовательно, муниципальная собственность как составная часть экономической основы местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права экономических отношений, связанных с имущественным комплексом муниципального образования и самим субъектом права муниципальной собственности.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на основании права собственности городским, сельским поселением, а так же другим муниципальным образованиям.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, подразделяется на 2 части:

1)имущество, закреплённое  за муниципальными предприятиями  и учреждениями на правах хозяйственного  ведения и оперативного управления;

2)средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и организациями и составляющее, согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную казну соответствующего муниципального образования. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ», в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное:

1)для решения вопросов  местного значения;

2)осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления;

3)обеспечения деятельности  органов и должностных лиц  местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений.

Понятие и правовая природа института муниципальной собственности обуславливается существом местного самоуправления -- как деятельности населения по решению вопросов местного значения. Исключительное и единственное назначение муниципальной собственности -- служить обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значения.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает определение муниципальной собственности через ее состав. Так, в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст. 50 регулирует состав муниципального имущества зависимости от целей его использования:

·имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

·имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

·имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

·имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

При этом в зависимости от типа муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ) состав муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться (ч.2, ч.3. ч.4 ст. 50 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Таким образом, можно дать понятие муниципальной собственности.

Муниципальная собственность-это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Главный критерий включения имущественных активов в муниципальную собственность - их принадлежность к системе местного хозяйства. Выход за рамки этой системы при муниципализации объектов собственности является неоправданным и экономически неэффективным мкроприятием. Государственное и муниципальное управление. 3-е изд. Учебник для вузов. Василенко И. А. Москва: ЮРАЙТ, 2010.

1.1 Формирование муниципальной  собственности

Формирование муниципальной собственности напрямую связанно с разграничением компетенции между уровнями управления- государственным и местным. Объекты рассматриваемого вида собственности служат для обеспечения компетенции местного самоуправления.

Формирование муниципальной собственности осуществляется путём разграничения собственности, приватизации, создание новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения и т.д. Порядок формирования муниципальной собственности первоначально был предусмотрен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением №3 к данному постановлению в состав муниципальной собственности должны были перейти объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (т.е. жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.), а так же объекты, находившиеся в собственности субъектов РФ и расположенные на территории соответствующих городов (т.е. предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности). В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992г. №114-рп было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 12 июня 2006г. №603 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РФ»). В положении определялся порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Перечни указанных объектов следовало согласовывать с органами государственного управления, в ведении которых эти объекты находились. При согласовании перечней объектов федеральной собственности органы государственного управления исходят из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а так же недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру своего функционирования.

Составление и утверждение перечней отнесено положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов РФ в состав муниципальной собственности, предусматривающий возможность пополнения муниципальной собственности за счёт государственной, стал, определяться законами субъектов РФ о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью существенно возросли в связи с начавшимся в 1992г. Процессом приватизации. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является ФЗ от 21 ноября 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объёме поступают в местный бюджет.

Приватизация муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности, представляя собой (за исключением внесения муниципального имущества в оплату уставного капитала обществ) особый случай купли-продажи имущества. Данный договор является взаимообязывающим. Материальный объект договора- приватизируемое муниципальное имущество, юридические объекты, действия сторон по передачи данного имущества и уплате за него денежной суммы (цены), а так же по выполнению других условий договора ( например, инвестиционных и (или) социальных условий при продаже имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями). Таким образом, приватизация- это особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность.

Исходя из сформулированного выше понятия приватизации муниципального имущества, можно выделить следующие признаки приватизации:

-принадлежность приватизируемого имущества к муниципальной собственности;

-покупателем приватизируемых  объектов могут быть только  субъекты частной собственности;

-возмездность приватизации;

-законодательное требование  отчуждать государственное или  муниципальное имущство только  способами, установленными ФЗ от 21 ноября 2001г. №178 «О приватизации государственного имущества». В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Информация о работе Классификация объектов муниципальной собственности