Право муниципальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.
Для решения поставленных задач использовался анализ нормативных актов, а так же учебной и научной литературы по гражданскому и муниципальному праву.

Содержание

Введение
Глава 1: Основные положения о муниципальной собственности в РФ
История формирования муниципальной собственности Российской Федерации
1.2. Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации.
Глава 2: Основные составляющие права муниципальной собственности
2.1 Субъекты права муниципальной собственности
2.2 Объект права муниципальной собственности
2.3 Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот
2.4 Особенности прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность
2.5 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зарембаf.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1: Основные положения о муниципальной собственности  в РФ

    1. История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

1.2. Содержание  права муниципальной собственности.  Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации.

Глава 2: Основные составляющие права муниципальной собственности

2.1 Субъекты права муниципальной  собственности

2.2 Объект права муниципальной собственности

2.3 Основания  возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот

2.4 Особенности  прекращения права муниципальной собственности в результате приватизации муниципального имущества в частную собственность

2.5 Право хозяйственного  ведения и право оперативного  управления как формы осуществления  права муниципальной собственности

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Российской Федерации  признается и гарантируется местное  самоуправление1.

Деятельность всякой власти, реализация ее политики должны быть обеспечены собственными материальными и финансовыми ресурсами. Тем более это актуально для современного периода, когда одной из основных функций власти становится оказание общественно значимых услуг населению. К местному самоуправлению это относится в еще большей мере, чем к государственной власти, так как к задачам местного самоуправления в первую очередь относится удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Принцип соответствия ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям нашел отражение в положениях Европейской Хартии местного самоуправления2 и закреплен Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой муниципальная собственность признана наряду с государственной, частной и другими формами собственности3.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего:

- в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8 Конституции РФ);

- в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции РФ).

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. Она охватывает умелое использование и распоряжение:

  • имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами,
  • муниципальными предприятиями и организациями,
  • зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения,
  • муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями,
  • а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

Итак, объектом данной курсовой работы является муниципальная собственность Российской Федерации

Цель исследования – изучить право муниципальной собственности, как самостоятельной формы собственности.

Для решения поставленных задач использовался анализ нормативных актов, а так же учебной и научной литературы по гражданскому и муниципальному праву.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Основные положения  о муниципальной собственности  в РФ

1.1 История формирования муниципальной собственности Российской Федерации

Понятие «муниципальная собственность» было введено  в Российской Федерации Законом  РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности  в РСФСР», утратившим силу после  введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 января 1995 года.

Формирование  муниципальной собственности началось еще до новой Конституции Российской Федерации с принятием Закона РСФСР «О местном самоуправлении в  РСФСР»4.

Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Сонета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»5.

В развитие названного выше постановления Президент Российской Федерации своим Распоряжением от 18 марта 1992 г. утвердил Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности6. Указанное Положение установило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, а также порядок оформления прав собственности. Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в соответствующем реестре муниципальной собственности. Согласно Положению право и обязанность ведения реестра по объектам, переданным в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению имуществом городов и районов.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях  местного самоуправления в Российской Федерации»7 было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формирование муниципальной  собственности существенным образом влиял и процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»8, а также Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г.9, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов Российской Федерации, а также комитетами по управлению имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления.

В связи с  тем, что многие приватизируемые  государственные предприятия имеют  в своем ведении объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издали ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок дальнейшего функционирования этих объектов. К этим актам относятся:

Указ Президента Российской Федерации «Об использовании  объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993 г.10;

Указ Президента Российской Федерации «О полномочиях  Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 28 октября 1994 г.11;

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в ведение местных органов исполнительной власти при приватизации предприятий» от 23 декабря 1993 г.12;

Постановление Правительства Российской Федерации  «О порядке передачи объектов социально-культурного  и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» от 7 марта 1995 г.13

На основе данных нормативных актов многие из объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся ранее в ведении предприятий, перешли в собственность муниципальных образований.

На основании названных  актов была сформирована муниципальная  собственность в районах и  городах областного подчинения. Впоследствии, с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уравнявшего в правах все муниципальные образования, начался процесс разграничения муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов.

Как считает  Широков А. Н., «большое внимание передаче объектов государственной собственности  в муниципальную собственность  уделяется в связи с тем, что  изначально в СССР, а затем в  Российской Федерации вся собственность  являлась государственной, и первичное формирование федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности происходит на основе разграничения общегосударственной собственности между уровнями власти»14.

В дальнейшем формирование муниципальной собственности может идти путем создания новых объектов собственности, приобретения, получения в дар, принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов и другими законными способами.

1.2. Содержание права муниципальной собственности. Порядок правового регулирования института муниципальной собственности Российской Федерации.

Любое общество располагает  некоторой  совокупностью  материальных  благ, которые  в  рамках  отдельного  государства   формируют   его   национальное богатство.   Потребление   национального   богатства,   осуществляемое   для удовлетворения  потребностей  и  интересов  субъектов  общества  (граждан  и различных  общественных  институтов),  реализуется  путем  его присвоения. Присвоение  в  своем  историческом  развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого  развития закрепляется в системе  юридических норм, которые в настоящее  время рассматривают право собственности  в  триединстве  владения, распоряжения и пользования.

Другими словами,  собственность - это отношение между  человеком и группой или сообществом  субъектов с  одной стороны,  и  любой  субстанцией  материального  мира  (объектом),  с  другой стороны, заключающееся в постоянном  или  временном,  частичном  или  полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.

С  этой  точки  зрения  понятие  муниципальной  собственности  прежде   всего   является юридическим и  характеризует  определенный  перечень  прав  муниципальных образований (народа) по  отношению  к отдельным элементам национального богатства.

Муниципальная собственность  в отличие от частной призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях собственности выступает (муниципальная собственность).

В ситуации, когда муниципальные  образования, являющиеся субъектами права  вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов15.

Правовое регулирование  института муниципальной собственности  в РФ: порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения осуществляется целым рядом нормативных актов.

В ряде субъектов  Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы  о муниципальной собственности, решены. В них приняты  специальные законы о муниципальной собственности. Так, в Московской области принят Закон «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью Московской области». В Еврейской автономной области - Закон от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность».

Право  собственности  относится  к  категории  вещных  прав,  сущность которых  заключается  в  прямом  господстве   над   вещью,   подразумевающем использование   ее   управомоченным   лицом   в   своих   интересах,   и   в исключительности осуществления данной возможности.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования  и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Право муниципальной собственности