Классификация объектов муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение классификации объектов муниципальной собственности.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
-Дать понятие муниципальной собственности;
-Рассмотреть особенности объектов муниципальной собственности;
-Разобрать классификацию объектов муниципальной собственности.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие муниципальной собственности
1.1 Формирование муниципальной собственности
1.2 Права и полномочия органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью
1.3 Муниципальная и другая типы собственности: сравнительная характеристика
Глава II.Объекты муниципальной собственности
2.1 Понятие объектов муниципальной собственности
2.2 Классификация объектов муниципальной собственности
2.3 Зарубежный опыт классификации объектов муниципальной собственности
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

obekty_munitsipalnoy_sobstvennosti_i_ikh_kharakt.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, один из важнейших способов формирования муниципальной собственности- создание этой собственности путём строительства производственных объектов, приносящих прибыль.

 

1.2 Права и полномочия  органов местного самоуправления  по распоряжению муниципальной  собственностью

Конституция РФ закрепляет за органами местного самоуправления все права собственника: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст 130), а так же гарантирует их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью.

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования этих объектов. Кроме того, органы местного самоуправления вправе сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а так же совершать в муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Органы местного самоуправления так же участвуют в других мероприятиях по вопросам управления муниципальной собственностью: в определении порядка передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду, правил пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения и др.

В соответствии со ст 51 ФЗ от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы самоуправления имеют следующие полномочия в отношении муниципальной собственности.

1.Органы местного самоуправления  от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

2.Органы местного самоуправления  вправе передавать муниципальное  имущество во временное или  постоянное пользование физическим  и юридическим лицам, органам  государственной власти РФ и  органам местного самоуправления  иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с ФЗ.

3.Порядок и условия  приватизации муниципального имущества  определяются нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления  в соответствии с ФЗ. Доходы  от использования и приватизации  муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4.Органы местного самоуправления  могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

1.3 Муниципальная и другая  типы собственности: Сравнительная  характеристика

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью-местное сообщество. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта-общества. В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к самоуправлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной, ведь собственником последней так же выступает общество в целом, а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые-как и в случае с муниципальной собственностью-так же являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Таким образом по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная; здесь так же в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения.

 

Глава II. Объекты муниципальной собственности

2.1 Понятие объектов муниципальной  собственности

Объектом муниципальной собственности являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также - в первую очередь - объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 50) в собственности муниципальных образований могут находиться:

1) имущество, предназначенное  для решения вопросов местного  значения (например, имущество, предназначенное  для электро-, газо- и водоснабжения  населения; автомобильные дороги общего пользования; жилищный фонд; пассажирский транспорт; земельные участки; обособленные водные объекты на территории муниципального образования и т.п.);

2) имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов и должностных лиц  местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений;

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения;

5) имущество, необходимое  для осуществления полномочий, право  осуществления которых предоставлено  органам местного самоуправления  федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Таким образом, определённого понятия объекта муниципальной собственности не существует, но его можно выразить через саму собственность, которая им является.

2.2 Классификация объектов  муниципальной собственности

Особенностями муниципальной собственности являются:

1.Муниципальная собственность  имеет социальную направленность, в исключительной собственности  находятся те объекты, которые  особенно важны для обеспечения жизни населения и сохранения культурного наследия.

2.Муниципальная собственность  выполняет функции основы муниципального  самоуправления.

3.Служит основой независимости  и самостоятельности органов  местного самоуправления, основой  проводимой муниципальной политики;

4.Обладает общественным  характером (т.е. является самостоятельной  формой, связанной с государственной  собственностью только внешними  экономическими связями);

5. Основной субъект - население  муниципального образования;

6.Является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения муниципального образования, поскольку включает в себя преимущественно социальные объекты, многие из которых остаются за пределами рыночного сектора экономики;

7.Возможна малоприбыльная, бесприбыльная работа муниципальных предприятий и организаций;

8.Использование муниципальной  собственности основывается на  принципах самоуправления, демократизма  и оптимального сочетания экономических  интересов;

9.Объекты муниципальной  собственности классифицируются:

I. По характеру

-недвижимые объекты

а) земля (земельные участки);

б) объекты, неразрывно связанные с землей: водные объекты, леса и иные, неразрывно связанные с землей объекты растительного мира;

в) здания, сооружения, помещения;

г) иные недвижимые вещи, в том числе: приравненные к недвижимым вещам имущественные комплексы (предприятия) и движимые вещи (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания).

-движимые объекты

а) вещи, входящие в состав основных и оборотных производственных фондов, материальных запасов (оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и др.);

б) деньги и ценные бумаги.

-квази-вещи

а) доли (паи) в уставных капиталах коммерческих юридических лиц (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов);

б) иные имущественные права.

Основой для системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации недвижимого имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, определяющих содержание и характер управленческих решений относительно объектов недвижимости.В.Н. Парахина. Муниципальное управление

II. По назначению

-объекты производственного  назначения (предприятия местной  промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные);

-объекты непроизводственного  назначения (здравоохранение, образование, социальное обслуживание).

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

-жилой фонд;

-нежилой фонд (административные  здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры ит.д.)

-объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному  хозяйству: сооружения и сети  водопроводно-канализационного хозяйства, тепло--, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;

-транспортные системы: дорожная  сеть в пределах городской  черты, предприятия городского пассажирского  транспорта;

-земельные участки, в  том числе зеленые зоны в пределах городской черты. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций 2-е изд., Гегедюш Н. С. перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2012

Для разработки классификации объектов муниципальной недвижимой собственности рекомендуется:

1. Проводить полную и  четкую инвентаризацию всех объектов  недвижимости, включая все дополнительные  и вспомогательные помещения.

2. Составлять списки функциональных  обязанностей муниципального образования, основанные на законе и на  понимании руководства, какие из обязанностей действительно должны быть их функциями.

3. Составлять инвентаризационные  перечни всех объектов с указанием  той функциональной группы, к  которой относится каждый объект.

4. Исходя из реальной  практики, обозначить финансовые  источники содержания и эксплуатации каждого объекта.

5. Сверять, соответствуют  ли друг другу предлагаемая  классификация каждого объекта  и источники финансирования его  содержания и эксплуатации. http://www.consultant.ru

Таким образом, существуют несколько вариантов классификаций объектов муниципальной собственности. В зависимости от того, какой вопрос стоит перед органами местного самоуправления, они могут использовать более подходящую для данной ситуации классификацию.

2.3 Зарубежный опыт классификации  объектов муниципальной собственности

Наряду с уже приведённой классификацией, можно условно классифицировать все объекты муниципальной собственности на три группы, определенные ниже. Данная классификации впервые была введена в городе Денвере, штат Колорадо, США.

Классификация покрывает только недвижимое имущество, так как предполагается, что движимое имущество, как правило, входит в имущественные комплексы с недвижимостью и поэтому разделяет ее судьбу.

Группа «А», «Основные объекты» - объекты, используемые для обеспечения функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Например, само здание исполнительного органа местного самоуправления и объекты инженерной инфраструктуры могут быть отнесены к этому типу.

Объекты, связанные с предоставлением тех услуг, которые государственное законодательство или местное сообщество определяют в качестве обязательных. Так, образовательные школы, объекты для оказания базовых медицинских услуг и объекты базовой инженерной инфраструктуры (дороги, каналы, водопроводные линии) часто рассматриваются как относящиеся к этой группе. В то же время, рекомендуется не включать в данную группу такие объекты, как учреждения системы высшего образования (филиалы университетов, колледжи), специализированных образовательных (например, музыкальные школы) и специализированных медицинских услуг (кардиологическая клиника), которые выходят за рамки обязательного списка услуг, являющихся обязанностью властей муниципального образования. В.Н. Парахина. Муниципальное управление

Группа «Б» «Дополнительные объекты» - объекты, используемые для осуществления функций и услуг, не включенных в список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных. Примеры объектов из этой группы - здания и

помещения, используемые для оказания специализированных медицинских услуг, городские парки. Такие объекты не являются жизненно необходимыми для функционирования муниципального образования, и в связи с тем, что местный бюджет ограничен, такие объекты не финансируются в полной мере.

Группа «В» «Избыточные объекты» - объекты, используемые для осуществления тех функций и услуг, которые не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически важных.

К этой группе следует отнести все остальные объекты, в частности, имеющиеся коммерческие и нежилые объекты.

Информация о работе Классификация объектов муниципальной собственности