Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:04, реферат
Клинико-диагностическая лаборатория является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения и создается на правах отделения.
КДЛ, независимо от подчиненности и формы собственности, должна иметь сертификат на избранный вид деятельности.
Штаты КДЛ устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами с учетом местных условий или рассчитываются в соответствии с объемом работы (приложение 12 к приказу МЗ РФ №380).
Безопасность и охрана труда в клинико-диагностических подразделениях и бак. лабораториях
Введение
Клинико-диагностическая лаборатория является диагностическим подразделением лечебно-профилактического учреждения и создается на правах отделения.
КДЛ, независимо от подчиненности и формы собственности, должна иметь сертификат на избранный вид деятельности.
Штаты
КДЛ устанавливаются в
Оснащение КДЛ осуществляется в соответствии с профилем и уровнем лечебно-профилактического учреждения (приложение 8 к приказу МЗ РФ № 380).
КДЛ размещается в специально оборудованных помещениях, полностью соответствующих требованиям правил по устройству, эксплуатации и технике безопасности.
Значительное увеличение номенклатуры, общего количества эксплуатируемой медицинской техники, а также внедрение в медицинскую практику многофункциональных комплексов и автоматизированных систем с использованием средств вычислительной техники и микропроцессоров требуют нового подхода к обеспечению безопасности применения изделий медицинской техники. Усложнение медицинской техники требует повышения квалификации обслуживающего персонала, то есть высокого уровня подготовки и обучения его. Персонал обязан знать и выполнять требования эксплуатационной документации, стандартов, инструкций, настоящих правил, а также обладать необходимыми навыками эксплуатации медицинской техники для обеспечения безопасности пациента, персонала и окружающей среды.
При правильном использовании аппаратуры и ее периодичной проверке персонал может не только постоянно поддерживать высокую степень безопасности, но и помочь обнаружить потенциально опасные дефекты прежде, чем они нанесут вред пациенту, персоналу.
Настоящие (системы) и инструменты (в дальнейшем - изделия) в учреждениях здравоохранения.
Безопасность персонала и пациентов при эксплуатации изделий медицинской техники должна обеспечиваться:
Правила устанавливающие общие требования по обеспечению
безопасности медицинского персонала, обслуживающего медицинские
аппараты, приборы, оборудование и состоящие из них комплексы
1.1. Область распространения и порядок применения правил
Настоящие
Правила распространяются на персонал,
эксплуатирующий изделия
Требования настоящих Правил являются обязательными. Отступления от них не допускаются.
Персонал при работе должен также выполнять требования соответствующих стандартов системы, а также стандартов безопасности труда и указания эксплуатационных документов на применяемые изделия медицинской техники.
В медицинской практике могут применяться только изделия, соответствующие требованиям стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, разрешенные к применению в установленном порядке.
Защитные средства, применяемые для обеспечения безопасности персонала и пациентов при эксплуатации некоторых видов изделий медицинской техники (например, рентгеновских, физиотерапевтических и других аппаратов), должны удовлетворять стандартам и другой нормативно-технической документации на эти средства.
Средства
защиты подлежат осмотрам и испытаниям
в установленные сроки и в
установленном порядке.
1.2. Требования к персоналу, эксплуатирующему медицинскую технику.
К самостоятельной эксплуатации изделий медицинской техники допускается только специально обученный и аттестованный персонал не моложе 18 лет, пригодный по состоянию здоровья и квалификации к выполнению указанных работ.
Руководители структурных подразделений, эксплуатирующих изделия медицинской техники, обязаны на основании настоящих Правил, эксплуатационной документации на изделия и конкретных условий работы разработать инструкции по технике безопасности и производственной санитарии по каждому участку работы, которые должны быть согласованы с инженером по охране труда и утверждены руководством учреждения здравоохранения совместно с профсоюзным комитетом.
В помещениях, где постоянно эксплуатируется медицинская техника, должны быть вывешены в доступном для персонала месте, с учетом норм производственной санитарии, инструкции по технике безопасности, в которых должны быть четко сформулированы действия персонала в случае возникновения аварий, пожаров, электротравм.
Руководители
структурных подразделений
1.3. Сопроводительные документы
Документы, сопровождающие изделия медицинской техники, содержат важную информацию для персонала по безопасности и правильному применению, техническому обслуживанию и ремонту изделия. Как правило, сопроводительные документы состоят из паспорта, инструкции по эксплуатации и технического описания изделия.
Полный комплект сопроводительной документации должен храниться непосредственно в отделении, эксплуатирующем данное изделие. Запрещается эксплуатация изделия без сопроводительных документов.
Персонал должен знать информацию, изложенную в сопроводительной документации, и руководствоваться ею при эксплуатации изделий медицинской техники.
Требования электробезопасности при эксплуатации медицинской техники.
Для
защиты от поражения электрическим
током все доступные для
Непрерывность цепи между зажимом защитного заземления на аппаратуре класса 01 и заземляющей (зануляющей) клеммой на пусковом щитке или шине защитного заземления должны проверяться персоналом в начале каждого рабочего дня (смены) и при техническом обслуживании. Запрещается подача сетевого питания на аппарат при нарушении непрерывности цепи.
В
помещениях, где эксплуатируется
электромедицинская аппаратура, в целях
электробезопасности радиаторы
и металлические трубы
Персоналу запрещается включать электроприемки в электрическую сеть при поврежденной изоляции шнура (кабеля) питания и корпуса штепсельной вилки, а также других дефектах, при которых возможно прикосновение персонала к частям, находящимся под напряжением.
При обнаружении неисправности в процессе эксплуатации электромедицинской аппаратуры персонал должен немедленно отключить неисправный аппарат от сети, сделать соответствующую запись в журнале технического обслуживания, доложить об этом заведующему отделением. Работать с этим аппаратом персонал может только после устранения неисправности и наличия соответствующей записи электромеханика в журнале техобслуживания.
Запрещается выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.
Запрещается провозить тележки и наступать на электрические кабели или шнуры электроприемников.
В медицинских учреждениях при подключении изделий медицинской техники запрещается использование переходников и удлинителей, поэтому в помещениях должно предусматриваться достаточное число штепсельных розеток в соответствующих местах.
Персоналу запрещается использовать электрическое оборудование, не ознакомившись предварительно с принципом его работы и опасностями, которые могут возникнуть при эксплуатации.
Персоналу
запрещается устранять
Запрещается применять
в лечебных учреждениях электрические
плитки с открытыми подогревателями (спиралями),
электрообогреватели без защитных ограждающих
устройств и другие электроприемники,
имеющие доступные для прикосновения
части под напряжением.
Требования по предотвращению механических травм
При несоблюдении персоналом указаний эксплуатационной документации по безопасности применения изделий медицинской техники и других нормативных документов возможны механические травмы движущимися частями из-за опрокидывания изделия, повреждения систем, поддерживающих пациента и подвешенных частей аппаратуры, в результате взрывов аппаратов ингаляционного наркоза, флаконов при разгрузке стерилизатора после стерилизации растворов, сосудов, находящихся под давлением, и в других случаях.
Персонал обязан знать и выполнять указания по безопасности эксплуатационной и другой нормативно-технической документации.
В
процессе эксплуатации изделий медицинской
техники должна быть исключена возможность
их падения (опрокидывания), персонал должен
периодически проверять надежность
крепления узлов и деталей изделия, функционирование
защитных устройств, контролировать периодичность
технического обслуживания изделий и
при необходимости консультироваться
у инженерно-технических работников о
том, как обеспечить достаточный уровень
безопасности.
Требования безопасности при эксплуатации аппаратов ультравысокой (УВЧ) и сверхвысокой частот (СВЧ)
Систематическое воздействие на обслуживающий персонал поля ультравысокой и сверхвысокой частот, интенсивность которого превышает допустимые величины, нарушает функциональное состояние нервной и сердечно-сосудистой систем человека.
ГОСТ
12.1.006-76(6) "Электромагнитные поля радиочастот.
Общие требования безопасности"
устанавливает предельно
При проведении процедур УВЧ-терапии необходима настройка терапевтического контура в резонанс с генератором, суммарный зазор между электродами и кожей пациента не должен превышать 6 см. Расстройка выходного контура для уменьшения выходной мощности аппарата недопустима.
Эксплуатация аппаратов УВЧ- и СВЧ-терапии с выходной мощностью более 100 Вт и с дистанционным методом облучения должна производиться в специально выделенных помещениях или в экранирующих кабинах, в которых размещаются аппараты и пациенты. Эксплуатация аппаратов с контактным расположением излучателей возможна в общем помещении.
Запрещается
пребывание персонала в зоне прямого
излучения аппаратов
Для уменьшения излучения в окружающее пространство высокое напряжение на генератор должно подаваться только после установки излучателя непосредственно на облучаемый участок тела; перед прекращением процедуры следует сразу выключить высокое напряжение. Размеры и форма излучателя должны соответствовать облучаемому участку тела.
Для защиты глаз пациента при облучении области головы СВЧ (за исключением лечения офтальмологических заболеваний) необходимо применение защитных очков типа ОРЗ-5.
Персонал,
подвергающийся при работе воздействию
СВЧ или УВЧ электромагнитных
полей, ежегодно подлежит в целях
профилактики обязательному медицинскому
осмотру.
Требования безопасности по предупреждению воздействия химических
факторов
При эксплуатации медицинского лабораторного оборудования на поверхность изделий и в окружающее пространство возможно попадание вредных химических веществ, представляющих опасность для обслуживающего персонала. Требования безопасности определяются ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны", ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества" и "Правилами устройства, техники безопасности и производственной санитарии при работе в клинико-диагностических лабораториях ЛПУ системы Минздрава СССР".